Герой Сталинграда маршал Чуйков

Имя маршала и Дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова оказалось настолько плотно связано с эпопеей Сталинградской битвы, что в тени остались многие иные его военные подвиги. Между тем, этот человек не только прошёл мясорубку Гражданской войны, но и участвовал в кровавых боях Зимней войны с Финляндией, был военным советником в Китае и даже брал Берлин.
Как и многие другие советские полководцы, Василий Чуйков родился в простой крестьянской семье, едва сводившей концы с концами. С раннего детства ему приходилось заниматься тяжёлым физическим трудом, который не оставлял времени на учёбу. Малая родиной нашего героя – село Серебряные Пруды Тульской губернии, где он провёл детские годы и закончил несколько классов церковно-приходской школы. В своих воспоминаниях Чуйков упоминал о деревне одновременно с теплотой и болью, ведь ему приходилось постоянно сталкиваться с бедностью и рано приспосабливаться ко взрослой жизни.
В 12 лет Василий отправился в столицу империи, чтобы стать рабочим. Санкт-Петербург был крупным промышленным центром, постоянно нуждавшимся в рабочих руках. Некоторое время Чуйков работал на разных предприятиях, но в пролетариях не задержался. Когда грянула февральская революция, юноша поступил юнгой в учебный минный отряд Балтийского флота, где служили его братья. Любопытно, что море так и не стало любимой стихией Чуйкова, в скором времени он покинул Балтику и ненадолго вернулся домой. Своё социальное положение в те годы он охарактеризовал следующим образом: «Мои предки – землеробы. И если бы был призван в царскую армию, мой высший потолок по званию был бы солдат или матрос, как у моих четырёх старших братьев».
В апреле 1918 года Василий поступил на Военно-инструкторские курсы РККА в Лефортово. В те годы жизнь в Москве была тревожной – повсюду зрели заговоры и вспыхивали мятежи. Подавление левоэсеровского восстания 6 июля 1918 года стало боевым крещением для Чуйкова. Сразу после окончания курсов он отправился в Особую бригаду Р.Ф.Сиверса на юг, где принял участие в боях с донскими казаками генерала П.Н.Краснова. Здесь проявились организаторские способности молодого человека, которые выдвинули его на командирские должности.
В те годы некоторые талантливые бойцы легко проходили путь от рядового до командира высокого ранга. Вчерашний курсант Чуйков за несколько месяцев дослужился до помощника командира полка, а потом и сам возглавил 43-й полк на Восточном фронте.
На войне Чуйков проявил себя не только мужественным солдатом, но и талантливым командиром. Его дважды награждали орденами Красного Знамени за отличные успехи в самостоятельных вылазках против белогвардейских отрядов. За несколько лет боёв Василий получил четыре ранения, а в мае 1919 года вступил в партию большевиков. Гражданскую войну он закончил на «польском» фронте, где некоторое время самоотверженно боролся с бандитизмом.
Большая военная карьера Чуйкова началась после окончания Военной Академии РККА имени Фрунзе. Это военное учебное заведение воспитывало командирские кадры для Красной Армии. Люди, подобные Василию Ивановичу, призваны были заменить бывших царских офицеров – военспецов, которых большевики подозревали в недостаточной лояльности. В стенах Академии Чуйков не только получил знания, необходимые передовому командиру, но и выучил на базовом уровне китайский язык. Уже будучи военным советником в Китае, он усовершенствовал свои лингвистические навыки: «По роду своей деятельности я много ездил по стране. Мне довелось побывать в районах Пекина, Тяньцзиня, в провинции Сычуань, я исколесил почти весь Северный и Южный Китай, научился довольно бегло говорить по-китайски».
Назначение в Китай времён Чан Кайши было весьма ответственным поручением для молодого командира. После Синьхайской революции эту страну раздирала Гражданская война, разные политические силы конфликтовали между собой за место под солнцем. Чуйков, понятно дело, поддерживал коммунистов, однако должен был находить точки соприкосновения и с другими партиями, среди которых самой влиятельной оставался Гоминьдан (Китайская национальная партия). Со своей задачей Василий Иванович справился, поэтому перед самой войной (с 1940 по 1942 год) вторично был командирован в страну для содействия сплочению китайского народа против японских милитаристов.
