Белоруссия в ожидании февральского референдума и нового российского посла
Верховная власть Белоруссии почти окончательно определилась, что референдум по новой Конституции состоится во второй половине февраля. Февраль в последнее время назывался часто и довольно высокопоставленными чиновниками. Александр Лукашенко заявил это ещё раз и чётко. Также обещается, что обществу все таки дадут возможность некоего обсуждения проекта.
В какой форме будет обсуждение, пока непонятно.
В принципе, общественное обсуждение и цивилизованная реформа власти – это одно из основных даже не требований, а пожеланий Москвы, которые она транслировала как на уровне заявлений Владимира Путина, так и главы МИД Сергея Лаврова. Кремль был озабочен протестами и хотел, чтобы у союзников всё решалось мирно.
На первый взгляд, к тому и идёт. Но… Да, на длительные сроки осуждены многие деятели оппозиции. Но среди них не обязательно такие радикалы как Сергей Тихановский и Николай Статкевич. Юрист Максим Знак, начинавший предвыборную гонку как участник штаба Виктора Бабарико, совсем из другой среды. Это цивилизованная оппозиция, которая может давать дельные предложения и действительно вести диалог, а не нагнетать майданные настроения и призывать к бунту. Изоляция таких людей (а ему дали 10 лет колонии) – это своеобразная политическая мина. Они «канонизируются» оппозицией как герои и являются тем флагом, которым она размахивает, привлекая внимание Запада, требуя новых антибелорусских санкций. С другой стороны, эти меры в отношении здравой оппозиции фактически способствуют прорастанию семян будущих протестов.
Сейчас бунт подавлен исключительно усилиями силовых органов. Медийно-пропагандистская машина, несмотря на массовый выход в социальные сети и другие новые проекты, пока что отличается низким КПД. В ряде случаев граждане рискуют попасть под уголовную ответственность даже за подписку на телеграм-канал, которые власти считают враждебным (даже если подписчики оппозиционерами не являются, а просто хотят знать, к чему их призывают бело-красно-белые).
Всё это говорит о том, что граждане, в чём-то несогласные с властью, вряд ли будут участвовать в каких-то дискуссиях. Более того, есть сомнения, что к таким дискуссиям будет открыт свободный доступ. Имитация общественного диалога в Беларуси – это одно из умений провластных общественных организаций и чиновников, которые проявляют себя в данной сфере. Как правило, представители власти говорят, что в таком диалоге участвует оппозиция, имея в виду организацию бывшего члена штаба Бабарико – Юрия Воскресенского. По факту он уже давно не является оппозиционером. В целом в обществе создан образ Воскресенского, скорее, как подмены, ряженого оппозиционера.
Другая важная тема прошедшей недели – смена послов в Минске. Вместо кадрового дипломата Евгения Лукьянова, который был во главе дипмиссии в Белоруссии с марта 2021 года, новым российским послом в РБ, вероятнее всего, станет известный «единоросс» Борис Грызлов. Напомним, ранее он был спикером Госдумы, министром внутренних дел РФ. Сейчас Грызлов – представитель России в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе. Пока точно не известно, как долго Грызлов будет совмещать пост посла и такого представителя (и будет ли вообще). В любом случае, в Минск приедет человек, глубоко погружённый в контекст украинского кризиса. А это уже совершенно другая конфигурация.
Лукьянов показал себя человеком, который твёрдо и настойчиво даёт понять: посольство России будет преследовать только интересы своей страны. Он первый из послов РФ в Белоруссии сказал это напрямую оппозиционным журналистам. Еще одна особенность Лукьянова в том, что он четко и строго придерживался двусторонней повестки. Даже в вопросы Союзного государства посол не желал глубоко входить, поясняя, что для этого есть Постоянный комитет во главе с Мезенцевым. Грызлов, как можно полагать, способен заниматься более широким кругом политических вопросов. И это не может не повлиять на отношения Минска и Москвы.
Тем временем, на Украине, с которой Грызлов связан по своей работе в переговорной группе, разгорается очередной политический кризис. Раскручивается тема «посадки» бывшего президента страны Петра Порошенко. Если он вернётся в Киев, его, скорее всего, арестуют и отправят в СИЗО или под домашний арест (под залог в 1 млрд местных денег, это примерно 37 миллионов долларов США) Либо мы увидим некое шоу, как с Михаилом Саакашвили несколько лет назад. Всё зависит от того, как себя поведут покровители Порошенко на Западе – сольют его или нет.
На этом фоне у Киева серьёзно ухудшились отношения с Белоруссией. Украина решила продолжить экономическую войну с северным соседом. Киев и Минск почти никогда по-настоящему не дружили в политической плоскости, и объединяла их именно экономика. К сожалению, эти нити сейчас рвутся, и Украина отдаляется не только от России, но и от братской Белоруссии.
Ничего хорошего на фоне напряжённого ожидания белорусского референдума эта тенденция не несет. Три славянских республики все еще не могут восстановить дружеские отношения. Кроме того, стоит ожидать очередных попыток внешних сил воспользоваться украинским внутриполитическим конфликтом и внешне спокойной, но сложной обстановкой в Белоруссии. Минск, скорее всего, устоит, но лишь благодаря силовым структурам и жёстким тактическим контрмерам. Стратегического же плана у минских союзников России пока нет.
На заглавном фото: Лукашенко провел почти финальное заседание по будущей Конституции. Источник: president.gov.by