Железнодорожный коллапс бьет по курсу гривны. Украина хочет арендовать тепловозы в Казахстане и Белоруссии
Как заявил глава парламентского комитета по промышленной политике Виктор Галасюк, проблемы с перевозками «Укрзализныцей» промышленной и аграрной продукции и сырья уже нанесли удар по курсу национальной валюты. На своей странице в «Фейсбуке» депутат указал: «Горно-металлургический комплекс, на который приходится 45% грузоперевозок «Укрзализныцей», потерял в августе 68 млн долл. Это прямой «минус» для платежного баланса и ВВП одновременно».
Галасюк объясняет, что на железной дороге сегодня критически не хватает локомотивов. «Тарифы «Укрзализныцы» за год подняли на 40%. Зато годовой план капитальных инвестиций пока выполнен лишь на 19% (3,5 млрд грн. из 18,4 млрд). То есть средства с промышленности взыскали, а проблему перевозок не решили».
Проблема стала невероятно острой именно в этом году, когда кризис отрасли стал наносить ущерб экспортным отраслям, прежде всего ГОКам и металлургии. Отчасти ситуацию усложнил «азовский кризис», когда из-за украинских провокаций с российскими судами Россия стала тормозить проходы судов на Украину и обратно.
Недавно президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков выразил мнение, что украинские металлурги не смогли воспользоваться благоприятной ситуацией на внешних рынках только из-за проблем с логистикой. Каленков заметил, что в текущем году украинские металлургические комбинаты увеличили выплавку стали на 6% без учета временно потерянных территорий. «Но рост мог быть не 6%, а 10% и больше. К сожалению, мы не можем оперативно и в нужных объемах подвезти сырье на наши предприятия, вывезти готовую продукцию, и это относится как к металлургической продукции, так и к железорудному сырью».
Теперь проблему пытаются решить на профильном комитете Верховной рады, где уже звучали предложения заморозить все транзитные перевозки российских грузов или искать альтернативу: например, арендовать локомотивы в Казахстане, Белоруссии, странах Балтии.
Глава комитета Галасюк собирается поднять данную проблему перед премьер-министром Гройсманом во время т. н. «часа вопросов к правительству» и предложить премьеру взять решение вопроса под свой личный контроль.
По материалам СМИ