Украинские пасьянсы: политическая ситуация накануне президентской избирательной кампании (II)
9.03.2009
Напечатать
А
А
А
Перипетии и тупики властного конфликта
Начав против Ю.Тимошенко силовую кампанию в связи с газовыми соглашениями от 19 января 2009 г. и присвоением газа, принадлежавшего компании «РосУкрЭнерго», аппарат В.Ющенко уже не сможет ограничиться лишь угрозами и голословными обвинениями.
Предпринятые со стороны СБУ и секретариата президента действия должны закончиться каким-то определённым результатом:
- либо должны быть обнародованы прямые и подтверждённые обвинения в адрес руководства «Нафтогаза Украины», а также предоставлены убедительные доказательства лжи и «измены» самой Ю.Тимошенко,
- либо все это приведет к «политическому самоубийству» В.Ющенко и досрочному распаду его режима. По крайней мере, именно такие угрозы Ю.Тимошенко высказала в адрес В.Ющенко в своем интервью газете «Le Monde» (04.03).
В первом случае – выдвижение против Тимошенко серьёзных и обоснованных обвинений, которые будут подтверждены документами и свидетельствами сотрудников «Нафтогаза Украины», против Ю.Тимошенко будет возбуждено следствие. По его завершении дело может быть даже передано в суд. Однако именно тут как раз и начнётся самое интересное. Во-первых, представить себе арест и заключение Ю.Тимошенко под стражу весьма сложно. БЮТ немедленно организует массовку протеста и провалит операцию задержания. Поскольку БЮТ и В.Онопенко контролируют судебную систему, любой суд превратится в фарс и демонстрацию триумфа самой обвиняемой.
Во втором случае, если Ю.Тимошенко перейдет в наступление, блокаде и травле будет подвергнут сам В.Ющенко. В этом случае для БЮТ и Ю.Тимошенко единственным существенным фактором сдерживания и неопределённости остается позиция Партии регионов, которую БЮТ попытается каким-то образом нейтрализовать.
Вопрос о газовых контрактах с «Газпромом» от 19 января 2009 г. – особая тема и отдельный вектор внутривластного конфликта. Кроме окружения Тимошенко, всего пакета документов по газу никто не видел – ни президент и его секретариат, ни профильные комитеты парламента. Сами контракты трудно назвать выгодными для Украины. И, поскольку выполнить их будет крайне сложно, можно предположить, что раньше или позже они будут пересмотрены.
Разумеется, секретариат В.Ющенко не настолько наивен, чтобы добиваться немедленного блокирования и отмены контактов. Его цели более конкретны. Вероятно, главной задачей В.Ющенко и руководства СБУ является демонстрация Москве главенства украинского президента в формировании условий поставок и транзита газа, что можно расценить как приглашение к диалогу, от которого Ю.Тимошенко и В.Путин успешно отодвинули В.Ющенко после переговоров на президентском уровне в феврале 2008 г. Не исключено, что таким образом аппарат В.Ющенко моделирует поводы и основания для изменения условий этих контрактов, если, к примеру, выяснится, что они содержат разночтения, противоречия или неясные с правовой точки зрения моменты.
Другой задачей аппарата В.Ющенко является возврат компании «РосУкрЭнерго» собственности на часть газа, который был конфискован у неё «Нафтогазом Украины» по прямому указанию правительства. Вероятно, интерес к этой проблеме мотивируется необходимостью получения средств на проведение президентских и парламентских выборов.
Сопутствующей задачей следствия является дискредитация премьера и правительства, что могло бы стать основанием для каких-то экстраординарных решений, связанных с изменением состава правительства (например, в связи с невозможностью исполнения премьером своих полномочий в связи с выдвинутыми против неё обвинениями и т. п.).
В политическом отношении почва и возможности для провоцирования отставки Ю.Тимошенко представляются крайне зыбкими. Не следует забывать, что в октябре - ноябре 2008 г. В.Ющенко не удалось продавить своё решение о проведении досрочных парламентских выборов, хотя его указ формально был лишь «отложен».
Ю.Тимошенко, рейтинг которой начал падать, заинтересована в скорейшей развязке. Правящая коалиция нестабильна, возглавляемое ей правительство не легитимно с конституционной точки зрения и держится исключительно за счёт голосов КПУ. Парламентская коалиция может рассчитывать на сколько-нибудь стабильную поддержку лишь 215 - 220 депутатов. Цифра в 230 голосов за правительственные законопроекты встречается значительно реже и, как правило, лишь вследствие межфракционных договорённостей по каждому конкретному поводу.
Экономическое положение страны ухудшается. Удержать экономическую ситуацию правительство вряд ли сумеет, тем более что у него нет ни экономической стратегии, ни реальной программы действий. Ю.Тимошенко рассматривает политику исключительно как сферу манипуляций и технологий массового воздействия. Поскольку она, наконец, поняла, что кризис будет затяжным и «в одночасье» не рассосётся, главный расчет Ю.Тимошенко строится на том, чтобы получить всю полноту власти в стране до полного коллапса экономики (то есть дотянуть до выборов президента, которые лучше проводить не позже начала осени 2009 г.). Всё это заставляет спешить с развязкой.
С точки зрения В.Ющенко, контролируемую «просадку экономики» можно считать в определённой мере выгодной, поскольку лишь такой вариант позволяет дискредитировать Ю.Тимошенко. Тем не менее рассчитывать на трезвость оценок электората как минимум наивно. Общественное сознание Центральной Украины испытывает склонность верить мифам и подвержено воздействию актёрского таланта премьера и политических технологий её штаба. Когда Ю.Тимошенко вкладывает в свои заявления о стремлении защитить интересы страны и народа всю силу личного убеждения, значительный сегмент избирателей склонен некритически воспринимать её откровения и не утруждать себя оценкой их правдивости.
В углублении экономического кризиса в наименьшей мере заинтересовано руководство ПР, которое связано с промышленным капиталом и опасается полного крушения индустриальной базы Украины. Однако понимание ущербности пребывания при власти нынешнего правительства не приводит к соответствующим выводам и действиям. Близкие к партии лидеры крупных промышленно-финансовых групп склонны учитывать все возможные варианты, включая победу Ю.Тимошенко на президентских выборах. В результате ПР предпочитает тактику бездействия. Её лидеры, похоже, более склонны проиграть очередные выборы, чем подвергнуться репрессиям со стороны очередного «революционного правительства».
Несмотря на конфликт властей и неясность статуса властных структур, до последнего времени БЮТ и ПР ориентировались на конституционное развитие событий. В связи с этим вице-спикер Н.Томенко (БЮТ) предполагает, что для обеспечения победы Ю.Тимошенко на президентских выборах следует предпринять попытку расширения базы политической поддержки и избежать жёсткой конфронтации «на флангах». По его словам, для того, чтобы занять пост президента, Ю.Тимошенко должна заключить пакт с А.Яценюком, гарантировав ему пост премьера-министра, и В.Литвином, гарантировав тому сохранение поста председателя парламента [5]. По мнению Н.Томенко, президентские выборы следует провести «не позже» сентября 2009 г., а парламентские – весной 2010 г., что наиболее выгодно для группировки, одержавшей победу на выборах президента.
Соответственно, если аппарат президента и СБУ проиграют в конфликте вокруг «Нафтогаза Украины», потенциальная коалиция в поддержку Ю.Тимошенко, включая большую часть фракции «НУ-НС», будет склонять В.Ющенко немедленно подать в отставку, скорее всего – без особых шансов на получение позитивного ответа.
Дальнейшие перспективы противоборства В.Ющенко и Ю.Тимошенко во многом определяются субъективными факторами. Многое будет зависеть от внутренней готовности президента и премьера к обострению политической ситуации. Ю.Тимошенко явно мечется и спешит. Сперва она заявляет Европе о необходимости немедленного проведения досрочных президентских выборов. Когда В.Ющенко отвечает готовностью оказывать сопротивление, Ю.Тимошенко бросается в другую крайность и заявляет, что если Ющенко не отдает власть добровольно, БЮТ займётся реформой Конституции – дабы не терять время даром и создать почву для мобилизации своих сторонников, которых нужно каким-то способом удерживать под своим влиянием до самой даты голосования.
Как представляется, секретариат президента вряд ли поддержит бессмысленное намерение В.Ющенко участвовать в президентских выборах. С точки зрения секретариата президента, проведение парламентских выборов одновременно с выборами президента куда более выгодно, чем их отсрочка до весны 2010 г. В данном случае объяснение крайне простое: если В.Ющенко уже не будет президентом, неизбежная смена губернаторов лишит проющенковские группы административной и финансовой поддержки власти. Поэтому и В.Балога со своим «Единым Центром», и А.Яценюк («Фронт перемен») к выборам будут готовиться серьёзно и последовательно.
