ссылка

Жизнь и роли Николая Олялина

Увеличить шрифт
А
А
А

У него и фамилия была какая-то необычная, и внешность — запомнившаяся сразу. Мне привелось подростком посмотреть премьеру фильма «Огненная дуга» - первого из киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение», в только что открывшемся в Белгороде широкоформатном кинотеатре «Радуга». И ощущение было не то что документально-монументальное, случился эффект зрительского участия в Курской битве. И стояли мы, советские белгородские подростки, плечом к плечу с капитаном Цветаевым, в огне и взрывах, в «страшной» своей фронтовой реальностью музыке Ю. Левитина.
 
Удивительно удачно создатели фильма выбрали актера на ключевую роль в этом фильме. На судьбе капитана Цветаева замыкалась для зрителя всемирная судьба Великой Отечественной войны, показанной в этой легендарной эпопее. 
 
 
Кадр из фильма «Освобождение. Огненная дуга»
 
Каждый мальчишка и каждая девчонка отныне знали эту фамилию: Олялин. Артист с уникальным лицом, придававшим трагический, а то и почти религиозный смысл любой роли. 
 
И словно он же, он же — ну, тот самый Цветаев, но уже в звании майора, даром что с фамилией Топорков, вел партизанский обоз по тылам противника в телевизионном сериале «Обратной дороги нет» (1970 год), который мы внимательно посмотрели уже после триумфального шествия «Освобождения» по экранам страны и мира (премьера последнего прошла в 115 странах мира!). И ждали новых серий озеровской эпопеи, чтобы продлить экранное широкоформатное бытие вместе с побеждавшей Родиной, вместе с артиллеристом Олялиным (ну да, Цветаевым)! И горько проживали его великую жертву — гибель в затопленном метро — в освобождаемом от гитлеровского мракобесия Берлине. Да что мы, когда, по слухам, даже боевой генерал Г.Н. Орел, консультант «Освобождения», не мог смириться и говаривал актеру: «Да как же так, что ты утонул, да я режиссеру скажу, пусть выведет тебя из проклятого метро через какой-нибудь люк».  
 
 
М. Ножкин и Н. Олялин в фильме «Освобождение. Последний штурм»
 
Народный артист Украины Николай Олялин ушел от нас тихо, словно и не попрощавшись, 17 ноября 2009 года, всего лишь два года назад. А родился ровно за месяц до начала Великой Отечественной — 22 мая 1941 года, в деревне Опихалино Вологодской области. Вот откуда эта красивая русская фамилия.
 
А вот откуда в нем война: отец-портной прошел ее всю, и в вологодской деревне, куда оккупанты не добрались, тем не менее все было тоже полно войной. Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать». 
 
 
Л. Голубкина и Н. Олялин в фильме «Освобождение. Огненная дуга»
 
Школьником Коля ходил в драматический кружок, где ему доставались эпизодические роли, и в целом мало у него что получалось. Будучи однажды фактически освистанным сверстниками, Николай не стушевался, не отчаялся, а напротив — проявил себя ярко и неожиданно, удивив всех.
 
Ехал юноша по окончании школы в Ленинград поступать в военное училище, по велению отца-фронтовика, да вдруг резко изменил выбор профессии.
 
В 1959 году Николай Олялин стал студентом ЛГИТМиК — знаменитого Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), на курсе Александра Яна. И хоть был у Коли заметный вологодский говорок, а на родине актерство не считалось серьезной и достойной профессией, его актерская судьба — сложилась.
 
По окончании института в 1964 году Олялин был распределен в создававшийся, новый Красноярский театр юного зрителя. Быстро став лучшим комиком Красноярского края, Николай тем не менее из-за непростого характера с режиссером конфликтовал. Вроде бы даже сочинил на главрежа охальную эпиграмму, кстати, до сих пор живущую в актерском фольклоре.
 
Совсем иначе выстроились семейные отношения артиста: раз и на всю жизнь. Прочно, по-северному, так сказать. Женился Олялин на свой красноярской поклоннице, работавшей вторым секретарем райкома комсомола. Месяца знакомства им оказалось достаточно для большой и долгой любви. В браке у них родилось потом двое детей — Владимир и Ольга. Это жена Нелли (он звал ее Нэки) еще тогда, в Красноярске, сказала мужу: «Коля, ты только верь, что чудо свершится — ты будешь знаменитым!»
 
Уже в 1965 году выразительно-фактурный и мужественно-убедительный Н. Олялин снялся в кино — в роли летчика-испытателя Николая Болдырева в киноповести «Дни летные» (вышел на экраны в 1966 году).
 
Интересные подробности: мы могли бы увидеть этого актера и в лентах, ставших потом знаменитыми: «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн». Причина его отсутствия на съемочных площадках этих фильмов проста: руководство красноярского театра утаивало от актера приходившие от киностудий приглашения. Так эффективно главреж мстил Н. Олялину за острый язык.
 
Хочется досадно воскликнуть: «Эх!» Но нам все-таки хватит и тех шести десятков фильмов (немало!), в которых Олялину удалось сняться. Правда, в «Освобождение» он попал все-таки вопреки тайным козням театрального руководства. Одна информированная молодая сотрудница театра сообщила актеру об очередном приглашении. Н. Олялину для поездки на пробы пришлось сказаться больным и даже придумать байку о направлении в санаторий.
 
В 1971 году Олялин сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Г. Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем о советском разведчике.
 
Удивительно: артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил.
 

