ссылка

Языковая политика на Украине: региональное измерение

Увеличить шрифт
А
А
А

Недавно председатель Верховной Рады В. Литвин сделал заявление, суть которого сводилась к невозможности принятия проекта закона о языках на Украине на текущей сессии парламента. Данное заявление отражает, видимо, согласие между фракцией Партии регионов, председателем Верховной Рады В.Литвиным и его фракцией, чьи подписи вместе с представителями КПУ стоят под законопроектом, об отсрочке его рассмотрения.

На фоне торможения государственной политики по повышению статуса русского языка и в связи с тем, что принятие проекта закона о языках на Украине отложено на неопределенный срок, для реализации поставленной цели по сохранению и развитию русского языка особое значение приобретает региональный фактор.
 
Это, в первую очередь, целенаправленные усилия по восстановлению прав русскоязычных граждан на региональном уровне каждым заинтересованным регионом в отдельности, согласованная политика регионов на ключевых направлениях использования русского языка в обществе, и особый вопрос  - согласованные усилия регионов в области образования.
 
При этом при всей противоречивости (как в ст.10 конституции) и несовершенстве украинского законодательства в языковой области есть нормы, используя которые, можно эффективно реализовать указанные пути. На данный момент основной документ в этой области - это Европейская Хартия региональных языков и языков меньшинств, которая после ратификации её украинским парламентом стала частью внутреннего законодательства; закон, принятый ещё в УССР «О языках в УССР», и собственно ст. 10 Конституции Украины. Названные нормативные акты имеют определённый потенциал для обоснования защиты прав русскоязычных граждан в судах по каждому конкретному поводу ущемления их прав.
 
Выполнение Хартии региональными властями, особенно юго-востока, вполне способно исправить ситуацию с дискриминацией по признаку русскоязычия, тем более в ситуации подавляющего преобладания в данном регионе русскоязычных граждан. В этом смысле необходимо продолжать работу, начатую ещё весной-осенью 2006 года, на уровне русскоязычных регионов по закреплению за русским языком статуса регионального. Тогда ряд областных советов юго-востока Украины в условиях укрепления влияния Партии регионов, а затем и её победы на парламентских выборах приняли нормативные акты, закрепляющие за русским языком статус регионального (Харьковский, Донецкий, Запорожский, Днепропетровский, Одесский областные советы).
 
Правда, в отношении некоторых областных советов такие акты были отменены судебной системой в период руководства страной В. Ющенко на основе формальных придирок. Как правило, использовался тезис о том, что по украинскому законодательству определение статуса языка находится в компетенции центральных властей и решения областных советов даже в условиях действия Хартии вступили в формальное противоречие с нормами украинских законов. Однако сама Хартия, будучи после ратификации частью украинского законодательства, устанавливала за русским языком статус регионального, который уже не требовал дополнительного подтверждения на уровне областных советов. Поэтому там, где эта деталь была учтена (Харьковский областной совет и АРК), сразу была принята программа развития русского языка, исходившая из того, что русский язык самим фактом ратификации Верховной Радой Хартии региональных языков и языков меньшинств стал на Харьковщине региональным. В данном случае даже у ющенковского суда формальных зацепок отменить это решение депутатов не нашлось.
 
Это путь, по которому, видимо, и пойдёт местная власть юго-восточного региона в данный момент. Пока лидерство в этих процессах принадлежит Одессе. Постоянная депутатская комиссия Одесского городского совета по науке и просвещению разработала проект программы по сохранению и развитию русского языка. Об этом сообщил 23 февраля сего года глава комиссии депутат Одесского городского совета от партии «Родина» Александр Васильев (1).
 
«Главным итогом нашей работы стал тот самый документ, который призван нормализовать языковую ситуацию в Одессе, чтобы просто привести политику городских властей, которые выражают волю громады и являются всего лишь менеджментом, который обслуживает одесскую громаду, так вот привести вот эту политику в соответствие с той языковой и культурной реальностью, которая сложилась в Одессе и сложилась не вчера, не двадцать и даже не сто лет назад», – отметил депутат.
 
