Как Гетманщина с османами и их крымскими вассалами дружила
История Гетманщины пронизана предательством и лицемерием, и не вызывает удивления тот факт, что императрица Екатерина II навсегда покончила с этим осиным гнездом, угрожавшим спокойствию южных границ Российской империи.
Причин, толкавших властителей Гетманщины на измену, было множество. В первую очередь они шли на предательство ради безудержной жажды власти и снискания популярности у той части казачества, которая выступала за разрыв с Москвой. При этом рациональные доводы обычно вообще не шли в расчёт, а случавшиеся мятежи были настолько неподготовленными, что зачастую подавлялись даже не русскими войсками, а местными противниками «самостийной» ориентации.
Очень часто в подобных обстоятельствах гетманы не гнушались искать себе союзников среди откровенных врагов христианского мира, которые были рады любой возможности захватить христианские земли и установить над ними свою власть. Параллельно с этим происходило разграбление городов и сёл с последующим уводом пленников на невольничьи рынки в Крыму.
Думаю, читатель уже догадался. что речь идёт о Крымском ханстве и Османской империи, сыгравших в истории малороссийских земель роковую роль.
Разумеется, ни о какой «дружбе» между казаками и татарами (турками) изначально не было никакой речи. И если очередной царёк Гетманщины приглашал себе на помощь мусульманское войско, то он прекрасно отдавал себе отчёт, к каким последствиям это может привести.
С момента своего возникновения Крымское ханство, бывшее осколком Золотой Орды, стало настоящим бедствием для соседей. Ежегодно крупные и мелкие отряды татар устремлялись на русские и малороссийские земли, чтобы их разграбить и превратить в пустыню. Эффективной системы защиты от быстрых кочевников в то время не существовало, поэтому лишь некоторые из набегов отражались местными силами.
До конца 70-х гг. XV века крымчаки действовали вполне самостоятельно, поэтому с ними периодически пытались договориться с помощью выплаты дани. Однако в 1475 году Крымское ханство признало себя вассалом Османское империи, и теперь его действия согласовывались с политикой султана.
В отличие от татар, турки были заинтересованы не в примитивном грабеже, а в полном подчинении себе малороссийских территорий. При этом они охотно шли на контакт с теми силами, которые могли им обеспечить это господство. С появлением на политической арене турок крымские татары также стали действовать гораздо адекватнее, периодически напрашиваясь в «союзники» к амбициозным и глупым гетманам.
Правители Великого княжества Литовского и Речи Посполитой в союзнические отношения с Крымским ханством и Османской империей стремились не вступать, довольствуясь тайными дипломатическими ходами, которые перенаправляли набеги татар на земли Московского царства. За подобную услугу им приходилось расплачиваться большими деньгами. Впрочем, даже в этом случае никто не мог гарантировать, что литовские и польские земли окажутся в полной безопасности – крымский хан весьма слабо контролировал своих вассалов.
Всё это время казаки вели безжалостную борьбу с татарами и турками. В ответ на татарские набеги они грабили побережье Крыма, а в 1616 году даже разгромили один из главных городов Крымского полуострова – Кафу, которая непосредственно принадлежала османскому султану. В городе находился самый большой невольничий рынок в Крыму, поэтому казаки освободили тысячи захваченных в полон пленников.
До определенной поры союз казаков и татар (турок) казался чем-то немыслимым, так как обе стороны искренне ненавидели друг друга и стремились уничтожить. Всё изменил 1648 год, когда в Малороссии вспыхнуло мощное казацкое восстание против Речи Посполитой.
Турецкая и татарская помощь Богдану Хмельницкому – это не слишком приятный аспект малороссийской истории, поэтому на нём историки обычно предпочитают не акцентировать внимания. Особенно отвратительно всё выглядит в свете тех злодеяний, которые творили татары в Малороссии.
Как известно, гетман обратился к крымскому хану Ислам-Гирею III с просьбой о присылке воинского контингента на заранее оговоренных условиях. Кроме того, в Стамбул было послано посольство во главе с полковником Кропивенского полка Филоном Джалалией, которое фактически признавало казаков вассалами Османской империи.
Соль всех этих переговоров была в том, что христианский предводитель в первую очередь искал союзников не среди единоверцев, а среди врагов христианского мира. Лишь позднее, когда казачество возмутилось подобными действиями, Хмельницкий обратился за помощью к Москве.
