Крестный ход в День рождения Святой Руси
Крестный ход нынешнего года, посвящённый 1033-летию Крещения Руси, уже называют Великим ходом. То ли за многолюдство, то ли за то особое значение, которое он приобрёл в нынешней непростой украинской ситуации, когда власти Украины хотелось бы сделать вид, что нас, верных канонической УПЦ (МП), нет и что мы – «неправильная» церковь. Расскажу сегодня только о том, что сам видел, что чувствовал, о чём думал.
Слава Богу, так сложилось – опыт участия во всенародной молитве, именуемой Всеукраинский крестный ход, у меня немалый. Поэтому, чтобы больше увидеть и услышать, я решил отправиться на Владимирскую горку заблаговременно. Здесь, у памятника Владимиру Крестителю, в 13.00. планировался молебен с участием Блаженнейшего митрополита Онуфрия, а также гостей – делегаций Православной церкви Чешских земель и Словакии, Антиохийской церкви, Сербской православной церкви. Видел я и частные делегации верующих. Например, из Грузии. Гостей могло быть гораздо больше, если бы не «ковидные препятствия», а также препятствия другого рода – разделение между поместными церквами, возникшее в результате политики патриарха Варфоломея. Впрочем, сегодня вспоминать о грустном не хочется.
Когда я приехал на Крещатик и поднялся по Трёхсвятительской к памятнику Владимиру (в этот момент полиция ещё свободно пропускала туда), я увидел приготовленные к молебну и участию в крестном ходе прибывшие накануне святыни: Зимненская икона Божией Матери (та самая, у которой молился ослепший на некоторое время князь Владимир), иконы Почаевская, Любечская, Касперовская (покровительница Одессы и Херсона). Здесь же были установлены икона Святого равноапостольного князя Владимира, которая хранится в Киево-Печерской лавре, и частица мощей святого.
Помолившись с небольшого расстояния перед святынями, я стал искать места, где было бы лучше видно происходящее. А поскольку с каждой минутой верующие прибывали, полиция и нацгвардия стали выставлять небольшие металлические заборчики, и таким образом я оказался в верхней части Владимирской горки. Но от этого зрелище открылось передо мной ещё более величественное.
Справедливости ради замечу, что стражи порядка были на этот раз предельно вежливы и незаметны.
Ещё минут через сорок всё вокруг было уже заполнено людьми. В Киеве жарко. 32-34 градуса. Люди сидят на траве, на парапетах. Лица радостные. Хотя многим добраться было в такой день нелегко. Как всегда, читаю таблички, выясняя, кто здесь с нами молится. Ровенская епархия, Запорожская епархия, Винница, Шепетовка, Полтавская епархия, Ужгород. Потом уже читаю механически. Всех запомнить невозможно. Ясно одно: тут представлена вся православная Украина. Уже позднее нашёл подтверждение этому – сообщили, что в молебне и крестном ходе приняли участие представители 53 епархий.
А одно из самых сильных впечатлений было такое. Я оказался в середине людского потока. Вокруг говорили по-русски, по-украински и на суржике. Слышно было традиционное: «Спаси, Господи!», «Слава Богу!». И вдруг я заметил небольшую группу людей. Они шли медленно, с трудом. Впереди молодой парень в потемневшей от пота футболке нёс крест. За ним в малиновой камилавке шёл батюшка в запылённой рясе, с дешевым наперсным крестом. Тот самый мой любимый тип сельского священника с натруженными крестьянскими руками и красным загорелым лицом. Рядом с батюшкой шли его прихожанки в простых платьях и платках. Двое мужчин несли ещё хоругви, которые уже немного покосились в их руках. Было видно – они шли издалека. И тут мне подумалось, что это и есть образ современной Украины. Молящейся, твёрдой в вере и надежде на Бога. Упорно идущей ко Христу, несмотря на окрики врагов и неприязнь власти этим врагам сочувствующей.
Потом к памятнику Владимиру стал подниматься Блаженнейший митрополит Онуфрий. Я видел издали, как собрание людей волновалось и приходило в движение там, где Блаженнейший проходил и благословлял верующих. Затем начался молебен.
Над Днепром несётся мощный распев лаврского хора: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне». Да, именно так, по великой милости Божией свет православной веры явился на горах Киевских. А в результате…
За то, что народ Руси поверил во Христа, Бог даровал ему великую судьбу – возможность создать государство, культуру. В результате Крещения из разрозненных племён язычников возник новый христианский народ, которому открылось самое важное для человека – возможность вернуться к Богу и к жизни вечной с Ним. Для русичей открылись врата Царства Небесного. Скажу больше, я часто думаю о том, что дальнейшая судьба нашего народа зависит от того, насколько он останется верен крещальным обетам, принесённым тогда, в 10 веке.
Затем читали фрагмент из Евангелия от Иоанна: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
Как свежо и остро звучат вечные слова Господа здесь на Украине. Там, где власть, скажем прямо, духовной основой государства сделала не Евангелия, а слова какого-нибудь полусумасшедшего Донцова или Бандеры.
С благодарностью хор пропел тропарь князю Владимиру, прославляя его великий выбор. Прозвучали возгласы на арабском, сербском и чешском языках. Это молились гости. Многократно тысячи людей единым сердцем просили о помощи Пресвятую Богородицу: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычица. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся…» Вознесены были молитвы о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также всех православных христиан.
Завершая молебен, Блаженнейший Онуфрий вознёс благодарение Триединому Богу и, поздравляя присутствующих и тех, кто молился вдалеке от Киева, сказал: «Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с Днем Крещения Руси, с днем духовного рождения нашего народа! Пусть молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира, нашего крестителя и просветителя, Господь благословит всех нас. Пусть Господь Бог молитвами Пречистой Своей Матери хранит всех нас. С праздником!»
После этого начался крестный ход. Мы двинулись к лавре. Нет, сначала мы стояли и ждали, пока во главу колонны вынесут святыни. Ведь присутствие чудотворных икон для верующих людей означает присутствие рядом с нами Самой Богородицы и благоверного князя Владимира.
Потом широкой золотистой рекой, вслед за святынями, двинулись епископы и священники. И, наконец, маленькими шажками из-за многолюдства, двинулись и мы, миряне.
Как обычно, слышалось, как поют женские и мужские голоса: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас», «Богородице Дево, радуйся» и пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертвых».
Оказавшись на Европейской площади, крестоходцы растеклись, как море людское. Многие встречали друзей. Фотографировали шествие. Довелось и мне встретить прихожан нашего храма. И ещё друзей встретил, которых давным-давно не видел. Вот, как это, в таком множестве людей? Да вот так. Бог управляет по Своей благой воле.
Несмотря на жару, мы благополучно дошли до лавры. Как всегда, я оборачивался назад и с волнением видел, что река не иссякает. Как всегда, когда первые подходили к лаврской обители, заключавшие шествие только выходили из парка на Владимирской горке.
Сознательно не хочу (да и не могу, поскольку не специалист) говорить о количестве участников хода. Власти назвали цифру 55 тысяч. Это, безусловно, неправда. Нас было гораздо больше. Сотрудники Киевской митрополии сообщили о том, что было около 350 тысяч.
Полагаю, что точная цифра не так уж важна. Украина и власть (нравится это кому-то или не нравится), увидели, что церковь, которую пытаются гнать, притеснять, против которой принимают антицерковные законы, жива. И не только жива. Украинская православная церковь – единственное сообщество людей на Украине, которое только на своей вере и взаимовыручке может вывести на улицу сотни тысяч своих верных.
Отмечу, что так называемая ПЦУ, созданная Порошенко и Варфоломеем, «воздержалась» от тожеств, мотивируя это карантином. На самом деле, всё гораздо проще: у раскольников и самозванцев нет паствы. Захваченные ими храмы стоят пустыми.
И ещё одна любопытная деталь. По завершении крестного хода Зеленский давал интервью. Ни слова поздравлений в адрес верующих он не произнёс. Только сетовал, что нарушались санитарные нормы, многие были без масок, и виновата в этом городская власть. То есть Великий ход для господина Зеленского стал всего лишь поводом уколоть своего возможного конкурента на следующих президентских выборах – мэра Кличко.
Впрочем, оставим их. Это о них сказано: «Слепые вожди слепых».
С Праздником, братья и сестры! С Днём рождения в Днепровской купели единого народа Руси! Пусть Господь и Его Пречистая Мать хранят нас под Своим покровом.