«Эта программа – рабочий документ, это не политическая декларация, конечно, каждый из нас хотел бы намного большего, ведь мы говорим о государственном статусе для русского языка. Но это рабочий документ, своеобразная дорожная карта, по которой можно будет шаг за шагом соответствующим органом, будь то управление образования или другие исполнительные органы Одесского городского совета действовать в рамках и интересах русскоязычного большинства Одессы», – добавил Александр Васильев. Одесский городской совет рассмотрит проект программы на своей сессии в конце марта месяца текущего года.
 
Определённые возможности, которые получает русский язык в соответствии с Хартией, в ситуации последовательной политики региональных властей будут реализовываться местным населением в явочном порядке, что и обеспечит такой политике немалый успех. Кстати, явочный порядок реализации Хартии и повышение статуса русского языка в русскоязычных регионах до фактического государственного может стать наиболее оптимальной стратегией реализации курса на восстановление прав русскоязычных граждан Украины.
 
Не исчерпан потенциал защиты прав русскоязычных граждан Украины и на основании закона УССР «О языках в УССР». Разумеется, после принятия Конституции Украины, где в противоречивой ст.10 закреплён государственный статус лишь за украинским языком, большинство норм названного закона утратили силу. Однако данный закон формально нигде и никем не отменялся, и с учётом его положений, а также положений Хартии вполне возможна защита в суде от дискриминации по признаку русскоязычия. Также ст.10 Конституции и разъяснение Конституционным судом от 1999 года порядка использования украинского языка как государственного вступают в противоречие со ст. 24 Конституции Украины, запрещающей, среди прочего, дискриминацию граждан Украины по языковому признаку. Но здесь необходима гражданская активность и активность общественных организаций, которые должны направлять в суды иски по каждому случаю дискриминации прав русскоязычных граждан.
 
При проведении региональной политики в отношении использования языков на Украине и с целью нейтрализации не правовых и в конечном счёте аморальных постулатов этнического национализма на этом направлении целесообразно исходить из следующих принципов: 
  • свободный выбор языка межличностного общения и в отношениях с государством;
  • право каждого свободно определять родной для себя язык; 
  • новые правовые нормы в области использования языков (как и в иных областях общественной жизни и государственной деятельности вообще) не должны сужать уже имевшиеся на момент их принятия языковые права и традиции граждан Украины.  
  • несвязанность между собой родного языка и этнического происхождения. Этническое происхождение определяется «по крови» родителей (или одного из родителей), а умение пользоваться языками, в том числе и тем, который гражданин считает для себя «родным», человек приобретает в процессе социализации.
 
В результате приемлемой может считаться такая ситуация в обществе, когда все граждане Украины будут свободно выбирать для общения тот или иной язык, понимая при этом своего иноязычного (русско- или украиноязычного) собеседника.
 
Из общих принципов образовательной политики следуют частные принципы в отношении образования на русском языке: 
  • объём образования на русском языке прямо пропорционален (не меньше) количеству его активных носителей, т.е. пропорционален масштабу его распространения в регионе; 
  • постепенное восстановление вертикали образования на русском языке – с дошкольных учреждений до вузов; 
  • свободный выбор родителями (в дошкольных учреждениях и школах) и самими учащимися (послешкольное образование – колледжи и вузы) языка обучения;
 
Примером здесь может быть уже упоминавшаяся Одесская Программа. По мнению её разработчиков, ключевым моментом предлагаемого документа является «предоставление одесским детям возможности получать образование на родном для них языке в любом дошкольном и общеобразовательном учебном учреждении города», – говорится в пояснительной записке к проекту программы.
 
Учитывая, что подавляющее большинство крупных экономических и культурных центров Украины являются русскоязычными городами и имеют достаточно вузов разного профиля, восстановление вертикали образования на русском языке вплоть до высшего образования на региональном уровне возможно и реально.
 
С последовательным внедрением местной властью русского языка во всех сферах жизни, включая и государственную службу (как образец, пример Одессы), создаётся область всестороннего применения русского языка и воспроизводство достаточных мотиваций для его всеобщего изучения.
 
 
 
__________________________ 

(1) http://www.nr2.ru/odessa/321781.html

6298
Поставить лайк: 193
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/yazykovaya-politika-na-ukraine-regionalnoe-izmerenie