Польша и страны Прибалтики желают противопехотных мин

Ситуация в Восточной Европе продолжает накаляться, главной причиной чего является политика стран ЕС, в первую очередь Польши и прибалтийских республик. Очередной недружественный шаг в отношении Белоруссии и России решила сделать Литва, по примеру Польши заявившая о намерении заминировать свою восточную границу.
В Министерстве обороны Литвы 22 марта было заявлено, что страна «остается сильным и надёжным партнёром в трансатлантическом, европейском и региональном форматах и активно продвигает многосторонние решения по ключевым вопросам оборонной политики». В этой связи отмечалось, что министр национальной обороны республики Довиле Шакалене за последние 3 месяца провела двусторонние встречи с министрами обороны 24 государств, а также приняла участие в более чем 10 многосторонних форматах, в том числе приняла в Вильнюсе глав Минобороны стран Прибалтики.
«В ходе двусторонних визитов с министрами обороны Польши и Финляндии обсуждались вопросы объединения «Восточного щита» и «Балтийской линии обороны», а также участие Финляндии в формировании единого плана по усилению охраны границы и расширению пакета мер по противодействию мобильности», - сообщили в литовском Минобороны.
При этом было отмечено, что «в ходе таких встреч было инициировано обсуждение вопроса обновления и расширения концепции контрмобильности». В Минобороны Литвы считают, что на основе «польского примера» литовская граница на восточном направлении может быть усилена несколькими линиями укреплений, включая противопехотные и противотанковые мины. В данном случае речь идет о недавнем заявлении замминистра обороны Польши Павла Бейды о намерении Варшавы в рамках проекта по строительству укреплений «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией установить противопехотные мины. В этой связи в литовском Минобороны сообщили, что «региональные партнёры намерены добиваться финансирования Евросоюза для достижения этой цели».
Вместе с тем, в прибалтийских республиках, как и в Польше, признают, что в настоящее время у них нет достаточного количества мин. По словам Байды, сейчас у польской армии отсутствуют противопехотные мины, но есть «возможности их произвести», а речь может идти «о нескольких сотнях тысяч, о миллионе штук». В Латвии также сообщили, что страна может самостоятельно производить такие мины. При этом в Литве и Эстонии пока воздерживаются от подобных заявлений, а в Таллине и вовсе отмечают, что в настоящее время не имеют планов использовать противопехотные мины.
В то же время, Польша и страны Прибалтики 18 марта выступили с совместным заявлением, в котором говорится о решении выйти из Оттавской конвенции, запрещающей противопехотные мины. По их словам, «наши страны готовы и могут пользоваться любыми необходимыми средствами для защиты наших территорий и свободы». При этом данное решение должны ещё ратифицировать парламенты четырёх стран, однако это, по всей видимости, будут сделано довольно быстро. В случае выхода из конвенции Латвия, Литва, Эстония и Польша снова смогут производить, размещать, хранить и передавать наземные мины, а значит они вскоре появятся на границе с Белоруссией.
К сожалению, подобные действия стран Прибалтики и Польши, которые уже осудили в Москве и Минске, не добавляют спокойствия в Восточной Европе. Более того, появление у границ Белоруссии и России противопехотных мин вполне можно рассматривать как очередной шаг стран Запада, направленный на эскалацию напряжённости в регионе со всеми вытекающими из этого последствиями. По всей видимости, ни Варшава, ни её прибалтийские коллеги по-прежнему не хотят установления мира на континенте.