ссылка

Героическая оборона Псково-Печерского монастыря

Заглавная иллюстрация. Картина А.И. Фёдорова «Защита обители»
Увеличить шрифт
А
А
А

Героическая оборона Псково-Печерского монастыря, главной духовной обители Псковщины, оказалась несколько в тени большой осады Пскова, предпринятой польским королём Стефаном Баторием в 1581-м году. Тем не менее, бои за монастырь носили не менее ожесточённый характер, а мужество иноков и стрельцов настолько смутило немецких наёмников Георга Фаренсбаха, что они были вынуждены оставить все осадные действия и вернуться в польский лагерь.

Псково-Печерский монастырь стал не только духовным центром края, но и пограничной крепостью ещё во времена Псковской вечевой республики. Он находился всего в 50 километрах от стольного града Пскова и недалеко от ливонской границы. Ливонские немцы были извечными врага псковичей, их походы периодически терзали многострадальный край. Совсем рядом с монастырём располагался немецкий городок-крепость Нейгаузен, где рыцари обычно собирали войска для нападений. Пограничное положение Псковщины после присоединения к Москве вынудило местные власти построить вокруг обители мощные стены, защищавшие её от внезапных набегов. Псковский летописей описал возведение каменных башен и стен следующим образом: «Почаша здати Печерский монастырь во Псковской области под Немецким рубежом. Припомогаше старцам Филарету и прочим, и Мисюрь Дьяк Великого князя; и церковь в горы боле ископоша. А преж того церковь была в земле; а монастырь был на горе; и церковь преподобных отец Антония и Феодосия». Перед Ливонской войной укрепления были возобновлены, а башни поставлены в камне. В крепости-монастыре постоянно находился небольшой стрелецкий гарнизон, который мог в любое время обратиться за помощью к Пскову. К счастью, вплоть до большого похода Батория обитель больших нашествий не знала, поэтому военные напасти обходили её стороной. Тем не менее, в годы опричнины монастырь всё-таки пострадал, его игумен преподобный Корнилий был убит по личному приказу Ивана Грозного.

План Пскова и Псково-Печерского монастыря на иконе «Видение старца Дорофея»
План Пскова и Псково-Печерского монастыря на иконе «Видение старца Дорофея»

В начале 80- гг. XVI века Ливонская война начала складываться неудачно для России. Пришедший к власти в Речи Посполитой король Стефан Баторий воспользовался тем, что наша страна была ослаблена опричниной и крымскими набегами, чтобы перейти в наступление на русские владения. Он отбил Полоцк, захватил Великие Луки, а в 1581 году направился с большим войском к Пскову, считавшемуся одной из главных наших крепостей на западных рубежах. Поляки надеялись, что захват города принудит царя Ивана Грозного к подписанию позорного для страны мира.

Когда началась псковская осада, то обитатели Пскова-Печерского монастыря приняли решение не отсиживаться за стенами обители, а помогать родному городу отражать нашествие. Стрелецкий голова Юрий Нечаев, командовавший гарнизоном, начал отправлять к польскому лагерю сначала лазутчиков, а потом и небольшие партии военных людей, которые нападали на подходившие к Баторию обозы с продовольствием. Король, не желавший отвлекать большие силы от осады, сначала выслал в монастырь гонца с предложением о почётной капитуляции. Когда стрельцы и иноки ответили на его предложение категорическим отказом, то к стенам обители двинулся большой отряд немецких наёмников под командованием Георга Фаренсбаха. Любопытно, что этот человек некоторое время находился на русской службе и даже участвовал в отражении крымского нашествия на Москву в 1572 году.

 Фаренсбах прибыл под стены монастыря 29 октября 1581 года. Он опытным глазом определил, что быстрым штурмом крепостные стены взять не получится. Немцы расположились лагерем и приступили к обычным осадным действиям – рыли траншеи и устанавливали батарею для обстрела обители. Вскоре началась канонада, в результате которой образовался пролом, через который наёмники попытались ворваться в монастырь. К счастью, штурм закончился для Фаренсбаха неудачно, и немцы были вынуждены вернуться в лагерь.

Вскоре на помощь немцам прибыл венгерский отряд наёмников Яноша Борнемисса, который также попытался взять обитель штурмом. Как и в первый раз, бойцы Нечаева встретили врага в проломе и отбросили его назад. После этого венгры и немцы на штурм до конца осады уже не решались и несколько недель вели вялый обстрел стен. 28 ноября Фаренсбах, разуверившись в успехе, забрал оставшихся в живых воинов и увёл их в главный лагерь.

План Псково-Печерского монастыря. Иллюстрация к Военной энциклопедии Сытина, 1915 год
План Псково-Печерского монастыря. Иллюстрация к Военной энциклопедии Сытина, 1915 год

Так закончилась осада Псково-Печерского монастыря. Его героическая оборона отвлекла от Пскова значительные силы и стала одной их причин общей неудачи действий Батория. После Ливонской войны обитель неоднократно видела под своими стенами неприятеля, однако всякий раз достойно отражала нашествия. Враги приходили под стены обители в 1611 –м (отряды полковника Юзефа Лисовского), 1614-м (шведский отряд Пьера Делавиля), во время Смоленской войны и в период большого противостояния с Речью Посполитой 1654-67 гг. Последнее нашествие монастырь пережил в 1703 -м году, когда гарнизон воеводы И.Т. Назимова успешно отбил шведский приступ обители. Это закрепило за монастырём славу святого места, недоступного для недругов России. Впрочем, своё боевое значение Псково-Печерский монастырь вскоре потерял, так как после Северной войны рубежи России были раздвинуты далеко на запад. В настоящий момент он продолжает оставаться для Псковщины только духовной обителью, которая ежегодно принимает в своих стенах множество паломников.

Заглавная иллюстрация. Картина А.И. Фёдорова «Защита обители»

86
Поставить лайк: 12
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору