ссылка

Выступление Президента Украины Виктора Януковича с ежегодным посланием к Верховной Раде Украины

Увеличить шрифт
А
А
А

    Уважаемые соотечественники!
    Уважаемые народные депутаты Украины! 


   Согласно Конституции Украины, сегодня я представляю очередное Послание Президента к Верховной Раде «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2011 году», в котором изложены основные экономические, социальные и политические итоги прошедшего 2010 года. Но Послание - это не только отчет о состоянии дел в государстве.
   Это в первую очередь - повод для серьезного разговора о проблемах настоящего и перспективах нашего развития.
    Год назад, сразу после президентских выборов, я обратился с посланием к народу Украины, где изложил основные контуры будущей программы действий - в экономике, гуманитарной сфере, во внутренней и внешней политике.
   Я откровенно говорил о том, что изменения, которых требует наше общество, требуют от нас концентрации усилий, доверия и терпения.
   И подчеркивал, что наш выбор - модернизация Украины, является необратимым.
    Вместе с тем, мы должны понимать, что политика глубоких изменений будет проводиться в условиях глобальной мировой нестабильности, новых кризисов и новых угроз, которые мы должны научиться своевременно предупреждать и учитывать.
    Современный мир быстро меняется. Он становится многополярным, более сложным и динамичным, с новыми возможностями и вызовами для развития каждой страны, каждого сообщества.
   Усложняется ситуация в мировой экономике.
   Одновременно неуверенное экономическое восстановление сталкивается с новыми тяжелыми испытаниями.
   С середины 2010 года отмечается стремительный рост цен на базовые сырьевые ресурсы.
   Глобальная инфляция способна в ближайшее время сорвать процесс экономической стабилизации и подорвать социальное равновесие во многих странах.
   Продовольственный кризис, включая угрозу голода в отдельных густонаселенных регионах мира, и обострение проблем нехватки питьевой воды превращаются в один из основных вызовов человечеству на ближайшую перспективу.
   На этом фоне, обостряется борьба за ресурсы развития XXI века.
   В глобальном пространстве появляется все больше конфликтных зон, напряженность в международных отношениях ощутимо растет.
   Особое значение приобретают проблемы экологической и техногенной безопасности.
   Климатические изменения все более влияют на цивилизационное развитие.
   Трагические события в Японии стали настоящим потрясением для всего человечества.
   Землетрясение вызвало тысячи жертв, радиационную катастрофу и страдания миллионов людей.
   Катастрофа еще раз показала тот очевидный факт, что только совместные усилия и взаимоуважение позволят человечеству двигаться дальше по пути технологического и социального прогресса.
   Украина имеет свой трагический опыт. И мы рассчитываем на то, что международная конференция, посвященная 25-летию Чернобыльской катастрофы, станет серьезной вехой на пути глобальной консолидации и выработки механизмов взаимодействия по коллективному преодолению экологических и техногенных угроз.
   Последние события в Северной Африке, в странах Ближнего Востока еще раз показали, что период политических и экономических трансформаций в этих частях света будет сложным и драматичным.
   Но я уверен, что возврата к временам глобального противостояния не будет.
   Преградой этому является в целом взвешенная и ответственная политика ведущих мировых держав и всего демократического сообщества.
  
Уважаемые соотечественники!
   Изменения в мире закаляют сильных.
   С этой трибуны я хочу обратиться к каждому украинцу с призывом: достаточно жаловаться и унижаться.
    Украина - сильное и амбициозное государство. Настало время проявить украинский характер, доказать и себе, и миру, что Украина - это страна-лидер.
    На что мы должны опираться в планах модернизации?
   В первую очередь, остается незадействованным промышленно-индустриальный и научный потенциал нашей страны.
   Украинское государство имеет уникальное географическое положение, что создает идеальные условия для размещения производств, ориентированных как на рынки ЕС, так и стран евроазиатского региона.
   Наша страна обладает залежами редких природных ископаемых, что создает прекрасные возможности для развития производств.
   Украина является лидером по запасам чернозема и имеет все необходимое для того, чтобы выйти на позиции одного из аграрных лидеров современного мира.
   Но главное - мощный человеческий капитал.
   Несмотря на кризисные процессы в отечественном образовании, мы все еще имеем развитую систему подготовки профессиональных кадров.
   Значительный потенциал сохраняет отечественная академическая и университетская наука.
   Есть большой кадровый резерв образованной и профессиональной трудовой силы.
   Этот капитал создает реальные предпосылки для развития в нашей стране высокоинтеллектуальных производств и кластеров «экономики знаний».
   В этих преимуществах и потенциале я вижу основу для стратегии развития до 2020 года и далее.
   И именно реализация этого потенциала развития позволит выйти из кризисного периода в новом качестве, с высоким экономическим статусом, с надлежащим местом в новом мировом разделении труда.
   Чтобы изменить ситуацию, мы должны построить демократическую модель политической системы и современную, конкурентоспособную государственную власть.
   В их основе - верховенство права, развитая правовая культура, сбалансированная представительная демократия, сильное самоуправление, эффективный государственный менеджмент.
   Украина сегодня нуждается в качественно новой модели экономики, в основе которой - высокая производительность труда и эффективность производства, активные инвестиции во внедрение технологических инноваций, благоприятный деловой климат для предпринимательской деятельности граждан.
    Приоритетом должны стать гуманизация развития, обеспечение нового качества жизни людей, создание всех необходимых условий для максимального раскрытия их творческого потенциала.
    Именно так я вижу приоритетные цели политики реформ, которые были инициированы мной в 2010 году. И первые шаги уже осуществлены.
   Нашими совместными усилиями разработана программа экономических реформ, начал активно работать Комитет по экономическим реформам.
   Принят целый ряд значимых нормативных актов, в частности, конституционный закон об основах внутренней и внешней политики, новые бюджетный и налоговый кодексы.
   В прошлом году также начаты реформы в различных сферах - судебной, регуляторной, государственного управления, в образовании и медицине.
   Я поддержал общественную инициативу относительно создания Конституционной ассамблеи, цель которой - разработка предложений к обновлению политической системы и внесение соответствующих изменений в Конституцию.
   И это - только часть наших начинаний.
   Но, давая общую оценку работе власти за прошедший период, могу ли я быть доволен первыми итогами?
   Опережая критиков и оппонентов, сразу скажу - и открыто скажу - нет.
   Из замыслов и планов на 2010 год мы смогли реализовать максимум треть.
   В чем я вижу причины низкой эффективности?
   Прежде всего, 2010 год показал, что далеко не во всем власть и общество были готовы к предложенным изменениям.
   Бюрократизированная государственная машина, которая выживала при любой власти, по инерции пытается сохранить свои привычные механизмы управления, свои административные возможности и коррупционные схемы теневого заработка.
    Национальный бизнес, как крупный, так и малый, пока занимает выжидательную позицию: или критика, или наблюдателя.
   Даже так называемые «предпринимательские площади» - были скорее критической реакцией на действия правительства, чем продуктивным предложением с конкретными и обоснованными проектами для власти.
    И наконец, миллионы наших людей за 20 лет независимости действительно устали от ожиданий качественных изменений.
    В определенной мере общество приспособилось выживать, опираясь лишь на собственные силы и возможности.
   И я понимаю опасения людей, что любые радикальные изменения могут ухудшить и без того сложные их жизни.
    Но вывод категоричен: нужно сломать практику проволочек и инерции, преодолеть растерянность политиков и бюрократический саботаж.
   Запрос на изменения, именно на качественные изменения сегодня стал ключевым требованием к власти, к бизнесу, к общественности.
   Но чтобы реформы стали действительно общим делом государства, бизнеса, гражданского общества, нужны четкие и качественные, общественно значимые ориентиры на будущее.
   Наши действия по модернизации страны будут иметь успех только при условии, если каждый шаг будет подчинен задачам гуманистического развития общества, укрепления и раскрытия потенциала нашего человеческого капитала.
   Именно в этом заключается смысл Целей Развития Тысячелетия, которые определены в Декларации Тысячелетия ООН.
   И этот гуманистический смысл заложен в пакет реформ, нацеленных на развитие социального капитала.
   Прежде всего, речь идет о радикальном преодолении коррупции.
