ссылка

Жизнь, Сибири отданная... (Иннокентий, епископ Иркутский)

Увеличить шрифт
А
А
А

«Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудотворец». Так церковь называет Иннокентия, первого епископа Иркутскиго, одного из тех подвижников, без трудов которых была бы невозможна Россия.

Стоит задуматься, как крохотное княжество, имевшее в середине 15 века площадь в 23 тысячи кв. километров, превратилось в огромную страну. Даже не в страну, «во вселенную», как говорила императрица Екатерина Великая. За пятьсот лет Россия увеличилась в площади в тысячу раз. Считай, прибавляла по 150 кв. километров в день. И так в течение 500 лет.
 
Может быть, потому что в создании этой страны участвовали лучшие, активные и убежденные люди населявших ее народов. Поэтому дореволюционная Россия, осваивая свои огромные пространства, не знала примера истребления народов, того геноцида, которым изобилует история покорения испанцами Южной Америки или англо-американцами – Америки Северной. А может быть, потому что осваивали Сибирь люди не военные, а духовные. Не мечом, а «кротостию и убеждением» (Иоанн Златоуст). И значительную роль в этом процессе сыграли выходцы из Украины, хотя далека Украина от Сибири. Но служение свое наши земляки несли «не за страх», а «за совесть».
 
Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода, переехавшего с Волыни в середине 17 века. Есть версия, что свою фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского князя, затем первого польского короля Болеслава Храброго, который правил в 992-1025 годах.
 
При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван хорошо, и с особым прилежанием занимался словесностью. Ибо избрал «своей жизненной стезей проповедь и монашескую жизнь». После окончания Академии, в 1710 году, был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Принял постриг Иннокентий в Антониевой пещере, под Киевом.
 
 Примерно тогда же Иннокентий был затребован в Москву на должность профессора богословия и префекта в Славяно-греко-латинскую академию. В 1719 году будущий святитель был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением священником на корабль «Самсон», а затем — обер-иеромонахом флота в финском городе Або. В 1720 году он стал наместником Александро-Невской Лавры, где обратил на себя внимание императора Петра 1. А также другого украинца – митрополита Сибирского Филофея, сыгравшего значительную роль в судьбе Иннокентия.
 
Филофей (Лещинский), украинец по происхождению, родился в 1650 г.; образование получил в киевской духовной академии. Петр 1, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Филофея. В 1702 г. Филофей прибыл в Москву, рукоположен в сан митрополита Сибирского и с несколькими помощниками отправлен в Тобольск. Здесь он развивает энергичную деятельность: открывает в Тобольске славянскую школу для духовенства, снаряжает миссию в Монголию и на Камчатку. Опираясь на мнение Сибирского митрополита, Петр утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую по плану царя должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, «мужа вполне достойного царева доверия».5 марта 1721 года в Александро-Невском соборе, в присутствии царя Иннокентий был возведен в сан Переяславского. Церковное таинство свершили два украинца – митрополит Стефан Яворский и Новгородский архиепископ Феофан Прокопович. Через несколько дней епископ Иннокентий выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Жалованья Иннокентию было положено 1 500 рублей в год, весьма значительная по тем временам сумма. Но Иннокентий ее ни разу не увидит.
 
Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и в марте 1722 года остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, в Троицком монастыре. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд. Но тут случилось неожиданное. Китайское (манчжурское, цинское) правительство запретило ему въезд. Начался долгие период ожидания, продлившийся до 1727 г. Причина запрета въезда была, конечно, политическая.
 
К концу ХVII века многочисленные бурятские племена Забайкалья были присоединены к Русскому государству. При этом обращает на себя ударный темп присоединения. В истории были попытки высказать мнение о том, что столь быстрое завоевание объясняется отсутствием огнестрельного оружия у местного населения. В определенной степени этим самым подчеркивается насильственная сторона процесса присоединения народов Забайкалья. Хотя не вызывает сомнения и другой факт: в подавляющем большинстве забайкальские племена стремились найти поддержку у сильного Русского государства против монгольской и китайской агрессии. Поэтому и шли в подданство добровольно. Именно это, прежде всего, определяет характер присоединения Забайкалья к Русскому государству.
 
Китайцы и  иезуиты, особенно, быстро наводнявшие Китай, опасались усиления России в Забайкалье. Попытка военного противостояния закончилась поражением манчжур у Удинска. Окончанием, хотя и весьма условным, военного противостояния с цинским Китаем можно считать подписанный в Нерчинске 29 августа 1689 г. договор. Россия отказывалась от Амура, но все прочие территории, которые желало получить цинское правительство, остались в составе Русского государства.
 
Китай не желал усиления присутствия России как в Забайкалье, так и собственно в Китае. А там, под Пекином, еще с 1685 года образовалась русская православная община из пленников российско-цинских столкновений. Идея самоорганизации этой общины, даже через организацию православной миссии в Китае, была встречена цинским правительством очень настороженно. Дипломатические переговоры не приводили к успеху до 1711 г. И лишь когда скончался православный пастырь пленных, священник Максим Леонтьев, китайцы разрешили пропустить на свою территорию православных клириков, причём сфера их деятельности ограничивалась только колонией под Пекином.
 