В перерывах между китайскими назначениями (1929 – 1940) Чуйков занимал пост начальника разведывательного отдела штаба Особой Краснознамённой Дальневосточной армии в Хабаровске, начальника Курсов усовершенствования командного состава по разведке при Штабе РККА, был военным комиссаром 4-й отдельной механизированной бригады Белорусского военного округа (БВО), начальником 5-го стрелкового корпуса и Бобруйской армейской группой войск БВО (Белорусского военного округа). Остаётся только удивляться, как простой крестьянский парень смог справляться с работой на таких ответственных должностях, требующих недюжинного профессионализма и огромных знаний. Василий Иванович был мастером своего дела, умеющим работать как в гражданской, так и в военной сфере.
Находясь с 1940-го года в Китае, Василий Иванович с тревогой следил за тем, как орды вермахта рвутся к Москве. В Азии ситуация тоже была чрезвычайно сложной: японцы, воевавшие с китайцами, союзничали с Третьим рейхом и в любой момент могли прийти ему на помощь. Благодаря стараниям Рихарда Зорге и счастливому стечению обстоятельств эта беда обошла СССР стороной, хотя неоднократно судьба войны и мира висела на волоске.
Лишь в марте 1942 года генерал-лейтенант Чуйков вернулся на Родину. Здесь он получил важное назначение заместителя командующего 1-й резервной армией, вскоре преобразованной в 64-ю. С июля его армия входила в состав Сталинградского фронта, ведущего упорные бои с наступающими на юге фашистами. Здесь Василию Ивановичу предстояло войти в летопись Великой Отечественной войны.
Сталинград держался из последних сил, когда его оборона была поручена Чуйкову. Немцы почти взяли город, их пропагандисты по радио вещали Германии, что враг уничтожен. Василию Ивановичу был дан приказ стоять насмерть, права на отступление у него не было. Возглавив 62-ю армию, он прочно закрепился в остатках городских кварталов и перешёл к тактике манёвренной обороны.
Отныне немцы не знали покоя ни днём, ни ночью. Чуйков создал оперативные штурмовые группы, которые внезапно появлялись в немецком расположении, атаковали, а потом исчезали в ночи. Позиции советских и немецких войск по его приказу максимально сблизились, из-за чего немецкая артиллерия была вынуждена почти прекратить обстрелы. Бездействовала и немецкая авиация, ранее непрерывно висевшая над городом, а теперь опасавшаяся бомбить своих. За удачные действия Чуйкова прозвали «генералом штурма», он стал главной проблемой вермахта на долгие месяцы.
Действия Чуйкова остановили немецкое наступление, армия Фридриха Паулюса застряла на последних пяти-десяти километрах до Волги. Позже, когда немцы окончательно выдохлись, 62-я армия приняла участие в освобождении оккупированной части города.
Действия Чуйкова и его солдат были оценены высшим командованием по достоинству. Отдельным приказом 62-я армия была переименована в 8-ю гвардейскую, а её командующий награждён орденом Суворова I степени. Любопытно, что к званию Героя Советского Союза Василий Чуйков в тот момент представлен не был.
Долго (почти бесконечно) можно перечислять все подвиги Василия Иванович в последующие годы Великой Отечественной войны. Он блестяще проявил себя при освобождении УССР, во время Висло-Одерской операции, а потом и при освобождении Берлина. К слову, при штурме немецких позиций в столице Германии Чуйков применял ту же тактику малых манёвренных групп, что и в Сталинграде.
После окончания войны Василий Иванович прожил ещё долгую жизнь. В своих воспоминаниях он подробно рассказал о своём боевом пути и раскрыл политические секреты войны в Китае. В настоящее время маршалу (с 1955 года) Чуйкову посвящены многие памятники и бюсты не только в России, но и во многих странах, которые он освобождал. В своём последнем письме к КПСС Василий Иванович написал: «Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт. С того места слышится рёв волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал». Таким образом, легендарный командир 64-й армии пожелал навеки остаться с теми солдатами, которые отстояли Сталинград.
Заглавное фото. Генерал Василий Чуйков среди бойцов 64-й армии. 1942 год