Украина. Если в кране нет газа
Газовая политика Киева имеет ту особенность, что в её провалах виновен кто угодно, но не власти Украины. По крайней мере, сами они прилагают массу усилий, чтобы все обстояло именно так.
С самого начала мартовского кризиса в нехватке газа Киев «назначил» виновным «Газпром», а на днях о том же самом было заявлено на уровне ЕС.
На брифинге в Киеве Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини сказала: «”Газпром” остановил поставки газа на Украину, по которым была перечислена предоплата. По нашему мнению, «Газпром» должен полностью выполнять свои обязательства». Могерини также заявила, что «Еврокомиссия, в частности в лице Шефчовича, прилагает максимум усилий для урегулирования этой ситуации». Вероятно, она имела в виду заявление вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича от 2 марта и его последующие консультации с российской и украинской сторонами.
На Украине многое понимается совсем не так, как за её пределами, очередным примером чего и стали заявления Шефчовича и Могерини.
Заявление Шефчовича касалось «беспокойства властей Украины относительно возможной чрезвычайной ситуации в Украинской газотранспортной системе (ГТС)», а не проблем с газоснабжением внутри самой страны, как это склонны понимать на Украине.
Заявление Могерини свидетельствует о том, что она прекрасно понимает разницу между пиаром властей на экспорт (мол, мы беспокоимся о транзите для вас, дорогие европейцы) и внутри страны (дескать, ЕС поддерживает нас в противостоянии с Россией). В Киеве Могерини говорит в тон киевским властям, и у местных складывается впечатление, что гуманная Еврокомиссия делает выговор «Газпрому», который обижает жителей Украины.
Но европейцев в первую очередь волнует транзит, и было бы странно, если бы было иначе. Собственно, из заявления Шефчовича это вытекает совершено ясно: «Комиссия считает, что данная ситуация вызывает обеспокоенность не только в плане прямых поставок природного газа на Украину, но, возможно, также для транзита газа в ЕС». Почему «Газпром» не поставляет газ в Европе понимают: «Похоже, «Нафтогазу» и «Газпрому» не удалось договориться об условиях импорта природного газа, несмотря на решение Стокгольмского арбитражного трибунала, что привело к отказу от поставок природного газа даже для объемов, предоплаченных “Нафтогазом”».
Могерини, разумеется, также осведомлена, что у «Газпрома» не было оснований поставлять газ потому, что обе компании просто не заключили контракт, хотя с декабрьского решения Стокгольмского суда прошло более двух месяцев. Договоренности нет, но обязательства у «Газпрома» все равно есть – в Киеве Могерини говорит то, что от нее хотят здесь услышать.
На самом деле претензии следует предъявлять руководству «Нафтогаза». «Что мешало «Нафтогазу» подписать дополнительное соглашение с 22 декабря 2017 года, когда прозвучало первое решение Стокгольмского арбитража по контракту на поставку? Не надо быть юристом, чтобы понимать: если два хозяйствующих субъекта получают решение арбитража, то они должны каким-то образом его формализовать. Формализовать его можно согласно положениям контракта от 2009 года путем подписания дополнительного соглашения. Почему «Нафтогаз» не подписал дополнительное соглашение с «Газпромом» до 1 марта? Почему он перечислил деньги на основании старого контракта? Нужно ведь имплементировать решение Стокгольмского арбитража в контракт на поставку. А теперь «Газпром» у нас виноват», - комментирует Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.
В начале марта на Украине случилось то, о чем так долго предупреждали эксперты: из-за неожиданных холодов потребление газа резко увеличилось, а из-за того, что газа в ПГХ закачали мало, извлекать необходимые объемы было технически невозможно.
«Три года подряд глава «Нафтогаза» говорил: “Мы закачиваем в хранилища минимум, нам этого хватит потому, что зимы теплые”. А экспертное сообщество говорило: не дай Бог, температуры станут ниже минус 10 на неделю-две, не хватит вам этих объемов. Представьте, что такой мороз был бы в прошлом году, когда в хранилищах оставалось 8 млрд/ кубов. Сейчас мы не можем поднять (газ из хранилищ) – чем меньше газа в хранилищах, тем меньше газа за единицу времени можно поднять. Даже при 10 млрд. куб. м газа в хранилищах обеспечить стабильное, бесперебойное газоснабжение – проблема», - говорит Валентин Землянский.
