Как восстанавливают Мариуполь: наконец-то русский язык вернётся в школы и вузы
Этот учебный год выдался трудным для мариупольских школьников и студентов, которых отправили на непредвиденные каникулы ещё в конце февраля. Тогда подразумевалось, что занятия будут продолжаться дистанционно, однако после того как 5 марта в городе исчезли электроснабжение и связь, об учёбе пришлось забыть.
После того, как нацистов «Азова»* оттеснили с городских улиц на территорию металлургического комбината «Азовсталь», в Мариуполе стартовали работы по восстановлению, в том числе и учебных заведений – наименее пострадавшие школы можно пересчитать по пальцам. Причина в том, что излюбленным местом для обустройства военных позиций у «азовцев» были школы и детские сады, техникумы и вузы. На спортплощадках стояли «Грады» и тяжёлая артиллерия, туда же прилетала и «ответка», после чего украинские СМИ захлёбывались возмущением: «Россия расстреливает школы в Мариуполе!». А теперь только самый ленивый не в курсе, что в школах города располагался «Азов» и иже с ним. В Мариуполе это общеизвестный факт.
Возле «самой украинской» в городе школы №66 (опорная школа, то есть самая передовая, куда заезжали все высокие гости из Киева) были установлены украинские миномёты. Вот только били они не по российской армии, не по Народной милиции ДНР, а по окрестным домам. Стоящие вокруг чёрные обгоревшие девятиэтажки – дело рук миномётчиков, обосновавшихся во дворе этой школы.
Нет никаких сомнений в том, что школу восстановят, но учиться в ней отныне будут на русском языке. В Министерстве образования и науки ДНР учли тот факт, что в освобождённом Мариуполе дети в последние два года учились на мове, и теперь им необходима языковая адаптация. Кроме того, мариупольские школьники не изучали такие предметы, как русский язык и литература, история Отечества, обществознание и ещё некоторые дисциплины. Для того чтобы адаптация прошла безболезненно, во всех учебных заведениях будут организованы факультативные занятия, консультации, а также занятия по индивидуальному графику. Кроме того для всех желающих будут работать летние школы.
Впрочем, родители не переживают и уверены – языковая адаптация пройдёт успешно, ведь родной язык абсолютного большинства мариупольских детей – русский.
«Теперь, наконец-то, смогу заниматься с внучкой, а то ведь смотрю в учебник и ничего не понимаю, как тут помочь»,
– говорит бабушка второклассницы Анюты.
А мама пятиклассника Данила не скрывает радости:
«Украинское образование привело к тому, что дети всё равно говорят по-русски, ну не могут они говорить на мове, зато писать по-русски не могут, пишут по-украински. Можно ли в таком случае говорить о качественном образовании – вопрос риторический. Поэтому готовы заниматься всё лето, чтобы адаптироваться к российской учебной программе».
Мариупольские техникумы, пострадавшие не меньше школ, уже приступили к восстановлению – пока силами оставшихся в городе студентов, расчищающих завалы, убирающих мусор. Потом, конечно, нужна будет помощь МЧС, но к началу учебного года обещают управиться.
Приазовский государственный технический университет (ПГТУ) за время боевых действий в Мариуполе потерял несколько учебных корпусов, которые не подлежат восстановлению. Однако в оставшихся занятия будут продолжены, несмотря на то, что ректор учебного заведения ещё в феврале сбежал в Днепропетровск, где и объявил о том, что ПГТУ переехал, и будет отныне работать в этом городе. Однако оставшийся в Мариуполе коллектив университета с этим не согласен – ПГТУ продолжит обучать студентов в родных университетских стенах, об этом говорили на прошедшем собрании коллектива.
Абитуриенты в 2022 году будут поступать в вузы и техникумы по итоговым годовым отметкам. К тому же, срок зачисления студентов на первый курс в этом году в ДНР перенесён на 1 декабря – к этому времени успеют поступить абсолютно все желающие.
Автор фото Гела Долгова, Мариуполь