5 августа – 80 лет начала героической обороны Одессы
5 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандующего оборонять Одессу до последней возможности. Поэтому 5 августа считается официальным днём начала героической, 73-дневной обороны города-героя.
К этому времени Одессу уже регулярно бомбила авиация вермахта. Использовались зажигательные и фугасные снаряды. Горели Дерибасовская, Новый базар. Дома на улицах превращались в руины.
Была прорвана оборона на реке Днестр. Приморская армия, созданная 19 июля из частей Приморской группы войск Красной армии, отступала. А противник продолжал наступление. Пройдёт всего несколько дней, и румыно-немецкие войска выйдут к Чёрному морю восточнее Одессы и полностью заблокируют город. Выйдут к Днестровскому лиману и попытаются взять Одессу штурмом. Безуспешно. Начальник гарнизона объявит в Одессе осадное положение. 19 августа будет создан Одесской оборонительный район под командованием контр-адмирала Гавриила Жукова. В конце августа оккупанты прорвутся к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. 13 августа из Одессы уйдет последний поезд на восток: румыно-немецкие войска перережут линию железной дороги. Город окажется в глубоком вражеском тылу. Но не сдастся.
В сентябре фашисты начнут постоянные артиллерийские обстрелы. Снова будут пытаться взять Одессу штурмом. И снова безуспешно. Мало того, 22 сентября советские войска перейдут в наступление и разгромят румынские дивизии. По улицам города провезут трофеи, в том числе те самые пушки, которые били по городу. На них написано: «Она стреляла по Одессе. Больше стрелять не будет».
В августе практически всё население города вышло на строительство оборонительных сооружений. Всего было возведено три оборонительных рубежа общей протяжённостью свыше 250 км (передовой рубеж проходил в 20-25 км от города; главный рубеж — в 10-14 км от города; рубеж прикрытия – в 6-10 км от черты города) и около 250 баррикад. Одесситы собственными силами создали истребительный батальон Одесского порта, районные отряды обороны (общей численностью 7500 человек) и женский оборонительный батальон, состоявших из 900 человек. Подчеркнём ещё раз – это были гражданские люди, обычные горожане, настоящие патриоты своего города и своей страны. Одесса стала вторым после Москвы городом, в котором в самом начале войны был организован сбор денег и драгоценностей в фонд обороны.
Героически сражались и воины Красной армии, а также силы Черноморского флота и Черноморского морского пароходства под командованием капитана Георгия Мезенцева. Корабли осуществляли снабжение Одессы живой силой, продовольствием и вооружением всё время обороны. Все 73 дня. На этих же кораблях из Одессы 16 октября 1941 года были выведены её мужественные защитники – в помощь осаждённому фашистами Севастополю.
До войны в Одессе не было военных предприятий, но они появились во время обороны города – в срочном порядке были переориентированы 20 заводов. Здесь не только ремонтировали, но и выпускали военную технику. 3 бронепоезда, 1262 миномёта, 1022 траншейных огнемёта, 210 тысяч ручных гранат, 30 тысяч противотанковых и противопехотных мин, а ещё бутылки с зажигательной смесью, запалы для ручных гранат и полевой телефонный кабель были сделаны руками одесситов. И здесь нашлось место одесской смекалке: для производства противопехотных мин в качестве корпуса использовали жестяные банки из-под консервов, для противотанковых – коробки из-под киноплёнки, для миномётов – трубы с Одесского нефтеперерабатывающего завода.
Особого внимания заслуживает чисто одесский танк под названием НИ («на испуг»). Представлял он собой трактор, обшитый бронёй и вооруженный пулемётом. Румынские, да и немецкие солдаты при виде такого танка, не виданного ими никогда прежде, в ужасе разбегались. А танк НИ получил официальное название – импровизированный лёгкий танк или бронетрактор. На военную службу были призваны и трамваи. Они стали грозным оружием благодаря 47-мм морской пушке, установленной на грузовой платформе.
Для более полного понимания успешности обороны Одессы приведем некоторые цифры. Сначала соотношение сил: Красная армия – 35 тысяч человек в начале обороны и 86 тысяч в конце; румыно-немецкие оккупанты – 340 тысяч человек, то есть почти на порядок больше. И это были 11-я немецкая и 4-я румынская армии, 72-я пехотная дивизия вермахта, два штурмовых и четыре сапёрных немецких батальона, три немецких дивизиона тяжёлой артиллерии, а ещё люфтваффе. Многократно враг превосходил и в технике: до 2200 орудий и миномётов, 100-120 танков, от 300 до 400 самолётов. И на этом фоне цифры потерь: РККА – 41 тысяча человек, с вражеской стороны в два раза больше – 92 тысячи человек. Редкий случай в истории войн, когда потери обороняющихся значительно меньше, чем нападавших.