Первая православная миссия во главе с архимандритом Илларионом Лежайским прибыла в Пекин в конце 1715 - начале 1716 гг. О служении первых миссионеров известно очень немного, и есть основания полагать, что оно было не слишком успешным (тем более что китайские власти были в этом не заинтересованы). После того, как в 1718 г. Илларион Лежайский скончался, в Пекине не осталось почти никого из прибывших туда с ним пяти церковнослужителей, вернувшихся в Россию по различным причинам. Возникла необходимость формирования новой духовной миссии.
 
Но россияне допустили дипломатический ляп. В письме с просьбой о разрешении на въезд епископ Иннокентий был назван «богдо» — то есть «великий». И, как писал в Санкт-Питербург русский чрезвычайный посол в Пекине С.Л. Владиславич-Рагузинский, «богдыхан такую превеликую особу никогда принять не повелит: понеже у них «богдо» называется их папа или кутухта» и потому двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.
 
В ожидании новых указаний из Питера епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Жил он в Свято-Троицком монастыре, основанном в 1681 г. на левом берегу реки Селенги (при впадении реки Пьяной), которому предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству Забайкальском крае. Жилось тяжко. Не получая жалования, тех самых 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов.
 
Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. А жил он попеременно то в Селенгинске, то в Иркутске. В Троицком Селенгинском монастыре, ожидая решения своей участи, он занимался проповедью православия среди бурят и монголов. Здесь он изучил бурятский язык, особенности национального быта бурят, иерархию родовых отношений, элементы обычного права, чтобы они не вызывали непреодолимых препятствий при крещении.
 
В общем, не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде епископу. Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских и бурятских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.
 
Главной задачей архиерея на новом поприще было религиозное и нравственное просвещение паствы.
 
А нравы паствы были лихие. Не секрет, что, несмотря на набожность первых русских поселенцев, нравственность последних была в значительной мере подорвана суровыми условиями выживания, отсутствием контроля со стороны церкви и государственной власти, преобладанием мужского населения, а также нескрываемыми злоупотреблениями местного начальства.
 
Иннокентий выдержал. Для решения задач просвещения было необходимо открыть как можно больше храмов. 43 прихода, существовавшие в епархии ко времени его назначения, безусловно, не удовлетворяли целям поддержания нравственных устоев русских поселенцев в Сибири и миссионерской деятельности среди коренных народов. За короткий срок, отпущенный св. Иннокентию на архиерейство (1727–1731), было построено или вновь возобновлено 10 церквей (их количество возросло почти на 20 % по сравнению с тем, что было до его назначения).
 
В 1725 году Иннокентий преобразовал «мунгальскую (т.е. монгольскую) школу», открытую при Вознесенском монастыре. Он переименовал ее в монголо-русскую и сделал своеобразным образовательным центром для иркутского духовенства. Каждый священник, не отправивший своего сына в школу, подвергался штрафу в 15 рублей. Эта сумма составляла в те времена значительную часть годового дохода приходского священника.
 
Как и в Киевской академии, здесь могли учиться дети, не принадлежавшие к сословию священнослужителей. И это было очень важно - ведь других учебных заведений в Иркутске в то время еще не было.
 
В 1726 году из Петербурга пришел новый Указ, уже императрицы Анны Иоанновны: об учреждении Иркутской епархии, независимой от Тобольского митрополита, и Иннокентий Кульчицкий стал епископом Иркутским и Нерченским. Именно с украинца Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.
 
Владыка Иннокентий недолго вел иркутскую паству. Немногим более четырех лет. Но, судя по всему, был любим и уважаем. Язычников, проживавших вокруг Иркутска, крестил во множестве: не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное. До нашего времени дошли более 70 рукописных списков его проповедей. И это в то время, когда грамотных можно было по пальцам пересчитать.
 
И не раз удивлял он современников своим предвидением и подвижничеством. Как-то на день Кирилла Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них литургию. «Хорошо, — ответил владыка, — отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях. А одет был епископ обычно так: на теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс.
 
Но суровый климат, тяжелые испытания первых лет пребывания в Сибири причиняли ему многие страдания. Страшные головные боли преследовали его почти все время его правления. К началу 1731 года они настолько усилились, что он почти не мог заниматься делами. 27 ноября 1731 года святитель скончался. Тело владыки облекли в его власяницу, поверх которой надели, правда, китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Похоронили епископа Иллариона в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Вознесенском монастыре, где провел он свои последние годы.
 
Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.
 
Еще одно чудо произошло 11 июня 1783 года. В летописи Иркутска записано: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен».
 
В 1800 году в Иркутске находились сенаторы Ржевский и Левашов. Они так писали иркутскому владыке: «Как самовидцы не только нетленности тела сего (Иллариона), как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору». И уже в 1801 году Русская Православная Церковь причислила владыку Иннокентия к лику святых.
 
В 1921 году мощи святителя Иннокентия были вывезены из храма Вознесенского монастыря. И выставлены в музее под табличкой "Сибирская мумия". Затем мощи были увезены из Иркутска и считались утраченными. 2 сентября 1990 года они были обнаружены в Ярославле и возвращены на иркутскую землю. В настоящее время мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском соборе Иркутска.
 
Светильниче Церкве пресветлый, /
озаривый лучами доброт твоих страну сию, /
и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою /
Бога прославивый, /
молим тя, святителю Иннокентие, /
ограждай молитвами твоими град сей /
от всех бед и печали
 
Такими словами современные православные вспоминают выходца из украинской земли, Святителя Сибирского, епископа Иннокентия. Очевидно, он это заслужил…
83
Поставить лайк: 197
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/zhizn-sibiri-otdannaya-innokentiy-episkop-irkutskiy