ссылка

Экономика Белоруссии – что дальше?

Экономика Белоруссии – что дальше?
Увеличить шрифт
А
А
А

В последние годы белорусская экономика не показывала тех впечатляющих результатов, которые были ей присущи в первое десятилетие ХХI века. Белорусское экономическое чудо, о котором много говорили на просторах бывшего СССР, оказалось напрямую связано с политическими отношениями между Минском и Москвой, которые неоднократно проходили испытание серьёзными кризисами. Рост цен на углеводороды, скандалы с продажей нефтепродуктов под видом разбавителей и растворителей, непрекращающиеся молочные и мясные войны – все это и многое другое продемонстрировали всю хрупкость выстроенной в Белоруссии социально-ориентированной модели экономики.

Особые испытания на белорусскую экономику выпали в период развернувшейся пандемии коронавирусной инфекции, которая совпала с очередным кризисом в белорусско-российских отношениях, когда Минск отказывался в первом квартале 2020 года закупать нефть из РФ из-за не удовлетворявшей его цены. Дополнительным фактором, который напрямую оказал негативное влияние на экономическое состояние республики, стали президентские выборы 2020 года и события, последовавшие за ними. Из-за того, что страны Запада не признали Александра Лукашенко легитимным главой государства, перед Белоруссией замаячила перспектива оказаться на краю экономического кризиса, подобных которому страна не переживала уже давно. Поэтому сегодня многое стало зависеть от того, как в этой ситуации поведет себя ближайший союзник Минска – Москва.

Как известно, в 2020 году Евросоюз, который является вторым после России торговым партнером Белоруссии, ввёл три пакета санкций в отношении группы белорусских чиновников и нескольких предприятий республики. При этом в апреле стало известно, что Брюссель намерен и дальше вводить ограничения, пусть и не в той мере, в которой требует от него белорусская оппозиция для возобновления массовых протестов. Правда, пока санкции ЕС не затрагивают нефтехимический комплекс Белоруссии, который является одним из столпов местной экономики. Единственным негативным моментом сегодня стал отказ дистрибьютора химической продукции Helm AG от сотрудничества с «Гродно Азотом», что грозит потерей 10% годового объема предприятия. Однако такой шаг пока нельзя рассматривать как целенаправленное стремление ЕС нарушить торгово-экономические связи с Белоруссией – на сегодня они продолжают оставаться выгодными для обеих сторон вне зависимости от политической ситуации в двусторонних отношениях.

Иное дело представляют собой действия США. Сославшись на «вопиющее игнорирование белорусскими властями прав человека», Вашингтон решил возобновить санкции в отношении девяти белорусских государственных предприятий, которые поэтапно вводились с 2007 года, а в 2015-м были приостановлены на волне потепления двусторонних отношений после события на Украине. В данном случае ситуация для официального Минска может оказаться куда более серьёзной, так как речь идет об основных предприятиях нефтехимической отрасли страны: «Белнефтехим» и «Белнефтехим США», «Белшина», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк-Стекловолокно», «Белорусский нефтяной торговый дом» и всё тот же «Гродно Азот». Дело не только в прямых потерях Белоруссии, у которой в последние годы товарооборот с США достигал $700 млн. Белый дом вполне может распространить влияние санкций не только на американские компании, но и на их европейских партнёров, которые прямо или косвенно будут связаны с покупкой белорусских нефтепродуктов. Нечто подобное Вашингтон реализовал в ситуации с российским проектом «Северный поток – 2», когда из-за боязни попасть в немилость США от участия в нём стали отказывать многие европейские компании. И если Россию такое поведение Белого дома и его сателлитов вряд ли сможет остановить, то в случае с Белоруссией ситуация может оказаться куда более плачевной. Невозможность продавать напрямую продукцию своей нефтехимической отрасли, которая наряду с калийными удобрениями является главным источником валюты и делает торговый баланс страны с Западом положительным, способна нанести очень чувствительный удар по всей экономике республики. Тем более что даже в нынешних условиях, как показывает статистика, дела у Белоруссии идут не так, как хотелось бы. В частности, как отмечают аналитики, в первом квартале вклад нефтекалийного экспорта во внутренний валовый продукт (ВВП) страны оказался близок к нулю. Даже с учётом того, что данная отрасль отчитывается о постоянном наращивании объёмов торговли.