Что касается Партии регионов, поведение партийного штаба свидетельствует об отсутствии уверенности в возможности победы В.Януковича. Разумеется, другого кандидата у партии нет. Поскольку руководить штабом в очередной раз, вероятно, будет Б.Колесников, можно предположить, что кампания ПР, как и в 2007 г., будет характеризоваться бюрократическим стилем и пораженческим позиционированием. Хотя с точки зрения критики ситуации в стране и оценки политики Ющенко и Тимошенко представители ПР говорят всё вроде бы правильно, в поведении лидеров партии не чувствуется ни уверенности, ни позитивной энергетики, которые могли бы убедить избирателей в способности В.Януковича и его команды вытащить страну из пропасти. Для того чтобы обеспечить «позитивную динамику» рейтинга В.Януковича, штаб ПР действительно должен был бы проявить чудеса гибкости и изобретательности, предложив обществу понятный и привлекательный «национальный проект», найти союзников и партнёров и, в конце концов, преодолеть политический «комплекс неполноценности» – родовое пятно провальной и невыразительной избирательной кампании 2004 г.
Вторым важным обстоятельством остаётся культурно-языковый водораздел, который предполагает очень слабый переток голосов между оранжевым и бело-сине-красным лагерями. Технологи ПР абсолютно не способны представить людям приемлемую альтернативу политическому курсу и идеологии «оранжевых». ПР лишь спорадически вспоминает о своём же, и, кстати, вполне приемлемом лозунге «Два языка – один народ», обращаясь к нему непосредственно перед очередной датой голосования. Внятной идеологической платформы у партии попросту нет, что делает ПР безоружной перед лицом насмешек и издевательств сторонников Ющенко - Тимошенко. Штаб ПР оказался не способен ни сформулировать свою программу развития украинского общества, ни обозначить альтернативную позицию по многим важным политическим и гуманитарным темам общественной дискуссии, включая статус Украины в международных отношениях, характер связи с Европой, голод 1932-1933 гг., реформа системы образования, ревизия истории, равные конституционные права граждан, культурная идентичность и самобытность, механизм газовых поставок и т. п.
Поэтому в ходе приближающейся избирательной кампании инициативу скорее всего перехватит Ю.Тимошенко, которая будет обвинять президента и оппозицию во всех провалах и неудачах правительства. Как предполагает вице-спикер Н.Томенко, «эффективная коалиция» Тимошенко - Яценюк - Литвин возможна лишь в том случае, если между ними будут пропорционально распределены посты. В противном случае потенциальных партнёров и союзников Ю.Тимошенко постигнет судьба А.Мороза, электорату которого дважды было предложено добровольно проголосовать за Ющенко, что в конечном счете привело к сокращению поддержки и провалу СПУ на выборах 2007 г. В политике безжалостно действует принцип ультимативности самостоятельного участия. Если политический субъект блокируется с более влиятельной и массовой политической группой, он может удержать свою электоральную нишу лишь в том случае, если способен контролировать свой сегмент электората – и с помощью чётко обозначенной идеологии, и с помощью кадрового представительства в системе власти.
Следует также упомянуть о появлении в украинской политике нескольких новых политических проектов. Речь идет о политических движениях, ориентированных на А.Яценюка, А.Гриценко, Н.Катеринчука, В. Волгу. Все они, за исключением В.Волги («Союз левых сил», отколовшийся от левого крыла Социалистической партии) в разной мере связаны с проющенковским конгломератом разномастных партий и групп, который последние 5 лет фигурировал под брендом «Нашей Украины».
Ввиду явной привязки альтернативных политических фигур к истеблишменту, протестная политическая ниша остается практически не занятой. Правда, все же с некоторыми исключениями типа развёртывания радикально-националистической ВО «Свобода» в Галичине и Киеве, а также активизации нескольких левоцентристских групп с ориентацией на разоряющийся городской «средний класс» в крупных городах.
Накануне президентской избирательной кампании раскрутка новых политических структур требует жёсткого противопоставления основному электоральному сопернику. Именно так действует ВО «Свобода» против БЮТ и «Нашей Украины», на электоральную базу которых рассчитывает радикал О.Тягнибок.
В украинском обществе заметен явный кризис мотиваций. Люди устали от вранья, им надоело быть почвой для коррупции и безответственных политических экспериментов. Они не доверяют чиновникам и политикам, но в то же время не знают, как себя вести и что требовать от власти.
В этих условиях на политический выигрыш может претендовать лишь тот, кто знает способы достижения политических целей, может объяснить людям, что нужно сделать для выхода из кризиса и предложить стране рецепты выживания, способные изменить характер правительственной политики и деятельности властных структур.
_____________________
5. Николай Томенко: Тимошенко не станет президентом без Яценюка и Литвина. 26.02.2009 // http://www.pravda.com.ua/ru/news/2009/2/26/89007.htm
74
Поставить лайк: 149
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukrainskie-pasyansy-politicheskaya-situaciya-nakanune-prezidentskoy-izbiratelnoy-kampanii-ii