Как Красная Армия освободила Харьков
Битва за Харьков стала одним из самых кровавых сражений Великой Отечественной войны. Город имел важное стратегическое значение, поэтому его оборону от подступающих советских войск курировал сам Гитлер. В этой борьбе успех склонялся то на одну, то на другую сторону, однако в конечном счёте фашисты были вынуждены уйти. Освобождение Харькова позволило Красной Армии развить успех и устремиться в западные регионы УССР. Многие советские подразделения, которые принимали участие в штурме города, получили наименование «харьковских», а 23 августа в послевоенное время стало официальным «днём города».
Наступление на Харьков стало частью Белгородско-Харьковской операции «Полководец Румянцев», которая служила продолжением Курской битвы. Как и многие другие кампании войны, она была названа в честь великого русского полководца Румянцева – героя русско-турецких войн при Екатерине II. Задача по овладению городом была возложена на войска Воронежского (генерал армии Николай Фёдорович Ватутин) и Степного (генерал армии Иван Степанович Конев) фронтов. Их главным противником был прославленный генерал-фельдмаршал Гитлера Эрих фон Манштейн, который в марте 1943 года выиграл третью битву за Харьков. Таким образом, победа не обещала быть лёгкой, ведь у фашистов всё ещё оставались резервы для успешной обороны.
Для прорыва немецких позиций были сосредоточены крупные советские силы: 1 млн. человек, 2400 танков и САУ, 12 тыс. орудий и минометов, 1300 самолетов. Немцы могли противопоставить им гораздо меньший заслон: около 300 тысяч солдат, 600 танков, 3 тысячи орудий и миномётов, а также 1000 самолётов. Тем не менее, возможности фашистов не стоило недооценивать, ведь им в любой момент могли перебросить подкрепления.
Манштейн, по своему обыкновению, не собирался сидеть в глухой обороне, потому от него стоило ожидать «сюрпризов». По этой причине сражение за Харьков сочетало элементы наступления и обороны. Уже пятого августа (операция началась за два дня до этого) 1943 года был освобождён Белгород, а седьмого – Грайворон. После этого советское командование было вынуждено принять встречный бой под Богодуховом и Ахтыркой. Попытки Манштейна перехватить инициативу были сорваны, поэтому ему ничего не оставалось, кроме как попытаться удержать Харьков. 13 августа начались ожесточённые бои на данном направлении, которые через 10 дней закончились ночным освобождением города войсками генерала Конева.
Любопытно, что в последних числах августа немцы попытались опять ворваться в город, который был уже полностью занят Красной Армией. К счастью, их сил было слишком мало для масштабного наступления. После позиционных боёв группа немецкого генерала Вернера Кемпфа была вынуждена признать своё поражение и отступить. Таким образом, полностью от фашистов Харьков был очищен 30 августа.
Операция «Полководец Румянцев» оказалась даже успешнее, чем советское командование изначально предполагало. Манштейн, которого так опасались в начале отступления, был слишком обескуражен советскими успехами во время Курской битвы и упустил шанс удержать город. Впрочем, освобождение Харькова далось нашей армии не так просто, учитывая сильное сопротивление немецких элитных частей. Тем слаще у многих был вкус победы, когда фашисты дрогнули и оставили город, который так долго и упорно обороняли.
Заглавное фото. Советский офицер поднимает красный флаг над одним из зданий Харькова