Владимир Вернадский — русский космист Украины
11.03.2011
Напечатать
А
А
А
Яркая судьба Владимира Ивановича Вернадского, его значение как мыслителя для мировой науки и культуры настолько весомы, что его имя известно без преувеличения всей планете.
Российская земля подарила планете этого выдающегося мыслителя русского Серебряного века, родившегося 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года в Санкт-Петербурге. Однако немало выдающихся деяний этого удивительного дарования связано и с Украиной, которой были посвящены многие годы жизни русского космиста, создателя теории ноосферы, новой науки биогеохимии и автора многих открытий.
Портрет В. И. Вернадского работы И. Э. Грабаря. Санаторий Узкое. Холст, масло. 1934 г. Кабинет-музей В. И. Вернадского, Москва
В круг интересов ученого входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, биология, радиогеология и философия. Не чужды ему были и организаторская деятельность в науке, общественная работа: в 1906, а также 1907—1911, 1915—1917 гг. Владимир Иванович избирался членом Госсовета от Московского университета, а 27 октября 1918 г. по приглашению группы украинских ученых во главе с историком Н. В. Василенко стал президентом созданной им Академии наук Украины.
* * *
Воистину ломоносовскую роль В. И. Вернадского для Украины в деле создания им Украинской Академии наук стоит отметить особо. Понимая огромное значение науки для практической жизни, Вернадский полагал, что создаваемая на Украине Академия должна стать высшим, ведущим органом научной работы. В трудное время гражданской войны и преодоления послевоенной разрухи В. И. Вернадский так определил ближайшую и неотложную задачу академической науки в практическом деле общественной жизни: «…надо поднять производительные силы страны — как естественные силы природы, так и силы населения — найти новые силы природы, найти правильным и полным образом старые. Путем широкой исследовательской работы необходимо быстро поднять значение для Украины неиспользованных, скрытых природных богатств и, вместе с тем, путем экономически-статистического изучения надо найти меры, необходимые для поднятия производительности труда ее населения».
Ученые Донецкого национального технического университета А. П. Мельникова и Д. Е. Муза в своем исследовании «Вернадский — создатель академии наук Украины» приводят суждение ученого: «Необходимо, чтобы будущая Академия была соединена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значение ее было ясно всему населению, всей Украине. Я придаю этой стороне жизни Академии огромное значение. Она должна в своей деятельности отзываться на все нужды и потребности населения, требующие научной помощи и научного освещения. Пульс ее жизни должен биться совместно с духовными и материальными запросами населения, поскольку этим вопросам может помочь научное знание и научная мысль».
Вернадский кардинально поменял взгляд ученых Украины на построение образования и науки. Будучи основоположником генетической минералогии, он принял меры для развития этой науки на Украине. Ведь прежде Украина никогда не изучалась в геологическом отношении. Ученый выступил с идеей создания Минералогического музея, который должен был состоять из двух учреждений: собственно Музея и Научно-исследовательского института.
Вернадский оказал неоценимую помощь украинской науке, в корне изменив направление научных приоритетов на Украине. Он повернул науку в новое русло, ввел в изучение отрасли знания, связанные с техникой, промышленностью, сельским, лесным и водным хозяйством, создал Институт прикладной механики, Геодезический институт, Физический институт, Ботанический и Акклиматизационный сады…
Академик В. И. Вернадский
Силы ученого всецело поглощала работа в Украинской Академии наук, однако он успевал еще и писать научные книги, читать курс геохимии. Не лишне вспомнить и условия его работы на этой ниве: только в течение 1919 г. в Киеве пять раз менялась власть.
К тому же председатель Украинской Центральной Рады профессор (с 1921 г. академик Всеукраинской академии наук) М. С. Грушевский с коллегами настаивал на такой академии, которая могла бы обеспечить чисто национальный украинский характер ее деятельности, «при утверждении ее действительных членов предлагалось давать присягу на верность УНР». Возникали голоса, что Украинская академия создается русскими — очень вредными «по национально-украинскому взгляду».
