Украина всё выходит и выходит из СНГ
В августе Украина расторгла еще семь заключенных в рамках СНГ договоров по урегулированию отношений в сфере гражданской авиации. Это уже не первый случай, когда Киев разрывает соглашения – ранее было объявлено об отказе от сотрудничества пограничных войск стран-участниц СНГ в сфере научно-исследовательской деятельности, о прекращении участия Украины в соглашениях о гуманитарном сотрудничестве и о создании совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ.
Конечно, весь список расторгнутых договоров этим не ограничивается, но тенденция налицо.
А ведь когда-то именно Украина была не просто одной из республик, возжелавших выйти из СССР. Именно Украина в 1991 году была одним из трёх инициаторов создания Содружества Независимых Государств. В тексте соглашения о создании СНГ сказано: «Развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности». И подписаны эти слова тогдашними руководителями Украины. И никто эти подписи не отзывал.
Но сегодня почему-то получается так, что именно Украина прилагает максимум усилий, чтобы развалить договорно-правовую базу Содружества.
И, что характерно, начались эти телодвижения тоже в 90-е годы. Такая вот «многовекторность». Ведь Украина, хотя и подписала все уставные документы СНГ, так и не ратифицировала их. Это было очень удобно: когда отношения в рамках Содружества были выгодны в первую очередь Киеву, немедленно вспоминалось о членстве. А когда нужно было пойти на какие-то компромиссы, то «мы в СНГ де-юре не состоим». Но ведь сотрудничество потому и называется взаимовыгодным, что обе стороны идут на какие-то уступки друг другу и в итоге выигрывают все.
Похоже, в Киеве изначально рассчитывали на игру в одни ворота. Взять хотя бы соглашение о Зоне свободной торговли СНГ, которое позволило украинским товарам беспошлинно выйти на рынки стран-участниц (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Одновременно с подписанием этого документа велись переговоры с ЕС, равно как и свободной торговле. А ведь соглашения с ЕС откровенно противоречили обязательствам Украины перед СНГ. Более того, ряд положений соглашений с ЕС способствовал подрыву экономической безопасности других участников ЗСТ СНГ. Но сиюминутная выгода для Киева оказалась важнее. И таких примеров можно привести десятки.
После «революции гидности» вся эта деятельность значительно активизировалась. Для начала Украина отозвала своих представителей из уставных органов СНГ (Советы глав государств, глав правительств, Советы министров иностранных дел, обороны, командующих пограничными войсками, Межпарламентская ассамблея и Экономический суд стран-участников СНГ). Взносы, к слову, Киев прекратил платить еще раньше – в 2014 году, но Устав СНГ не предусматривает «исключения за неуплату», чем, собственно, Киев и пользуется.
В том же 2018 году тогда еще президент Порошенко специальным указом распорядился приостановить действие (фактически расторгнуть) целого списка договоров, заключённых в рамках СНГ. Правда, сам список по каким-то причинам публиковать не стали, он был объявлен «для служебного пользования».
И 2019 год начался для Украины с расторжения сразу четырёх соглашений по СНГ: «О межгосударственном обмене экономической информацией», «Об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности», «О сотрудничестве в области ВЭД и об общих условиях поставок товаров между организациями стран СНГ».
А буквально через пару недель после этого демарша МИД Украины объявил о грядущей денонсации сразу 236 соглашений в рамках СНГ. Разумеется, киевские дипломаты собрались разрывать «только те договоры, которые не повлияют на интересы граждан Украины и бизнеса». Опять двойные стандарты.
Вакханалия с расторжениями продолжилась и после смены президента. Уже Владимир Зеленский оформил выход Украины из соглашений «О создании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств», «О гуманитарном сотрудничестве и о Совете по гуманитарному сотрудничеству». И вот на днях – разрыв целого пакета документов по гражданской авиации.
Но разве отсутствие сотрудничества со странами СНГ не влияет на интересы граждан?
Или гуманитарное сотрудничество может плохо влиять на «интересы граждан Украины и бизнеса»?
Эти вопросы Киев оставляет без ответа. Есть вероятность, что сотрудничество в рамках СНГ плохо влияет на сугубо личные интересы каких-то отдельно взятых граждан (вряд ли эти личные интересы совпадают с интересами народа), но это ведь только вероятность, не так ли?
Нельзя не отметить еще один важный вопрос. Вместе с гуманитарными договоренностями было также расторгнуто соглашение о взаимной сохранности межгосударственных секретов в области охраны изобретений. Фактически это означает, что Киев отказался от обязательств по хранению известных ему технических (и военно-технических) секретов стран СНГ, которые, заметим, он ранее и получил именно в рамках сотрудничества.
«Мы внимательно пересмотрим все договоры, заключённые в рамках СНГ, и выйдем из тех, в которых найдем хотя бы малейшее несоответствие нашим украинским, национальным интересам», – сказал Петр Порошенко в свою бытность президентом. А совпадают ли реальные интересы Украины и её граждан с тем, что представляют себе киевские власти, и тем, что навязывают «западные партнёры».
А ведь вопросы и двусторонних (Украина-Россия), и многосторонних (например, Украина-Россия-Белоруссия) отношений никуда не исчезают. И если не прилагать усилий, не выстраивать диалог, они так и останутся нерешёнными. И нужно ли Украине, у которой и без того пространство для маневра весьма ограничено, лишаться ещё одной площадки для диалога, каковой является СНГ?