Татары, которых гетман пригласил себе на помощь, оказались весьма никудышными союзниками, в первую очередь заинтересованными не в войне в Речью Посполитой , а в грабеже малороссийских земель. Их зверства не добавляли популярности казачьему делу, а многочисленные измены часто подставляли казачье войско под удар.
Даже признав себя вассалом Москвы, Хмельницкий не прекратил своих контактов со Стамбулом. Главной целью переговоров было обуздание татарских набегов, которые особенно участились после начала казацкого восстания.
Преемники Хмельницкого также поддерживали тесные отношения с турками. Зачастую переговоры велись за спиной московских воевод, которые не подозревали о той угрозе, которая нависла над Малороссией. Особенно активно к союзу с турками склонялись гетманы Юрий Хмельницкий и Иван Брюховецкий, мечтавшие о самостоятельности Гетманщины.
Воспользовавшись смутой в Речи Посполитой, турки приступили к непосредственному завоеванию малороссийских земель. Им казалось, что ослабленная войной страна не способна оказать серьёзного сопротивления. В 1672 году большое войско во главе с визирем Фазылем Ахмед-пашой и непосредственно султаном Мехметом ІV захватило Подолье. В том же году был заключен позорный Бучацкий мир, согласно которому на территории Западной Малороссии был создан Каменецкий пашалык. Малороссы впервые стали подданными Османской империи.
Деятельную помощь туркам оказывал гетман Петр Дорошенко, который еще в 1668 году признал себя подданным Мехмета ІV. Казачьи части принимали активное участие в боях и осадах, были неоднократно отмечены милостями султана.
От окончательного разгрома Правобережную Малороссию (Левобережная надежно прикрывалась московским войском) спас король Речи Посполитой Ян Собесский. Впрочем, он лишь оттеснил турок с части территорий, на многих малороссийских землях они оставались до конца XVIII века.
Та малороссийская территория, которая была завоевана турками, получила название «Ханская Украина». По-турецки она называлась Едисан. Длительное время земли эти практически пустовали, будучи слабо населены выходцами из Малороссии и Молдавии. Кроме того, в ней находилось несколько турецких крепостей.
Точку в турецкой истории малороссийских земель поставила императрица Екатерина II , которая в ходе двух победоносных войн полностью изгнала турок с завоеванной ими в XVII веке территории.
Любопытно, что турки пытались создать в Едисане некоторые формы казачьего самоуправления. Некий Петрик Иваненко из «Ханской Украины» даже угрожал пределом Левобережной Украины в период правления императора Петра I, но был разбит и отброшен назад в Османскую империю.
В 1711 году беглые запорожские казаки создали в пределах Крымского ханства Алешковскую Сечь, которая просуществовала до 1734 года. В этом году крымский хан Каплай-Гирей приказал им вернуться в пределы Российской империи, где они получили прощение императрицы Анны Иоанновны.
Пожалуй, самым любопытным эпизодом казацко-турецкой «дружбы» стала история с авантюристом Михаилом Чайковским. В 1845 году он попытлася поднять восстание в Малороссии, потерпел неудачу и бежал в Османскую империю. Здесь мятежник принял ислам и стал называться Мехметом Садык-пашой. Созданный им «Полк казаков оттоманских» принял активное участи в Крымской, а позднее и в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Под Плевной этот казачий отряд был полностью разгромлен.
Таким образом, малороссийские гетманы и авантюристы неоднократно пытались вовлечь османов и татар в свои игры, однако всякий раз терпели поражение. Как правило, рядовые казаки совершенно не разделяли протурецкие симпатии своих предводителей. Из-за казачьих предательств часть территории Малороссии на долгие годы оказалась под властью турок, которых удалось изгнать лишь с огромным трудом. Нет никаких сомнений в том, что если бы не Россия, то современный юго-восток Украины сегодня имел бы совершенно иной вид. К счастью, это не единственный случай, когда российский военный гений принес освобождение христианским народам.
…Вот и современные авантюристы из подземелий «Азовстали» кличут на помощь турок. А современные «українські козаки» пополняют ряды премьер-министром Британии Борисом Джонсоном – почти басурманином с точки зрения казачества.