«Эти риски были понятны. Непонятно, почему это на третий год случилось. В прошлом году запасы были меньше. Коболев (глава «Нефтегаза») сидел и смотрел на европейские котировки и на потребление газа. Он понимал, что к 1 марта без российского газа возникнет дефицит. Европейский газ они покупать не хотели – там цены выросли до тысячи долларов», – говорит Дмитрий Марунич.
Таблица № 1.
Потребление и импорт газа в Украине с начала независимости, млрд. куб.м.
Год |
Потребление |
Импорт |
Доля импорта, % |
1991 |
118,2 |
91,6 |
78 |
1992 |
113,4 |
89,1 |
79 |
1993 |
102,8 |
79,6 |
77 |
1994 |
92,4 |
69,0 |
75 |
1995 |
85,4 |
66,3 |
78 |
1996 |
86,0 |
71,2 |
83 |
1997 |
81,3 |
62,4 |
77 |
1998 |
75,6 |
53,6 |
71 |
1999 |
75,7 |
70 |
79 |
2000 |
73,4 |
59,3 |
81 |
2001 |
69,8 |
56,9 |
81 |
2002 |
69,8 |
57,7 |
83 |
2003 |
76,3 |
58,7 |
77 |
2004 |
75,8 |
59,2 |
78 |
2005 |
76,4 |
61,7 |
81 |
2006 |
73,9 |
57,0 |
77 |
2007 |
69,8 |
58,8 |
84 |
2008 |
66,3 |
52,6 |
79 |
2009 |
51,9 |
27,0 |
52 |
2010 |
57,6 |
36,6 |
64 |
2011 |
59,3 |
44,8 |
60 |
2012 |
54,8 |
32,9 |
60 |
2013 |
50,4 |
28,0 |
56 |
2014 |
42,6 |
19,5 |
46 |
2015 |
33,8 |
16,4 |
49 |
2016 |
33,3 |
11,1 |
33 |
2017 |
31,9 |
14,1 |
44 |
Источник: НАК «НафтогазУкраины», Госкомстат Украины
Диаграмма №1.
Потребление и импорт газа с начала независимости, млрд. куб. м
Источник: НАК «Нафтогаз Украины», Госкомстат Украины
Диаграмма № 2.
Доля импортного газа
Источник: НАК «Нафтогаз Украины», Госкомстат Украины
При этом из мартовского кризиса выводов пока не сделали – на следующий сезон опять хотят экономить на безопасности и закачать в ПГХ Украины еще меньше газа, чем на эту зиму. «В порядке финплана, который подал Коболев и утвердил Кабмин, в этом году собираются закачать 13,5 млрд. куб. м. В этом году было 16 млрд. куб. м, и что мы получили?» - отмечает Дмитрий Марунич.
Таким образом, если кто-то и не выполняет своих обязательств, то это «Нафтогаз», в уставе которого бесперебойное газоснабжение потребителей Украины определено как основная цель работы компании.
Не выполняет их и правительство Украины, которое в лице премьер-министра Владимира Гройсмана неоднократно обещало, что газ для населения дорожать не будет. Обещать это он начал еще в апреле 2016 года, после первого значительного повышения цены. «Убежден в том, что мы в этом вопросе сегодня поставим точку, и это будет последнее изменение цены на газ в жизни нашего государства», - заявил тогда премьер. За прошедшие почти два года «точка» неоднократно оказывалась «запятой», последняя из которых была поставлена в конце января, когда Гройсман на своей странице в «Твиттере» сообщил, что правительство «находится в диалоге об оптимальной цене на газ», и в нынешнем сезоне повышений не будет, «как я и обещал».
Как к этим обещаниям относятся жители Украины, понятно из комментариев под записью.
На этот раз виновником считается МВФ, с которым и «находится в диалоге» правительство. В конце прошлого года МВФ напомнил, что согласно заключенному ранее меморандуму правительство Украины должно откорректировать значение цены на природный газ на внутреннем рынке до уровня импортного паритета. Паритет был нарушен из-за падения курса гривны и удорожания газа на европейских площадках.