Кроме того, нельзя забывать, что любые санкции, которые, на первый взгляд, далеки от прямого воздействия на ту или иную отрасль экономики, оказывают влияние на её состояние. В данном случае можно говорить не только о том, что появляются ограничения по доступу на внешние рынки, но и сокращение возможности получить иностранное финансирование. Минску уже отказали в сотрудничестве по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка, а работа с Международным валютным фондом (МВФ) и вовсе прекратилась. Притом что в последние годы в рамках сотрудничества с международными финансовыми институтами Белоруссия реализовывала проекты на сотни миллионов и даже миллиарды евро, закрыть образовавшуюся дыру за счет кредитования со стороны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), России или Китая в обозримой перспективе Минску вряд ли удастся.

В складывающихся в последний год обстоятельствах становится очевидно, что негативные тенденции в экономике Белоруссии будут только нарастать. Некоторые из них видны уже сегодня. Согласно последним данным, в республике наблюдается серьёзное истощение золотовалютных резервов (ЗВР): с начала года страна потеряла более $524 млн, а в марте сумма ЗВР упала ниже $7 млрд. Параллельно Белоруссия продолжили наращивать свой государственный долг, и на 1 марта он составил 59,5 млрд белорусских рублей (около $22,9 млрд), увеличившись по сравнению с началом года на 2,9%. Внутриэкономическое положение в республике также выглядит непростым. В стране впервые за несколько лет наметилось падение розничного товарооборота, сократились объёмы срочных валютных и рублевых депозитов физлиц, ухудшилась динамика средней заработной платы, которая оказалась одной из самых низких в Европе, среди населения вновь появились высокие девальвационные ожидания, инфляция уже подбирается к пороговым годовым значениям, а предприятия продолжают наращивать задолженность. И при этом валовой внутренний продукт республики за январь-март 2021 год вырос на 0,9% по сравнению с прошлогодним периодом. Правда, такой показатель объясняется слишком низкими показателями 2020 года, когда первый квартал оказался провальным из-за кризиса с поставками российской нефти.

Нынешнее положение в экономике Белоруссию уже привело к тому, что большинство международных финансовых и иных институтов предрекают ей тяжелые времена. В частности, эксперты Всемирного банка на 2021 год ожидают снижение ВВП республики на 2,2%, а МВФ – на 0,4%. При этом официальный Минск по-прежнему рассчитывает на рост в размере 1,8%. Хотя даже крайне лояльный к Белоруссии Евразийский банк развития говорит о всего лишь возможных 0,1%. И все эти цифры отталкиваются от базы 2020 года, который оказался для страны крайне неудачным – падение ВВП тогда составило 0,9%.

В нынешних обстоятельствах возникает закономерный вопрос – за счёт каких внутренних или внешних резервов белорусские власти планируют выходить из сложившейся ситуации? Как отмечают аналитики, возможность удержать экономику на плаву у Минска есть лишь в случае резкого оживления мировой торговли, отсутствия серьёзных экономических санкций в отношении страны и наличия внешних финансовых вливаний. При этом в настоящее время ни по одному из вышеуказанных пунктов нельзя сказать ничего определённого. Даже по вопросу кредитования Белоруссии со стороны России. Москва пока не предлагает своему союзнику заимствований, ограничившись прошлогодними соглашениями и реструктуризацией кредита на строительство Белорусской атомной станции. К слову, последнее вполне может помочь белорусской экономике, так как речь может идти о сумме в $600 млн, которые Минск теперь сможет направить на собственные нужды. Однако насколько эффективно будут потрачены эти средства, сегодня также не ясно.

В целом же стоит отметить, что ситуация в экономике Белоруссии не является критической, хотя в ней и наблюдаются тревожные моменты. Страна всё ещё способна платить по своим долгам, предприятия производят и экспортируют продукцию, зарплаты выплачиваются, социальные обязательства исправно исполняются, а правительство страны полно оптимизма. Кроме того, Россия по-прежнему не отказывается от углубления торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией и готова поддержать своего партнёра.

769
Поставить лайк: 7955
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

В Белоруссии назвали инструмент противодействия агрессивной политике Запада

Что в Белоруссии: смелая Татьяна и обиженный Анджей

Лукашенко развеял слухи о повороте на Запад и подтвердил курс на интеграцию с Россией

Александр Лукашенко – о работе президента, женщинах, и слабых европейских политиках

Победа Трампа: сдержанные надежды белорусских властей и паника продажных шкур

Лукашенко обличает Запад

Белоруссия предлагает Польше мир, а Варшава продолжает готовиться к войне

В Союзном государстве наметили новые направления дальнейшей интеграции

Что в Белоруссии: «Красный день календаря» и «Надо!»

https://odnarodyna.org/article/ekonomika-belorussii-chto-dalshe