Украинский авиапром пытается взмахнуть перебитыми крыльями
В традиции украинских политиков – регулярные обещания возродить авиапромышленную отрасль страны. Регулярно на выборах украинцы слушают речи о «величии авиационной и ракетно-космической державы». И очередные планы выхода из системного кризиса этих отраслей.
Напомним инициативы правительства Владимира Гройсмана, который делал себе рекламу на принятии программы развития украинского авиапрома с февраля 2017-го вплоть до своей отставки. Самое интересное, что программа эта была рассчитана до нынешнего 2020 года.
И вот уже нынешние власти берутся за дело. Весной президент В. Зеленский заявил о своей мечте возродить (!) украинский авиапром. 26 июня в «Укроборонпроме» начала работать специальная группа под председательством заместителя генерального директора по трансформации концерна Романа Бондаря и и. о. президента ГП «Антонов» Александра Лося над подготовкой предложений в проект программы возрождения авиационной отрасли на среднесрочную перспективу. В группу вошли, в частности, представители Украинского научно-исследовательского института авиационных технологий, ГП «Ивченко-Прогресс», ГП «Завод 410 ГА», Харьковского машиностроительного завода «ФЭД», Харьковского авиазавода, а также специалисты концерна по авиастроению и стратегическим проектам.
Однако плодотворно этой группе поработать не удалось. Прямой ставленник американцев глава госконцерна «Укроборонпром» Айварас Абромавичус не смог наладить нормального контакта практически со всеми ведущими предприятиями украинского авиапрома. И этому есть логичное объяснение. Нам не раз уже приходилось писать, что его миссия в госконцерне чрезвычайно банальная – ликвидировать всё, что так или иначе завязано на Россию и без российских комплектующих работать не сможет. Наиболее остро это ощущается в авиапромышленной отрасли.
Команда «Укроборонпрома» во главе с А. Абромавичусом предложила переформатировать концерн и создать на его базе шесть государственных холдинговых компаний (авиационную, авиаремонтную, ракетостроительную, бронетанковую, а также радарных и морских систем) и запустить таким образом процесс корпоратизации концерна с дальнейшей приватизацией его активов. Для работников авиапрома это особенно больная тема. Такие предприятия в их нынешнем плачевном финансовом состоянии в частных руках никому не нужны, а вот территории интересны всем любителям «лёгких» денег.
Стоит только напомнить, что ГП «Антонов» и Харьковский авиационный завод расположены в привлекательных с точки зрения застройки районах Киева и Харькова. Даже сам А. Абрамавичус неоднократно (очевидно, лоббируя чьи-то интересы) высказывал идею переноса «Антонова» за пределы украинской столицы. Первыми от таких идей подняли бунт сами антоновцы. В начале июня сотрудники ГП «Антонов» выступили против увольнения их руководителя Александра Донца. Одно из главных требований трудового коллектива – вывести «Антонова» из сферы действия «Укроборонпрома» и передать его в подчинение министерству, которое будет координировать деятельность аэрокосмического и оборонно-промышленного комплексов.
Эти же требования были продублированы на Всеукраинском съезде авиастроителей, который впервые был созван в Харькове в середине июля. Недоверие руководству «Укроборонпрома» выразили представители около 40 предприятий авиастроительной отрасли. В частности, ГК «Украинская самолётостроительная компания», АО «Мотор Січ», ГП «Ивченко-Прогресс», Харьковский авиационный завод, завод «ФЭД», «Укравиапром» и ЦК профсоюза авиастроителей потребовали от правительства и президента незамедлительно вмешаться в конфликтную ситуацию.
«Украинские самолёты – это гражданская авиация: пассажирские региональные самолёты и транспортная авиация, и они не имеют никакого отношения к «Укроборонпрому», который, кстати, нуждается в реформировании», – заявил по этому поводу на съезде руководитель ПАО «Днепропетровский агрегатный завод» Евгений Морозенко. Ещё более резко в отношении госконцерна высказался президент ассоциации «Укравиапром», председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов.
«Надо дать правовую оценку «Укроборонпрому» … Зачем ликвидировали министерство промышленной политики и отдали нас в «Укроборонпром»? Мы что, делаем истребители? Когда я слышу, что в «Укроборонпром» будут привлекаться иностранные инвесторы, у меня возникает вопрос: а вы знаете, господа, что европейское законодательство прямо запрещает предприятиям гражданской авиации сотрудничать и кооперироваться с отраслями военной промышленности? И тот, кто знает это законодательство, понимает, что никогда «Антонов» не сможет работать с французским Airbus, пока «Антонов» находится в подчинении «Укроборонпрома», – говорит он.
К слову, на съезде не было представителей госконцерна, хотя последние были приглашены. А. Абромавичус решил демонстративно отказаться от участия в форуме такого высокого уровня, заранее зная, что его политику будут публично критиковать представители ведущих предприятий авиапрома. Но всё же до нужного адресата обращения авиастроителей дошли, и после данного съезда началась работа по созданию Министерства по вопросам развития стратегических отраслей промышленности Украины, которое и появилось решением правительства от 22 июля.
В некоторой степени этот орган можно считать преемником ликвидированного в 2014 году министерства промышленной политики. Но, в отличие от него, новое министерство не будет заниматься проблемами горно-металлургического комплекса и других базовых промышленных отраслей. В его ведении оказались предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), авиастроения и аэрокосмического комплекса, оставшиеся в госсобственности. «Укроборонпром» в результате этого оказался в прямом подчинении новосозданного органа.
Создание нового министерства большинством украинских экспертов было справедливо расценено как победа директоров предприятий, вовлечённых в управленческую орбиту госконцерна «Укроборонпром», над планами А. Абромавичуса под видом корпоратизации фактически уничтожить остатки украинского авиапрома и ОПК. Подобное аппаратное поражение американский ставленник тяжело перенёс, из-за чего даже хотел было подать в отставку со своей должности. Но пока что на этот шаг и не решился. Или ему не позволили решиться.
Но вывод предприятий украинского авиапрома из-под прямого подчинения «Укроборонпрому» ещё принципиально ничего не решает. Пока что украинские авиастроители одержали временную победу, которая лишь оттягивает приговор, который вынесли этой отрасли за океаном. На том же съезде авиастроителей в Харькове много раз поднималась тема политических запретов на различную кооперационную деятельность в рамках тех или иных совместных проектов с другими странами и компаниями. Председатель ЦК профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич вообще напрямую обвинил США в создании этой ситуации.
К сожалению, не смогли авиапромышленники сказать главного – без отказа от антироссийской экономической политики возрождение украинского авиапрома в принципе невозможно. Практически все возможные проекты запуска серийного производства украинских самолётов не имеют перспектив без российских комплектующих.
(Продолжение следует)