   Коррупция в Украине - системное явление. Она разрушает государство и унижает каждого гражданина, который вынужден защищать свои интересы на основе «теневых отношений» с чиновниками.
   Сегодня коррупция стала непосредственной угрозой конституционным правам и свободам граждан.
   Поэтому ликвидация коррупционных схем и срочное одобрение антикоррупционных законов - это мое категорическое требование.
   Но даже этих шагов недостаточно. «Теневые» коррупционные услуги и коррупционную ренту мы сможем преодолеть только при условии, если на борьбу поднимется вся общественность.
   Я поддержу все инициативы, связанные с мониторингом и выявлением коррупционеров, где бы они ни работали и какой бы властью не обладали.
   Преодоление коррупции - это также важный дополнительный ресурс экономического развития.
   Требую от правоохранительного сектора и от нашего судейского корпуса неукоснительного соблюдения закона, честности в расследовании дел и при вынесении судебного приговора.
   Именно так мы сможем поставить точку и в тех делах, которые длительное время волнуют общество.
   Расследование злоупотреблений высокопоставленных лиц из правительственных кабинетов, преступлений против журналистов и известных общественных деятелей будут доведены до логического завершения.
    Годами замалчивалась и проблема наркомании в Украине.
   На сегодня распространение наркотических средств и уровень организации наркоторговли получил уровень национальной угрозы.
   Борьба с наркотиками - это борьба за будущее, как в человеческом измерении, так и в финансовом.
   В прошлом году мы объявили войну наркомании и наркоторговле. В кратчайшие сроки жду от СБУ и МВД соответствующих предложений и программ действий.
   Особое внимание и забота - здравоохранению.
   И в этой сфере наша первоочередная забота - о детях, матерях и отцах.
   В чем главный смысл реформы здравоохранения?
   Прежде всего, базовые гарантированные медицинские услуги должны быть беспрекословно обеспечены финансово и технологически.
   Это непосредственное задание Министерству здравоохранения.
   В семьи должны вернуться семейные врачи, которые будут отвечать и заботиться о здоровье каждого ребенка, его родителей.
   Заработает страховая медицина для тех, кто зарабатывает и пользуется страховыми услугами.
   Модернизация экономики, изменения в социальной системе защиты, медицине, других сферах требуют и нового качества образования.
   Уже не первый год Украину лихорадит от различных экспериментов и новаций в этой сфере.
   Понимаю волнение студенчества, родителей, учителей по нестабильности образования.
   Но давайте также говорить откровенно о реальном положении дел.
   Сотни высших учебных заведений, где формальный подход к получению диплома преобладает над качеством.
   Преобладание специальностей гуманитарного направления над техническими, что уже приводит к дефициту таких важных профессий как инженер, технолог, конструктор и т.д.
   Еще острее ситуация в средних школах и дошкольных заведениях.
   Сейчас сотни и тысячи украинских школ и детских садов едва сводят концы с концами.
   Профессии учителя и воспитателя остаются непрестижными.
   Последовательное повышение доходов учителей, воспитателей и реализация программы «социальное жилье» должны уже в ближайшее время вернуть доверие и надежду этих прекрасных людей к государству.
   Убежден, в вопросе реформы образования мы все должны быть союзниками.
   Это - общенациональное дело. Рассматриваю реформу образования как одно из ключевых заданий 2011 и последующих лет.
   Преодоление коррупции в этой сфере, рациональное использование бюджетных ресурсов государства и местных властей, подготовка кадров, внедрение современных технологий, формирование доступных учебных электронных библиотек - ключевые направления реформы.
   Требую от Правительства взвешенной программы реформирования образования, которая будет опираться на широкую социальную поддержку.
   Реформа образования и воспитания должна пройти широкую общественную экспертизу.
   Со своей стороны я сделаю все, чтобы эти реформы сопровождались максимально быстрым внедрением современных технологий: компьютеризация школ, электронные учебники, базы данных национальной и мировой литературы.
   Убежден, что именно через реформу образования мы сможем вплотную подойти и к радикальным изменениям в сфере науки, которая также требует не только поддержки, но и глубокого реформирования.
   Большая надежда - на университеты, научно-исследовательские учреждения и научные центры, которые учатся сочетать фундаментальную науку с практикой, инновационными и технологическими решениями.
