Киев ставит крест на Минских соглашениях
Украинская делегация в Трёхсторонней контактной группе передала «нормандской четвёрке» свой проект так называемых кластеров, которые должны быть положены в основу разработки новой «дорожной карты» по урегулированию конфликта на Донбассе.
Напомним, Франция и Германия стали инициаторами того, чтобы разобрать весь «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» на кластеры – отдельные части, которые затем попытаться согласовать сначала по отдельности, а потом уже из этих согласованных частей составить общую программу по выполнению «Комплекса мер». При этом каждая сторона подготовила свою версию кластеров. Украинская делегация в ТКГ сделала это последней. Однако её версия принципиально отличается от всех других и вступает в противоречие не только с «Комплексом мер», но и с предыдущей украинской версией «дорожной карты».
Зато, исходя из этого документа, можно понять, как именно Украина хотела бы изменить «Комплекс мер», на чётком выполнении которых настаивают и Москва, и республики Донбасса. Причём все эти изменения касаются принципиальных положений Минских соглашений.
Киев предлагает (в который раз!) контроль над российской границей передать Украине сразу же, а не после местных выборов, как того требует «Комплекс мер». В предыдущем украинском варианте передача границы и местные выборы должны были пройти параллельно, тогда как в Минских соглашениях записано – сначала выборы, потом передача контроля над границей.
Не желает Киев проводить и конституционную реформу, которая должна закрепить в новой украинской конституции особый статус Донбасса. Согласно «Комплексу мер», проект этой реформы Украина должна согласовать с республиками Донбасса, однако Киев согласен что-либо обсуждать только в «нормандском формате», а не в формате Трёхсторонней контактной группе.
И ещё одно разногласие с Минскими соглашениями – Народная милиция республик, которая должна будет поддерживать порядок в регионе после урегулирования конфликта. Это также никак не устраивает Киев, который требует ввести на Донбасс Национальную гвардию Украины.
Понятно, что на такой вариант переписанного «Комплекса мер» не дадут своё согласие ни Донбасс, ни Россия.
По мнению директора киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, разработав свою версию кластеров, Киев наглядно продемонстрировал, что готов выполнять Минские соглашения только в том варианте, который устраивает украинскую сторону.
«Это не приближает окончание войны, но и не даёт никому обвинить Киев в том, что он отказывается выполнять договорённости. То есть власти Украины не отказываются, а просто хотят чуть-чуть поправить, а если вы не хотите прислушаться к нашим пожеланиям, то именно вы срываете Минские соглашения, а не мы. Вот такая логика, но в Киеве понимают, что их предложения совершенно неприемлемы и не будут рассматриваться всерьёз»,
– считает Погребинский.
Он уверен – в Киеве очень рассчитывают на включение в «нормандский формат» Соединённых Штатов, которые и помогут Украине решить все вопросы.
Постоянный представитель ЛНР на переговорах в ТКГ Родион Мирошник назвал все попытки Украины переписать Минские соглашения, которые для неё крайне неудобны, бесперспективными – республики Донбасса никогда с этим не согласятся, а будут продолжать настаивать на выполнении всех пунктов «Комплекса мер». Что касается новой украинской версии кластеров, то, по мнению Мирошника, ничего нового там нет: Киев и раньше хотел получить контроль над границей сразу же, не дожидаясь выборов, всегда был против закрепления особого статуса Донбасса в Конституции, а уж про Народную милицию республик и говорить не приходится.
«Всё это лишь загоняет переговоры на любых ныне существующих площадках в тупик и подталкивает к эскалации конфликта. А также формирует у посредников и гарантов чёткое понимание, что без оказания действенного давления на Киев, урегулировать конфликт в Донбассе не удастся»,
– отметил Родион Мирошник.
И действительно, переговоры в ТКГ всё больше заходят в тупик, это показали последние видеоконференции, проходившие 18 и 19 мая.
Вместо обсуждения насущных вопросов, которые остаются нерешёнными, переходя из одной повестки дня в другую на протяжении уже не месяцев, а лет, украинская делегация в ТКГ занялась тем, что решила (после многих лет переговоров) переформатировать состав участников группы. Представители Киева заявили, что не желают иметь дело с делегациями ДНР и ЛНР, которым необходимо объединиться в общую делегацию с Российской Федерацией. Таким образом встреча 18 мая была сорвана.
На следующий день вице-премьер-министр и министр реинтеграции Алексей Резников попытался убедить всех участников переговоров, что украинскую делегацию просто неправильно поняли.
«Своим поведением представители Киева откровенно ставят в неудобное положение координатора от ОБСЕ, который пытается хоть как-то реанимировать переговорную ситуацию. Киеву же диалог по политическим вопросам просто не нужен. Для его блокирования хороши все средства. Координатор от ОБСЕ Пьер Морель ситуацию в политической рабочей группе называет «формальным блокированием». Представители ОБСЕ в сложном положении, они бы не против продолжать имитацию переговоров дальше, но Минские соглашения предполагают принятие совместных решений с представителями ЛДНР. А этого в реальности нет. Есть несоблюдение самого первого стандарта ОБСЕ по ведению переговоров – нет готовности стороны конфликта к переговорам. У Украины этой готовности нет. А у ОБСЕ нет решимости это признать»,
– подвёл итог сорванной видеоконференции Родион Мирошник.
А по словам полпреда России в ТКГ Бориса Грызлова, работа заблокирована украинской стороной по всем вопросам так, что «возникает вопрос, желает ли Украина закончить конфликт, или это не входит в её планы». И с этим трудно не согласиться – окончание войны совсем не входит в планы Киева.
В опубликованном отчёте ОБСЕ по результатам очередных переговоров ничего не сказано о том, что переговоров, по сути, не было по вине украинской стороны, которую интересует только один вопрос – как сделать Россию стороной конфликта, а гражданскую войну представить международным конфликтом.