В мае 1919 г. Российская Академия наук командировала в Киев академика А. Е. Ферсмана для установления связи с Украинской Академией наук. Позже в воспоминаниях Вернадский напишет: «Между Украинской и нашей старейшей Академией сразу же установилась дружеская деловая связь, и она нерушимо с тех пор держится».
Немало сил и энергии В. И. Вернадский отдал развитию украинского высшего образования. При его содействии были открыты университеты в Каменец-Подольском, в Крыму (филиал Киевского университета), Полтаве (юридический и историко-филологический факультеты), в Киеве (Украинский государственный), а также институты: фармацевтический и ветеринарный в Харькове, Археологический и Политехнический в Одессе, Географический, Внешкольного образования и Высшая академия учительских знаний; четыре кафедры украиноведения в Харьковском и Новороссийском (Одесском) университетах, Высшие женские курсы преобразованы в институты и университеты, военно-фельдшерские школы в средние учебные заведения, Нежинский историко-филологический институт был преобразован в педагогический институт.
По инициативе В. И. Вернадского была создана первая научная библиотека на Украине, получившая название Всенародной библиотеки Украины. Хорошо зная постановку библиотечного дела в стране и за рубежом, он сам наметил решения многих вопросов, связанных с развитием библиотеки. В 1919 г. Вернадский возглавил Временный комитет по основанию Национальной библиотеки Академии наук в Киеве.
По его предложению в ее фонды было включено ценнейшее книжное и рукописное собрание бывшей Киевской духовной академии, в основе которой лежала библиотека XVII—XVIII вв. Киево-Могилянской академии. Сегодня эта библиотека по праву носит имя ученого.
Пророческими звучат сегодня слова академика Вернадского: «Фактически я был прав. И как бы то ни было, Украинская академия оказала своим существованием большую услугу культурному росту Украины»...
* * *
В 1910 г. Владимир Иванович Вернадский первым в мире осознал, что радий, открытый супругами Кюри, позволит преобразовывать радиоактивные элементы и создавать такие, распад которых приведет к выделению гигантской энергии. В 1912 г. Вернадский был избран ординарным академиком Российской Академии наук. Организованная им экспедиция открыла первое месторождение урановых руд в нашей стране.
В 1917 г. у В. И. Вернадского был обнаружен туберкулез, и он уехал на Украину, отказавшись эмигрировать в Англию.
Уезжал Владимир Иванович не в чужой край, а в любимую всем сердцем Украину.
В юношеском стихотворении, написанном гимназистом Вернадским 18 октября 1880 года, есть такие строки:
«Украина, родная моя сторона,
Века ты уже погибаешь...
Но борешься, бьешься, бедняжка, одна
И в этой борьбе изнываешь.
Такая, родная, твоя уж судьба»...
Да, выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский был казацкого роду… Но об этом чуть ниже.
Сам Владимир Иванович так писал о себе: «Меня следует определять как русского по культуре и всему укладу жизни — правда, русского, вся жизнь которого непрерывно была связана с Украиной». Он раз и навсегда определил свою принадлежность родной земле, братским народам, которые не делил по национальному признаку.
Более того, Вернадский утверждал, что «дело роста украинской культуры есть не только дело украинцев, но и русских, что историческим фактом является совместное сожитие и участие украинцев в создании русской культуры за последние два столетия» и далее «…я так верю в будущее украинской культуры и украинского языка!.. С ходом времени в этих рамках, не враждебных русской культуре, украинский язык и украинская культура вырастут»...
Своей мыслью Вернадский выходил далеко за рамки российской и украинской действительности, он мыслил поистине планетарно. Но забота о малой родине проходила красной нитью через всю его жизнь и научное творчество. Не случайно, что именно в полтавских Шишаках – усадьбе Вернадских, зародилось учение Владимира Ивановича о живом веществе и биосфере, ставшее главным делом его жизни.
Владимир Иванович Вернадский. 1923 год
Учение о биосфере Земли (1926), вызвало напряженные споры в среде научной общественности, но именно с тех пор вошло в научный лексикон исследователей всего мира. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, где протекают биохимические процессы.