Беспримерный героизм защитников Одессы подчёркивается малоизвестным эпизодом – почти полным отсутствием питьевой воды в городе. Румынскими войсками было захвачено село Беляевка, в котором и сегодня находится водонапорная станция «Днестр». Подача воды была прекращена. Все подходы к альтернативным источникам воды простреливались. В августовскую жару воду выдавали по карточкам.
Ситуация становилась угрожающей. Тогда был сформирован отряд моряков-разведчиков, который смог отбить водонапорную станцию и дать Одессе воду. Только на время – всего несколько часов. Но этого хватило, чтобы сделать запасы. Однако насосы в то время работали от парового двигателя, чтобы их запустить, пришлось раскочегарить топку, в результате из трубы повалил чёрный дым. Так румыны поняли, что их план по удушению жаждой Одессы провалился.
Непосредственным участником этих событий был Григорий Михайлович Поженян – поэт, писатель, сценарист. Именно он – автор знаменитого советского – подчеркнём – художественного фильма «Жажда». Лента рассказывает о том, как благодаря подвигу матросов-черноморцев Одесса получила жизненно необходимую воду. Причём ценой их жизней.
Кто бы мог подумать, что спустя 45 лет после выхода фильма на экраны на этом эпизоде героической обороны Одессы станут наживаться фальсификаторы истории?! Активизировались они после кончины Григория Поженяна. Очевидно, посчитали, что теперь на их ложь некому будет ответить. И началось. Статьи, колонки, передачи – казалось, что все вокруг говорят о том, что никакой жажды в Одессе в августе 1941 года не было. И что это – советская пропаганда. Поразительно, но свидомые «историки» нападали на художественный фильм «Жажда» так, как будто он документальный. Ведь рассказанная история пронзительна и потрясает беспримерным героизмом и самопожертвованием.
Но живы свидетели тех событий. К тому же не только экспозиции музеев, но и одесские семьи сохранили и те самые карточки на воду, которые выдавали в августе 1941 года. Тогда фальсификаторы сменили направление. Они были вынуждены признать исторический факт – жажда была. Но начали писать, что якобы никакого особого подвига матросы-черноморцы не совершили. И вообще, по их словам, эта операция не имела особого значения. Но и эта ложь была опровергнута. Тогда фальсификаторы взялись за самого покойного Поженяна. Они решили подвергнуть ревизии его биографию! И пришли к выводу, что он был якобы большим выдумщиком и фантазёром. И это они говорят о человеке, начавшем войну в её первый день 19-летним юношей! Он был бойцом Первого особого диверсионного отряда. Вместе с товарищами отбил у румын водонапорную станцию в Беляевке. Тогда погибли многие. Сам Григорий был тяжело ранен – его посчитали убитым. Восстановился – и снова в строй. О его отчаянной смелости ходили легенды. Среди наград – так называемый «Южный бант»: комплект медалей «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа». И именно на войне проявился его литературный талант – Григорий Поженян стал корреспондентом газеты «Красный Черноморец». Начав войну рядовым, закончил её в звании лейтенанта. 28 мая 1945 года Приказом Командующего Черноморским флотом № 87с он был награждён орденом Отечественной войны I степени.
К слову, в Одессе на стене дома по ул. Пастера, 27 на мемориальной доске имя Григория Поженяна написано золотыми буквами, причём на украинском языке, среди 13 особо отличившихся своим героизмом моряков-разведчиков.
Сегодня в подвиге матросов-разведчиков, ценой жизни давших Одессе воду в августе 1941 года, не сомневается никто. Был даже снят современный вариант знаменитого фильма «Жажда». И он популярен и у молодого зрителя.
А в Беляевке – сегодня это посёлок городского типа под Одессой – к 75-летию Великой Победы был обновлён и реконструирован мемориал памяти советских воинов, которые защищали и освобождали водонапорную станцию «Днестр». Рядом с памятной доской с именами героев появилась небольшая скульптура девочки с солдатским котелком в руках. Именно такими котелками отмеряли воду в Одессе в августе 1941 года.
Несмотря на морок неонацистской пропаганды и засилье потомков и идеологических преемников гитлеровских коллаборантов во власти, Одесса помнит и чтит своих героев.