   Ускоренное коммерческое внедрение научных разработок - это ключ к развитию инновационной экономики.
   Поэтому реформа науки, по моему мнению, должна быть тесно сопряжена с задачей развития национальной инновационной инфраструктуры.
   Еще один приоритет социальных изменений - реформа пенсионной системы.
   У меня очень много замечаний к идеологии последних наработок.
   Я высказывал их прямо и открыто. Главная цель этой реформы - обеспечить достойную старость нашим родителям и одновременно обеспечить высокий уровень защищенности молодых поколений, наших детей.
   Для этого нужно оптимизировать ситуацию с Пенсионным фондом, не допустить его обескровливания и зависимости от государственного бюджета.
   Необходимо, наконец, навести порядок с необоснованными привилегиями.
   Только труд и собственные достижения будут критерием уровня пенсионного обеспечения.
   Нужны и новые механизмы накопления трудовых взносов работающих.
   В конце концов, нужно максимально эффективно использовать страховые накопления как ресурс для развития экономики, в гарантированных и защищенных государством сферах.
   В результате, пенсионная система будущего перестанет быть обузой для государства.
   Она станет эффективным и надежным источником социального обеспечения и дополнительным ресурсом экономического развития.
   Сегодня как никогда становится актуальной и реализация новых проектов в культурной сфере.
   Я убежден, что развитие общественного вещания, модернизация канала «Культура», создание в музейном комплексе «Мистецький арсенал» настоящего культурно-образовательного центра, развитие современного украинского кинопроизводства, формирования единой библиотеки украинского и мирового литературного наследия - это те практические проекты, которые обеспечат новое качество образования и знаний для каждого, независимо от возраста и места проживания.
  
Дорогие соотечественники!
   Уважаемые гости!
   Экономические сдвиги, начатые в прошлом году, только набирают обороты.
   Уже в этом году мы в рамках программы реформ определили 21 направление работы.
   И каждое из этих направлений, с планом реализации, четко очерчены в Национальном плане действий, проект которого уже готов к воплощению.
    Одновременно амбициозные цели, которые мы провозгласили в 2010 году, требуют более глубокого осмысления и новых акцентов экономической политики на долговременную перспективу - как минимум, до 2020 года.
   Основная долгосрочная задача, которая стоит сегодня перед нами - темпы и качество роста конкурентоспособности экономики, повышение производительности труда.
    Необходимо признать: сегодня национальная экономика остается в основном неэффективной, зависимой от конъюнктуры на внешних финансовых и товарных рынках.
   В настоящее время в структуре отечественной промышленности сохраняется доминирование старых технологических укладов и производства продукции с низкой добавленной стоимостью.
   Базовые отрасли чрезвычайно затратны.
    Уровень энергоемкости ВВП в Украине до сих пор превышает средние показатели по СНГ и почти втрое - экономически развитых стран мира.
   И это одна из главных причин нашей зависимости от импорта энергоносителей в неоправданно больших объемах.
   Следовательно, первоочередным приоритетом для Украины в среднесрочной перспективе является ускорение инновационного развития, техническое и технологическое обновление производственных мощностей, развитие производств 5-го и 6-го технологических укладов.
   Безусловно, структурная перестройка национальной промышленности Украины, повышение ее эффективности и конкурентоспособности потребует значительных инвестиций.
   Поэтому успех инновационной стратегии будет напрямую зависеть от способности государства обеспечить благоприятный инвестиционный климат, создать надлежащие условия для направления финансовых, технологических и организационных ресурсов на инновационные цели.
   Учитывая это 2011 год должен стать периодом построения новой нормативно-правовой базы защиты прав инвесторов, внедрения современных механизмов промышленной политики и предоставления государственной поддержки высокотехнологичным предприятиям и секторам экономики.
   В Украине остается значительный нереализованный потенциал внутреннего инвестирования.
   Для того, чтобы мобилизовать эти ресурсы в первую очередь необходимо заинтересовать гражданина инвестировать в будущее.
   Правительство имеет для этого все необходимые механизмы.
   В Комитете экономических реформ мы определили три важных и до сих пор незадействованных ресурса развития.
   Во-первых, - это дерегуляция и стимулирование предпринимательской инициативы.