По мысли Вернадского, в результате человеческой деятельности биосфера перейдет в новое состояние — ноосферу, то есть сферу разума, когда люди будут не только черпать из нее ресурсы, но и преобразовывать ее для умножения взятого.
Это учение о ноосфере стало основой философского наследия Вернадского. Владимир Иванович по праву считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. Русский космизм предложил особый метод мышления, заключающийся в том, что существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так была выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Основными предпосылками возникновения ноосферы Вернадский полагал развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; открытие новых источников энергии, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; победу демократий и доступ к управлению государством широких народных масс; широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также сделает человечество геологической силой.
Вид Homo sapiens, считал ученый, вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и «структуры мозга будут изменены по существу».
Труды Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века.
* * *
Так что же так роднило русского ученого с украинской землей?
Родители Владимира Ивановича вели свое происхождение от польской шляхты и запорожских казаков. Прадед Вернадского был запорожским казаком, получившим образование в Переяславском коллегиуме и в Киево-Могилянской академии. В семьях отца и матери будущего ученого были живы национальные украинские традиции.
Отец будущего ученого, Иван Васильевич, водил знакомство с Т. Г. Шевченко, дружил с первым ректором Киевского университета М. А. Максимовичем; дядя матери В. И. Вернадского, Н. И. Гулак, был одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского братства. Родители В. И. Вернадского прекрасно знали украинский язык и украинскую культуру, сам Владимир Иванович также свободно говорил и читал по-украински. Работая в Москве и Петербурге, Вернадский ежегодно, в течение почти 30 лет, хотя бы несколько дней проводил с семьей на Украине, где жили родители его жены Натальи Егоровны Старицкой, происходившей из известного украинского рода.
Дед будущего ученого - Василий Иванович окончил медицинский факультет Московского университета. Будучи военным врачом, заслужил дворянский титул. Принимал участие в походах А. В. Суворова через Альпы, после чего поселился в Киеве, где и родился отец В. И. Вернадского — Иван Васильевич (1821—1884), который окончил Киевский университет святого Владимира (ныне Национальный имени Шевченко). Затем Иван Васильевич несколько лет изучал политическую экономию за рубежом, затем преподавал русскую словесность в гимназии, заведовал кафедрой политэкономии в Киевском университете, а после бракосочетания с дочерью известного русского экономиста Николая Шигаева — Марией, переехал в Москву. Иван Васильевич стал преподавать политэкономию и статистику в Московском университете, позднее занял должность профессора Главного педагогического института в Петербурге.
В 1868 г. из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков - один из ведущих научных и культурных центров Российской империи, где был широко известный в Империи университет.
Первые опыты научного исследования Вернадского-гимназиста связаны с изучением истории славянства. В Архиве Российской Академии наук содержатся его подготовительные материалы к работе по истории Угорской (Закарпатской) Руси, так и оставшиеся неопубликованными, хотя к этой теме Владимир Иванович неоднократно возвращался на протяжении нескольких десятилетий.
Будущий гений человечества хоть и учился в Харьковской классической гимназии, однако окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1885 г. Через 12 лет он уже был доктором наук, а в 1898—1911 гг. профессором Московского университета.
Жизнь и деятельность академика В. И. Вернадского связана и с Кременчугским краем, где в составе экспедиции своего учителя В. В. Докучаева он в 1890 - 1891 гг. изучал почвы, геологию и археологию.
Памятник В. И. Вернадскому в г. Кременчуге, Украина. Скульптор Н. Н. Цись, г. Полтава; архитектор В. А. Мацак, г. Кременчуг
Известен еще один узелок, связывавший Владимира Вернадского с Малороссией: его троюродным братом был известный русский писатель украинского происхождения Владимир Короленко.
С 1915 по 1930 г. Вернадский председательствовал в Комиссии по изучению естественных производственных сил России и даже был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия под руководством В. И. Вернадского внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.
