Как Одесский припортовый завод «съели» олигархи, менеджеры и газ
История с остановкой Одесского припортового завода (ОПЗ) вызвала фурор в городе. Никто до последнего не верил, что это произойдет. Ну что-что, но не ОПЗ, полагали одесситы. Финал вышел прозаичным и достаточно ожидаемым, с предсказуемой официальной причиной. Везде и всюду написали, что основная причина остановки ОПЗ – слишком высокие цены на газ. Так-то оно так, но это скорее последняя капля, лишь верхушка айсберга. ОПЗ – это для Украины уравнение со многими неизвестными.
ОПЗ является одним из основных предприятий химической отрасли Украины по производству удобрений: аммиака, карбамида, жидкого азота, диоксида углерода, жидкого кислорода, сернокислого натрия. Как и все важные предприятия Украины, у завода полная непонятных вещей история. Его хотели приватизировать еще в 2009-м, при покровительстве на тот момент премьер-министра Юлии Тимошенко, однако позже Конституционный суд принял решение о запрете приватизации завода. В 2014 году из-за повышения стоимости газа мощности завода были ослаблены, с апреля 2018 по август 2019-го он и вовсе не работал.
Администрация завода говорила о некоем «окне возможностей» для стабилизации предприятия, которое обещали украинские власти. Теперь можно с уверенностью сказать: они имели в виду приватизацию. Это лишний раз доказывает, что в стране все меньше и меньше независимых, а также грамотных менеджеров и экономистов, да и просто дальновидных специалистов. Ни для кого не секрет, что рентабельность производства аммиака и карбамида зависит от цен на газ. Но это не повод сворачивать предприятие, если цены повысились! Украина до последнего имела потенциал на рынке удобрений, может быть, не такой, как у Нигерии или Саудовской Аравии, но для своей ниши – вполне себе неплохо.
Высокие цены на газ, говорите? Но на удобрения-то в этом году мировые цены тоже высокие! Естественно, чтобы получить прибыль, нужно вложить деньги, но для этого нужны хорошие управленцы. И обновление оборудования, между прочим, ОПЗ в нем давно нуждается. Химическая промышленность Украины вообще терпит крушение: к 2020 году доля импорта по некоторым позициям азотных удобрений превысила 70%, а количество рабочих мест на отечественных предприятиях по производству удобрений сократилось на треть – с 27,4 до 19,2 тысячи. Украина потеряла за 4 года 8 тысяч высококвалифицированных рабочих и заплатила за импорт иностранных азотных удобрений почти 3,7 млрд долларов США. Проигрывают от этого не только химики, но и аграрии, вынужденные переплачивать за импорт. Вместо того чтобы решать усугубляющуюся проблему, Киев пеняет на газ и «российского агрессора». Ну а что вы хотите: такие цены в Европе, частью которой киевские власти так хотели стать!
Самое интересное, что копеечную приватизацию предприятий украинское правительство преподносит как гениальное решение проблемы зияющих дыр госбюджета. В той же Одессе без зазрения совести продали на открытом аукционе комплекс винодельческого предприятий «Одессавинпром» – старейшее винодельческое предприятие. В Фонде государственного имущества готовят АО «Первый киевский машиностроительный завод» (бывший завод «Большевик»)». Число предприятий, выставленных в Украине на приватизацию, не поддается точному расчету – больше четырёх сотен. «Государство должно избавиться от максимально всего» – так сказал Владимир Зеленский. По-либертариански. Нет, может быть, оно и хорошо дать бизнесу зелёный свет, но вы уверены в том, что подобная приватизация не является лобби украинских олигархов как ответ на попытки Рады принять какой-то там антиолигархический закон? И не заранее ли это спланированная комбинация?
К слову, Рада еще весной одобрила законопроект о частичной приватизации «Нафтогаза» и «Укрзализныци», а ведь это стратегически важные компании для страны. Вспоминается скандал с «Мотор Сич». Продадут, всё продадут – только «своим» покупателям.
Ровно такая же судьба ожидает и Одесский припортовый завод. В последнее время он не мог работать без посредников из-за крупных долгов перед группой Ostchem Дмитрия Фирташа и группой «Нафтогаз». После повышения мировых цен на газ у ОПЗ возник долг и перед «Одессагаз». Но даже при этом раскладе остановки можно было избежать: специалисты отмечали, что производство удобрений даже при цене 900 долларов за тысячу кубометров газа позволяло бы ожидать прибыль. Фактор остановки завода, таким образом, исключительно политический. При некоторых условиях его бы мог купить тот же олигарх Игорь Коломойский, который втайне мечтает о возвращении экономических отношений с Украиной. Тот самый Коломойский, который говорил, что «российский газ нам не нужен», пока Зеленский не объявил против его бизнеса крестовый поход.
У других украинских химзаводов вроде ОПЗ, работающих на экспорт, есть неплохие шансы повторить судьбу одесского предприятия. Если тенденция продолжится, то взвоют и частные производители удобрений: предприятия Ostchem Фирташа и «Днепроазот» Игоря Коломойского. Олигархам уже будет не до покупки предприятия, в которое еще вкладывать надо.
В долгосрочной перспективе дорогой газ на Украине приведёт к обнищанию, прежде всего, обычного населения. Об этом скажут в следующем году. Что касается промышленности, химическая – под наибольшей угрозой. Мы видим это на примере ОПЗ.
В это же время российский «Тольяттиазот» вложился в строительство терминала по перевалке аммиака и карбамида на Таманском полуострове, запуск которого был запланирован в 2021 году, однако был отложен по причине земельных споров. Конечно, это не «Северный поток – 2», но денежные потоки снова идут мимо.
Потеря транзита аммиака может привести к локальной катастрофе для города Южный Одесской области, который утратит многомиллионные прибыли от ОПЗ. А мы ещё раз возвращаем вас к мысли о том, что в Украине – катастрофический дефицит грамотных и независимых организаторов производства. Зато стратегически важными производствами и целыми комплексами «могут» управлять майданные глашатаи, бывшие блогеры, музыканты, волонтёры и просто люди с улицы. А что тут удивляться, если во главе Совета национальной безопасности и обороны – деятель, никакого отношения никогда не имевший ни к безопасности и обороне, а во главе целого государства – комик, победивший в 2019 исключительно как главный герой комедии «Слуга народа»?