 
Н. Олялин в фильме «Дерзость»
 
С 1968 года Николай Олялин стал работать в Киеве на киностудии имени Довженко. В булгаковском «Беге» (1971 год) А. Алова и В. Наумова он запомнился зрителям как вестовой Крапилин, преследующий своего палача, врангелевского генерала Хлудова.  
 
 
Вестовой Крапилин из фильма «Бег»
 
О. Ефремов звал его во МХАТ, обещал помочь с жильем. Однако Н. Олялин, загруженный работой в кино, сделал другой выбор.
 
В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он исполнил роль Виктора Логинова (1971 год) — героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки.
 
Всего за первые 10 лет работы в кино Н. Олялин сыграл роли в 18-ти фильмах! Актер вспоминал такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».
 
Играя живых военных, неуклонно растя в званиях, от летчика-истребителя Болдырева в «Днях летных» (1966 год) до полковника Павлова в фильме Г. Николаенко «Шел четвертый год войны» (1983 год), Олялин и сам всегда был словно внутренне опаленным войной. Сам был преисполнен святой несокрушимой преданности Отчизне и воинскому долгу, как и его герой - майор Топорков в киноленте «Обратной дороги нет» (1971 год) Г. Липшица. Фильме, об истории партизанского обоза, идущего в никуда и везущего не оружие, а ящики с кирпичами, отвлекая на себя карателей-преследователей.  
 
 
Майор Топорков из фильма «Обратной дороги нет»
 
Незабываем Н.Олялин и в фильмах «Пропавшая экспедиция» (1975 год) и «Золотая речка» (1976 год) В. Дормана, где актер исполнил роль старообрядца Силантия.
 
Мы помним эти проступающие сквозь кожу кости черепа, впалые щеки, горящий взгляд на изможденном лице. Даже не самому сильному сценарию облик Олялина придавал «правду страдания».
 
Огромная популярность, банкеты привели к алкогольной зависимости, чуть было не повлекшей за собой увольнение со студии А. Довженко. Однако помог поклонник Олялина, первый секретарь ЦК компартии Украины В. Щербицкий, актера чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава, к наркологу. Удивительно, но его вылечили раз и навсегда.
 
 
 Н. Олялин в фильме «Океан»
 
 
Пик олялинской славы пришелся на 1970-е (с 1979 года — Народный артист Украины), однако, как и многих, его не миновало и забвение 1990-х. Но он вынырнул, на каком-то новом витке, неожиданном вдохе, с постаревшим лицом и новыми амплуа.

Запомнился в статичной роли Инквизитора из Дневного и Ночного «Дозоров» (2004, 2005 годы) Т. Бекмамбетова, а также в сериале «Охота на изюбря» (2005 год). На самом излете 90-х Олялин сыграл одного из главных героев, Кольку Полуянова, в фильме «Окраины» (1998 год) П. Луцика — экстремальной «притчи об обездоленных сатанинским олигархом крестьянах, в своей непреклонной жажде справедливости доходящих по трупам до самой Москвы и покидающих ее охваченной пламенем». Это в известном смысле был гражданский ответ Олялина волчьим временам 90-х, когда, по словам актера, «пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел». Так вот «Окраина», единственный режиссерский фильм знакового сценариста 1990-х П. Луцика, был назван критикой «ироническим вестерном», «черной комедией», «стебом», тогда как автор был убежден в полной серьезности своего кино, ответившего на социальный слом и рассказавшего о людях, живущих на окраине, чья жизнь и судьба и сейчас мало кого интересует. Между тем они есть, и герои фильма в русле вековой крестьянской традиции готовы драться за то, что у них отнимают.
 
Среди других ролей Олялина вспомним еще некоторые: Мержинский («Иду к тебе», 1971 год), полковник милиции Верченко («Джентльмены удачи», 1971 год), Берт Симпсон («Бешеное золото», 1976 год), Молчан (сериал «Россия молодая», 1983 год), Вещий Олег («Легенда о княгине Ольге», 1983 год), Павлов («Шел четвертый год войны», 1983 год). Были также «Океан», «Знойное лето в Кабуле», «Биндюжник и король», а в новейшие времена «Бумер-2».  
 
 
Н. Олялин в фильме «Бумер-2»
 
 
В картине «Секундомер» он воплотил на экране образ покидающего большой спорт футболиста, прототипом которого во многом стал известный спартаковец Николай Осянин.
 
В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух мелодраматических картин — «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка» (по собственному сценарию, исполнил одну из главных ролей). Но его работы так и остались невостребованными — ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное — получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой “методы” я не могу», — комментировал Олялин ситуацию.
 
Потому Николай Владимирович просто стал писать очерки о коллегах. В сентябре 2008 года ему была назначена государственная стипендия как выдающемуся деятелю культуры и искусства Украины. 
 
 
 
 Могила народного артиста Украины Н. Олялина
 
 
 
Похоронили воистину народного артиста Николая Владимировича Олялина в Киеве 19 ноября на Байковом кладбище. Церемония прощания и панихида состоялись в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
 
Николай Олялин остался в памяти советских кинозрителей вот таким: худой, контуженный, почерневший офицер-артиллерист Сергей Цветаев, за спиной которого — русское поле, а за ним все Отечество, спасаемое от нашествия врага. Образ — вневременной, вобравший в себя и русскую историю с ее воинами-подвижниками, и трагедии новых времен.
 
 
В образе артиллериста Цветаева Н. Олялин воплотил образ подлинного защитника Отечества
3513
Поставить лайк: 611
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/zhizn-i-roli-nikolaya-olyalina