С 1920 по 1921 гг. Владимир Иванович был ректором Таврического университета в Симферополе, который в наши дни с гордостью носит имя прославленного ученого.
Вернадским опубликовано более 700 научных трудов, в частности и концепция биологической структуры океана. С 1927 г. до самой кончины ученый занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР.
Став лауреатом Сталинской премии первой степени в 1943 году «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» и по случаю 80-летия со дня рождения, академик Вернадский отдал ее на нужды фронта. Но до Победы не дожил… До мирной жизни оставалось всего четыре месяца.
В. И. Вернадский. Одна из последних фотографий. 1944 год
* * *
Уместно вспомнить и статью В. И. Вернадского «Украинский вопрос и русское общество». В ней Владимир Иванович выступает как противник украинской государственной самостоятельности и убежденный федералист. Статья была написана не ранее лета 1915 г., а впервые опубликована в 1988 г. на украинском и белорусском, а в 1990 г. — на русском языке (в журнале «Дружба народов»).
Вернадский писал: «Украинская интеллигенция ждет от России полного признания за украинскою народностью прав на национально-культурное самоопределение, т.е. прав на свободную национальную работу в сфере школы, науки, литературы, общественной жизни; украинцы полагают, что в интересах не только местной украинской, но и общерусской культуры не ставить препятствий их стремлениям к украинизации местной общественной и церковно-религиозной жизни, а также местного самоуправления. В общем, украинцы считают, что свобода украинской культуре требуется именно интересами русского дела и что сохранить украинцев как русских Россия может лишь приняв их со всем национально-культурным обликом как украинцев».
Увы, тезис «украинцы считают, что свобода украинской культуре требуется именно интересами русского дела» в новейшие времена в известной мере опровергнут реальной жизнью, поскольку все 20 лет независимости украинские власти, пытаются тащить за собой народные массы в грезящуюся даль, только и делали, что пытались изобразить из себя или не совсем русское (достаточно вспомнить книгу Л. Кучмы «Украина — не Россия»), или даже совсем не русское, а то и вовсе русофобское.
«Вопрос идет, наконец, о сохранении и развитии русского племени из его исконных корней, об усилении его сопротивляемости чуждым влияниям, об устранении условий, ослабляющих и разлагающих украинскую народность и искусственно отклоняющих ее интересы в сторону нерусских тяготений», — резонно утверждал Вернадский в этом трактате.
Небезынтересно узнать, что в 1914 — 1917 гг. В. И. Вернадский активно участвовал в работе двух комиссий (украинской и литовской) по национальному вопросу, сформированных ЦК кадетской партии; кадеты не соглашались принять требования украинских либералов (Союз автономистов-федералистов) относительно национально-территориальной автономии Украины и поддерживали лишь культурно-национальную автономию. В итоге с началом Первой мировой войны кадеты заняли твердую проправительственную позицию по отношению к сепаратистским движениям на российских национальных окраинах; так, в ноябре 1916 г. на заседаниях кадетского ЦК были приняты решения в поддержку имперской политики по отношению к Польше (самоуправление в рамках Российской империи).
Владимир Иванович Вернадский
Вернадский считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял украинцам-самостийникам, как австро-, так и германофилам. В 1918 г. академик отказался принять украинское гражданство от гетмана Павла Скоропадского. Он негативно относился и к украинизации 1920—1930-х гг., считая ее насильственной, называл язык вывесок и сочинения Михаила Грушевского «язычием», утверждая, что «здесь должно быть совместное дружеское общение. И оно возможно»…
Своим главным культурно-общественным заданием он считал сохранение русской культуры на Украине, объединение украинцев, которым дорога русская культура, сохранение союза наших народов. При этом Владимир Иванович Вернадский убежденно говорил: «Вы знаете, как мне дорога Украина и как глубоко украинское возрождение проникает в мое национальное и личное мировоззрение... Я верю в будущее»...
3102
Поставить лайк: 305
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vladimir-vernadskiy-russkiy-kosmist-ukrainy