Странная судьба гетмана Дорошенко
Судьба гетмана Дорошенко, попытавшегося с помощью турок установить свою власть над всей территорией Малороссии – характерный пример беспринципности тех, кого сегодня на Украине называют борцами с «московскими оккупантами».
Он оставил после себя пустынный край, постоянно разоряемый татарами и почти лишенный оседлого населения. Некогда многолюдные города и сёла опустели, а их жители бежали на Левобережье, надеясь на защиту московских воевод. Бесконечная любовь к власти и полное пренебрежение интересами своего народа – достаточно характерная черта многих гетманов Малороссии, однако Дорошенко превзошел их всех. На удивление, доля оказалась в конечном счете очень благосклонна к этому политическому авантюристу, закончившему свою жизнь в тепле и достатке. К сожалению, благодаря гуманности русских государей, он так и не ответил перед судом за свои многочисленные преступления.
До определённого момента судьба Петра Дорофеевича Дорошенко складывалась подобно судьбам тысяч других казаков, поднявших восстание против Речи Посполитой в 1648 года. Он происходил из семьи наказного гетмана и активно участвовал в походах Богдана Хмельницкого. Знатное происхождение открыло молодому человеку дорогу в казацкую старшину – своеобразную аристократию Гетманщины.
То, что Дорошенко не разделял идеи общерусского единства, стало понятно уже в период правления пресловутого гетмана Ивана Выговского, который попытался вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Став на тот момент черкасским полковником, Дорошенко принял активное участие в боевых действиях на стороне изменника, сохранив ему верность вплоть до окончательного поражения Выговского. На удивление, Дорошенко при этом удалось не просто выйти сухим из воды, но и сохранить своё положение при новой власти, с которой он воевал.
Поражение в войне не изменило взглядов будущего гетмана, который продолжал лелеять планы разрыва с Москвой. Очевидно, что в казацкой старшине у него было достаточно единомышленников, стремившихся к тайным переговорам с поляками и турками. Некоторые из них опасались, что Московское царство рано или поздно ликвидирует Гетманщину. В подобной мысли их укрепило ещё и то обстоятельство, что царь Алексей Михайлович отказал казачьей делегации в пересмотре некоторых статей Переяславской рады.
В угоду своим политическим амбициям казацкая старшина в очередной раз попыталась отколоться от Москвы и пойти на союз с давним врагом – поляками.
Слобожищенский трактат, который казачья верхушка во главе с гетманом Юрием Хмельницким заключила в 1660-м году с Речью Посполитой, известен намного меньше, чем Гадячский договор 1658 года. Тем ни менее, его подписание имело катастрофические последствия для раскола малороссийских земель.
Новое соглашение с поляками уже не предусматривало никакой автономии. Фактически речь шла о полном возвращении Гетманщины в состав Речи Посполитой. Более того, сын Богдана Хмельницкого обязался воевать на стороне поляков против Московского царства.
Как и в случае с Выговским, соглашение с давним врагом казачества вызвало возмущение в казацкой среде. На Левобережье началось восстание, которое быстро охватило весь регион. В результате, как и прежде, изменникам не удалось реализовать свои планы.
С этого момента фактически началась самостоятельная история казачьего Правобережья, ставшего ареной многочисленных интриг и переворотов. Что касается Левобережья, то оно продолжало сохранять верность русскому государю, отказываясь признавать правобережных гетманов.
В 1663–64 гг. правобережные казаки приняли активное участие в походах польского короля Яна II Казимира на Левобережье. К счастью, сводной армии, включающей также татар, не удалось достичь успеха в своих начинаниях.
Всё это время Дорошенко верно служил правобережному гетману и полякам. От последних он даже получил шляхетный герб. Очевидно, данная служба полностью отвечала его политическим идеалам.
«Звёздный час» Дорошенко наступил в 1665 году. После долгого «Гуляй-поля» правобережные казаки избрали его своим гетманом.
К глубокому сожалению нового гетмана, в 1667 году поляки заключили с Московским царством Андрусовское перемирие. Отныне мятежным казакам не приходилось надеяться на польскую помощь в борьбе с русскими войсками. Впрочем, перемирие имело для них и положительную сторону - Правобережье формально сохранялось за Речью Посполитой, хотя последняя не имела над ним реальной власти.
В этих условиях Дорошенко пошел на беспрецедентный шаг – он вступил в переговоры с турками, а потом отдал свой край в османское подданство.
Если смотреть на его решение с точки зрения христианской религии, то гетман фактически совершил вероотступничество. Разумеется, оно не могло быть популярным в среде православного казачества. Несмотря на то, что турецкий султан Мехмед IV обещал Правобережью широкую автономию, доверять обещаниям не имело никакого смысла. Как известно, ислам позволяет своим последователям нарушать любые договорённости, заключенные с «неверными».
Впрочем, беда была не только в подданстве, но и в том, что Дорошенко привел в Малороссию огромную армию турок и татар, едва не поставив христиан в катастрофическое положение. В результате Бучацкого мирного договора 1672 года поляки официально уступили Правобережье туркам. При этом османские войска проникли так далеко, что стояли под стенами Львова!
Осознавая, что ненавистен собственному народу, Дорошенко окружил себя огромным отрядом телохранителей-сердюков, без которых не совершал ни одного выезда. Одновременно, испытывая унижения от турок, он пытался проводить тайные переговоры с Москвой. Аппетиты гетмана при этом оставались колоссальными – он видел себя главой всей Гетманщины.
Разумеется, никаких иллюзий московские власти в отношении Дорошенко не имели – слишком он был известен своими предыдущими изменами. Царские войска во главе с левобережным гетманом Иваном Самойловичем вторглись на территорию Правобережья и разгромили войска гетмана- вероотступника. При этом Дорошенко в 1676 году сдался и на следующий год был отправлен в пределы Московского государства.
Логично было бы предположить, что изменника не просто не помилуют, но и сурово накажут за отступничество. Однако Дорошенко в очередной раз дождался милости судьбы. На родину его, разумеется, уже не отпустили, однако наградили имением, а в 1679-м году даже сделали воеводой в Хлынове (Вятке).
Не до конца понятна мотивация подобного решения. Можно лишь предположить, что в столь отдалённом от Малороссии крае от бывшего гетмана не ожидали каких-нибудь изменнических действий. Ожидания оправдались – последние годы своей долгой жизни Дорошенко провёл мирно и с виду даже достаточно лояльно.
Живя в пределах Московского государства, бывший гетман в третий раз женился. Его сыновья уже в Малороссию не возвращались, став частью великоросского дворянства. Наталья Гончарова, жена Александра Сергеевича Пушкина, имела прямое отношение к роду Дорошенко.
Судьба Дорошенко удивительна и в то же время типична для Малороссии XVII века. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, полную взлётов и падений. Судьба оказалась к нему благосклонна, хотя правобережный гетман совершил множество преступлений. В современной Украине его, разумеется, сделали очередным национальным героем. Впрочем, поступки Дорошенко свидетельствуют только об одном: он был большим любителем беспрекословной власти. Именно в таком амплуа его и следует рассматривать с исторической точки зрения.