По словам Валентина Землянского, в январе на европейском хабе цена составляла порядка 250 долл. за тыс. кубометров, чем и объясняется заявленная цена 9,5-10 грн. за кубометр, до этой цены могут «подтянуть» цену для населения, если МВФ удастся настоять на своем.
«Повышение цены для населения аргументируется Постановлением Кабмина № 187, действие которого истекает 31 марта, – говорит эксперт. – Оно не пролонгировано. Дальше должно быть какое-то решение Кабмина. Вместо него может быть принято другое постановление. Насколько оно будет совпадать с положениями, прописанными в меморандуме с МВФ, посмотрим. Если следовать логике поэтапного повышения на несколько процентов, то тогда к началу отопительного сезона мы выйдем на цену порядка 7,5 грн. По крайней мере, Гройсман и Кабмин этого хотят. Удастся ли это, зависит от того, насколько сильным будет прессинг со стороны МВФ».
И продолжает: «Если следовать логике МВФ, то будет резкий рост. Тогда надо отменять Постановление № 187, и цена устанавливается рынком, т.е. «Нефтегазом». Но я очень сомневаюсь, что этот сценарий сильного роста цены будет реализован в этом году. Это помножит на ноль и без того низкие рейтинги «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». И за субсидиями обратятся уже практически 100% населения».
Таблица № 2.
Импорт газа 2013-2017 гг. по направлениям, млрд. куб. м
Направление |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Россия |
25,8 |
14,4 |
6,1 |
0 |
0 |
Словакия |
0 |
3,6 |
9,7 |
9,1 |
9,9 |
Польша |
0,9 |
0,9 |
0,1 |
1 |
1,3 |
Венгрия |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
1 |
2,8 |
Всего |
28,0 |
19,5 |
16,4 |
11,1 |
14,1 |
Источник: НАК «Нафтогаз Украины», Госкомстат Украины
Диаграмма № 3.
Импорт газа 2013-2017 гг. по направлениям, млрд. куб.м
Источник: НАК «Нафтогаз Украины», Госкомстат Украины
Таблица № 3.
Расходы на закупку газа в РФ и ЕС, 2013-2017 гг., млрд. долл. США
Направление |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Россия |
10,7 |
3,9 |
1,7 |
0 |
0 |
ЕС |
0,9 |
1,8 |
2,8 |
2,2 |
3,2 |
Всего |
11,5 |
5,7 |
4,5 |
2,2 |
3,2 |
Источник: НАК «Нафтогаз Украины», Госкомстат Украины
Цена на газ могла бы быть меньше, если бы поставки шли напрямую из России. Но политика «энергонезависимости» привела к тому, что Украина с 2016 года закупает реверсный газ, т.е. тот же российский, но с наценкой европейских поставщиков. «Российский газ составляет практически 100% реверсного газа. Это технически газ «Газпрома», ни для кого это не секрет. Мы закупаем российский газ через посредников», - говорит Валентин Землянский.
Поставив Украину в зависимость от европейских цен на газ, правительство пытается изображать, что отстаивает интересы Украины в споре с МВФ. Так, Порошенко в недавнем интервью Financial Times заявил, что «некоторые украинские чиновники в частном порядке предупреждали МВФ не слишком сильно давить на хрупкое киевское правительство в политически непопулярных вопросах, таких как рост цен на газ». Он также назвал предыдущие повышения цены на газ «санкционированными МВФ» (IMF-mandated gas price increases).
Таким образом, и в этом вопросе виновником неприятностей жителей Украины оказывается кто-то посторонний, но не их правительство. Но именно оно в свое время согласилось привязать цену к импорту и зафиксировало это в меморандуме, и сейчас МВФ лишь требует выполнить это условие продолжения сотрудничества, иначе Украина просто не получит следующих траншей.
Если бы Порошенко, Кабмин и государственный «Нафтогаз» действительно думали об интересах граждан Украины, то они подписывали бы соответствующие договоренности, а не пытались бы свалить вину на кого-то еще.