   При условии качественной и системной реформы управления уже в следующем году можем рассчитывать на весомый эффект - дополнительный рост ВВП на 2% по сравнению с прошлым годом и увеличение бюджетных поступлений минимум на 6 млрд. гривен.
   Особое внимание - развитию малого и среднего бизнеса.
   В частности, именно бизнес среднего звена наиболее ориентирован на инновационные решения и прорывные технологии.
   Эффективное использование механизма государственно-частного партнерства позволит нам совместно сформировать новые отрасли производства.
   Во-вторых, - это ускорение процесса приватизации.
   При рациональной организации процесса государственный бюджет может ежегодно дополнительно получать десятки миллиардов гривен.
   Одновременно приход эффективного собственника разблокирует процесс технической и технологической модернизации производств, позволит повысить производительность труда, а также способствовать увеличению доходов государственного бюджета, за счет поступления дополнительных налогов.
   В-третьих, - земля.
   На сегодня мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения тормозит развитие отечественного сельского хозяйства.
   Запрет делает невозможным создание эффективных сельскохозяйственных предприятий на основе концентрации земельной собственности.
   Следовательно, меры по введению регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения следует начинать в первую очередь.
   Основная задача - запуск в ближайшие годы полноценного земельного рынка и одновременно, создание надежных правовых гарантий использования земли по прямому назначению.
   Одновременно подчеркну, все шаги в этом направлении будут осуществляться в широком диалоге с общественностью.
   Ни одна фермерская семья, работающая на земле, не будет дискриминирована.
  
Уважаемые коллеги!
   Будущее Украины как процветающего европейского государства зависит, прежде всего, от всех нас.
   Поэтому особое значение в рамках курса реформ приобретает реформирование сектора безопасности и обороны.
   Следует признать, в течение двадцати лет независимости этой определяющей составляющей государства должного внимания не уделялось.
   Длительное время Украина «потребляла» свой ресурс безопасности за счет наследия, которое досталось нашей стране с распадом СССР.
   Сегодня этот ресурс почти исчерпан. Сейчас в Украине сектор безопасности и обороны критически ослаблен. Мы исправляем эту ситуацию.
   В течение 2010 года приняты радикальные решения по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса. Создана новая схема управления им.
   В 2010 году нами была подготовлена обновленная Стратегия национальной безопасности Украины.
    Уже разработана качественно новая Военная доктрина, которая учитывает изменения военно-политической обстановки и исходит из внеблоковой политики нашего государства.
   Идет разработка новой Концепции реформирования Вооруженных Сил Украины, которая определит новую модель ВСУ.
   В этом контексте хочу еще раз подчеркнуть: политика внеблоковости - краеугольный камень украинский внешней доктрины.
   Внеблоковость рассматривается Украиной как последовательная позиция защиты интересов без участия в военных союзах, что создает необходимые возможности для развития партнерских, взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями по всем направлениям.
   Мы исходим из того, что большинство современных вызовов и угроз носят глобальный характер.
   Их преодоление требует объединения усилий стран мира и общих подходов к обеспечению региональной и глобальной безопасности. И Украина готова к такому сотрудничеству.
   Нашим основным приоритетом сегодня является поддержка курса на глобальное ядерное разоружение, активное участие в создании общеевропейской системы безопасности и поиск путей для окончательной демилитаризации Европейского континента.
   Украина будет последовательной в поддержке идеи создания безъядерной зоны в Центральном восточноевропейском регионе.
   Для достижения этой цели наше государство открыто для диалога и сотрудничества со всеми странами-партнерами.
    В частности, Украина будет продолжать взаимодействие с НАТО, реализовывать совместные проекты со странами ОБСЕ, ОДКБ, другими региональными структурами безопасности.
   Украина была и останется контрибутором мира и стабильности в глобальном измерении.
   Украина и впредь будет активно участвовать в миротворческой деятельности ООН.
   Уже больше года Украина реализует качественно новый внешнеполитический курс, в основу которого положена концепция национального прагматизма.
   Ее базовыми элементами стали внеблоковый выбор, идеологически нейтральная политика партнерства в отношениях с Россией и странами СНГ, с Европейским союзом, Соединенными Штатами, Турцией, Китаем, странами АСЕАН, другими государствами и региональными объединениями.
