ссылка

Верховная Рада: новая коалиция - развитие политического кризиса

Увеличить шрифт
А
А
А

Последовавшее 9 декабря заявление о создании правящей коалиции в составе блока "Наша Украина – Народная Самооборона" (НУНС), Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Блока Литвина (БЛ) стало одновременно свидетельством того, что переговоры о коалиции между Партией регионов (ПР) и БЮТ зашли в тупик. С некоторых пор переговоры с ПР были для БЮТ, видимо, лишь прикрытием для подготовки коалиции БЮТ - НУНС - БЛ. Взаимное недоверие ППР и БЮТ толкало их на поиски подстраховочных вариантов.

С одной стороны, у части депутатов фракции НУНС, в первую очередь из «Народной Самообороны», сработал, вероятно, страх перед возможным союзом ПР – БЮТ, и они пошли на уступки Блоку Литвина, хотя ещё недавно депутаты НУНС категорически возражали против предоставления Литвину поста председателя Верховной Рады. С другой стороны, Тимошенко, очевидно, уступила давлению части депутатов БЮТ националистической ориентации и решила не рисковать расколом блока.
 
Можно предположить, что Секретариат президента (СП) всё это время старался усилить внутренние противоречия в ПР, где поддержку, очевидно, получили сторонники досрочных выборов в Верховную Раду и противники союза с БЮТ. Изначально идею досрочных выборов поддерживало бизнес-крыло ПР (группа Ахметова, группа Бойко и, возможно, некоторые старые кадры из числа основателей ПР - Азаров, Рыбак и др.). На них, особенно на Фирташа, с которым у части президентского окружения есть общие бизнес-проекты в нефтегазовой сфере, СП, вероятно, и оказал успешное давление.
 
Группа Бойко - Фирташа, которая связана с нефтегазовым бизнесом через РосУкрЭнерго (РУЭ) и больше других пострадает от устранения с украинского рынка этого посредника, наиболее решительно противостояла союзу ПР с БЮТ. В разгар переговоров ПР – БЮТ рупор этой группы Сергей Лёвочкин, имеющий, как считают, особый доступ к В.Януковичу, заявил о том, что В.Янукович в случае создания коалиции с БЮТ должен занять пост главы правительства. При схеме «президент - от ПР, премьер - от БЮТ», на которую выходили лидеры этих политических сил, такие публичные заявления, естественно, не способствовали успеху переговорного процесса.
 
Если с Литвиным в роли председателя парламента Ющенко, возможно, пока смирился, то вариант коалиции в составе блока “Наша Украина – Народная самооборона”, Блока Юлии Тимошенко и Блока Литвина, он, похоже, не воспринимает. По информации УНИАН, народный депутат Олесь Доний (фракция НУ-НС), рассказывая о встрече с президентом, сообщил, что тот предлагал создать коалицию, «но только не с БЮТ». Он также отметил, что президент, не называя возможного конкретного партнёра по коалиции, имел в виду Партию регионов.
 
Таким образом, жизнеспособность коалиционного сплочения БЮТ - НУНС – БЛ по-прежнему под вопросом.
 
Сразу же после избрания председателя Верховной Рады начались отзывы подписей под новым коалиционным соглашением, которое мало кому представляется прочным. Скорее всего, НС и БЮТ договорились о союзе с Блоком Литвина за спиной верной президенту части «Нашей Украины», в расчёте на то, что впоследствии сумеют с ними договориться задним числом. Скандалы и отзывы подписей, последовавшие сразу вслед за избранием Литвина, показывают, что договориться не удалось. По-видимому, Ющенко немедленно начал давление на пропрезидентскую часть фракции НУ-НС с целью подтолкнуть депутатов отозвать подписи и сорвать новую коалицию.
 
Если это так, то, очевидно, президента устраивает недееспособность Верховной Рады, её неспособность уравновесить президентскую власть. Отсутствие большинства сводило к минимуму опасность расследования сомнительных действий президента различными парламентскими специальными комиссиями и одновременно лишало перспективы принятие невыгодных Ющенко и его окружению законов по экономике и внешней политике.
 
Любое парламентское большинство с участием БЮТ делает его потенциально антипрезидентским. Такую направленность новой коалиции усиливает поддержка её «Народной Самообороной».
 
Сохраняются ли в этих условиях перспективы другой модели коалиционного большинства – Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко? Видимо, да, и причин тому несколько:
 
1) Провал всех попыток «соглашателей» в ПР договориться с СП через размен интересов. Всякий союз с ПР вызывал раскол внутри НУНС, а повлиять как-то на позицию своей фракции Ющенко, похоже, не в состоянии.
 
2) Наличие у ПР и БЮТ общего противника в лице Ющенко и его окружения (условно – лагерь «Секретариат президента»), противостоящего регионалам и бютовцам по большинству направлений, но не имеющего ни в парламенте, ни в обществе достаточно весомой поддержки. Конечно, для части регионалов таким общим врагом была и остаётся Тимошенко, но, учитывая сопоставимость избирательной поддержки БЮТ с ПР, регионалам проще договориться о размене интересов с БЮТ за счёт интересов Ющенко и СП, чем наоборот.
 
4) Расхождение в культурно-ценностных и внешнеполитических ориентациях между избирателями ПР и БЮТ, с одной стороны (в целом дружественно относящееся к России население Юго-Востока и Центра), и пропрезидентских политических сил – с другой (население Галицко-Волынского региона).  
 
 Вместе с тем и без того незначительный ресурс взаимного доверия ПР и БЮТ сейчас стал близок к нулевому.
 
Обрисовавшаяся на горизонте коалиция 9 декабря, возникнув вследствие кулуарных переговоров, является очередным этапом дальнейшего развития политического кризиса. Примирить интересы участников новой коалиции будет крайне трудно. Борьба за власть в Украине переходит в новую фазу в то время, как экономический кризис приобретает постепенно неконтролируемый характер.
3011
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/verhovnaya-rada-novaya-koaliciya-razvitie-politicheskogo-krizisa