Ещё одна проблема – экзамены на знание мовы застопорились
16 июля текущего года вступили в силу новые нормы закона о тотальной украинизации («О функционировании украинского языка как государственного»). Отныне все претендующие на любую государственную должность обязаны сдать экзамен на знание украинского языка или же предъявить аттестат об окончании средней школы, в котором указан украинский язык как отдельный предмет.
Однако претендентам на некоторые должности недостаточно будет аттестата и им придётся отдельно подтверждать свои знания. Среди таких должностных лиц глава государства, министры, их заместители, секретарь СНБО, всевозможные руководители органов власти в центре и на местах, госслужащие всех уровней, в том числе и сотрудники Нацбанка, командный состав Национальной полиции, СБУ, прокуроры и судьи и даже директора школ и вузов – список достаточно большой.
Но и это ещё не всё. До конца августа текущего года необходимо проверить знания государственного языка приблизительно у 100 – 150 тысяч граждан. И здесь начались проблемы.
Первый же экзамен, устроенный Национальной комиссией по стандартам государственного языка, закончился провалом.
«Национальная комиссия по стандартам государственного языка информирует, что сегодня утром в системе экзаменирования произошёл технический сбой. Причины сбоя выясняются. Все претенденты, которые в это время находились в системе, получат дополнительное время для завершения сдачи экзамена»,
– говорится в сообщении пресс-службы Национальной комиссии.
Всего же за первые две недели смогли сдать экзамен на знание украинского языка 2888 человек, рассказала журналистам глава Национальной комиссии по знанию государственного языка Орися Демская. А на следующей неделе пройдут (или не пройдут?) экзамен ещё 800 человек. С такими темпами план проверить знание мовы у 100 – 150 тысяч человек уже сегодня можно назвать провальным.
Каждый прошедший экзамен получает государственный сертификат – на сегодня их выдано… аж 138.
«Благодаря «замечательному» закону о языке, вся государственная машина застыла необновляемым монстром. Пункт второй статьи 10 требует от всех назначаемых на госдолжности, абсолютно всех, без исключения, наличия сертификата о владении языком. И с 16 июля огромная армия чиновников, ходят слухи, что до двухсот тысяч, не может приступить к работе, получить назначения, ничего не может, тупик. Причём речь же не о членах набсоветов а ля Лещенко, речь об обычных госслужащих. Чью работу заблокировали языковые спекулянты, создав на ровном месте нерешаемую проблему»,
– прокомментировал ситуацию депутат от партии «Слуга народа» Максим Бужанский.
А что касается идейного вдохновителя и создателя новых проблем на ровном месте языкового омбудсмена Тараса Креминя, то у него всё просто замечательно. Он получил зарплату за июнь, которая составила 87,1 тысячу гривен, что равно приблизительно $3 тысячам. Конечно, деньги не космические, но по сравнению с пенсией среднего украинца, не дотягивающе и до $100, впечатляет. Но главное не это.
Оклад Креминя составляет 15 тысяч гривен (чуть более $500).
Зато надбавка за активность – 7350 гривен и премия 41250 гривен, есть и прочие надбавки.
Таким образом, вся активность мовного омбудсмена имеет вполне осязаемый финансовый эквивалент. А значит, он и дальше будет проявлять эту самую активность, прибавляя простым украинцам проблем в жизни, а в своём кармане – денег всё тех же украинцев.
Ничего личного – просто работа такая. Хорошо оплачиваемая работа.