   Отказавшись от идеологических клише во внешней политике, Украина смогла существенно расширить круг партнеров, развивать новые векторы дипломатической активности.
   Начали налаживаться контакты со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Произошел прорыв в отношениях с Китайской Народной Республикой.
   Фундаментальной составляющей концепции национального прагматизма является стратегия европейской интеграции Украины.
   Сегодня Украина ведет активный переговорный процесс по Соглашению об ассоциации.
   Подписание этого Соглашения создаст предпосылки для полноценной интеграции Украины в европейское экономическое, социальное, культурное и правовое пространство.
   Уже в этом году мы стремимся путем компромисса устранить расхождения в позициях и выйти на окончательное подписание Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли.
   В 2010 году Украина и ЕС сделали качественный шаг вперед в сфере безвизового диалога.
   В ходе Саммита Украина-ЕС было объявлено о предоставлении Украине Плана действий по либерализации визового режима.
   Для дальнейшего продвижения к безвизовому режиму с ЕС в 2011 году мы должны выполнить ряд технических задач.
   В частности, в сферах безопасности документов, миграции, охраны общественного порядка.
   Убежден, что до конца года мы это сделаем.
   Хочу подчеркнуть, что евроинтеграционный курс не был и не будет мешать развитию стратегического партнерства с Россией.
   Для Украины нормализация отношений с Россией стала неотъемлемой составляющей ее европейского выбора.
   В 2010 году мы выполнили важную часть двусторонней повестки дня: восстановили полноценный диалог, экономическое сотрудничество и вышли на новую формулу стратегического партнерства Украины и России.
   Очередным свидетельством серьезности наших намерений и закономерным результатом совместной работы в перспективе станет подписание Декларации о содержании украинских-российского стратегического партнерства.
   Одновременно наша принципиальная позиция в том, что двусторонние отношения должны базироваться на взаимном уважении национальных интересов.
   Именно на этой основе мы сегодня рассматриваем вопрос сотрудничества Украины с Таможенным союзом.
   Считаю, что дальнейшее развитие отношений с Таможенным союзом будет основываться на новой договорной базе – на соглашениях о свободной торговле и возможном пакетном соглашении о сотрудничестве по формуле «3 +1».
   Это позволит нам обеспечить реальный курс на сближение европейского и евроазиатского экономических пространств.
   Мы и впредь будем развивать отношения стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе Хартии 2008 года.
   Мы предоставляем приоритетное значение политическому диалогу в сфере безопасности, взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и урегулировании конфликтов.
   Украина будет оставаться надежным партнером Соединенных Штатов в поддержании стратегической стабильности и безопасности. Это наша неизменная позиция.

Уважаемые соотечественники!
   Наша задача - вытащить Украину из исторической «ямы» переходного периода, в которую она попала из-за постоянных кризисов, из-за борьбы за власть и собственность.
   Гарантировать реализацию неписаных, но жизненно важных, неотъемлемых прав каждого гражданина на свободное развитие, на успех, на честную жизнь и на обычное человеческое счастье жить в справедливом, свободном и открытом обществе.
   Обеспечить на практике справедливость и верховенство права.
   Преступление должно быть осуждено и наказано - морально, административно и уголовно.
   Убежден, что уже в этом году мы изменим отношение граждан к праву, и вернем людям веру в справедливость закона и необратимость наказания.
   Украина должна стать страной-современником XXI века, а не периферией и ресурсом для развития других.
   Утвердиться как современная политическая нация, которая творит историю вместе с наиболее амбициозными и энергичными обществами.
   В конце концов, мы вместе обеспечим поступательное развитие демократических институтов, создадим совместными усилиями новую Украину.
   В этих задачах - философия реформ, смысл идеи модернизации Украины.
   Именно в реализации этих задач, по моему глубокому убеждению, заключается наша общая национальная цель.
   Благодарю за внимание.
   
Источник: официальный сайт Президента Украины, 7 апреля 2011 г.

51
Поставить лайк: 112
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vystuplenie-prezidenta-ukrainy-viktora-yanukovicha-s-ezhegodnym-poslaniem-k-verhovnoy-rade