Кёнигсбергская наступательная операция

Главной задачей Восточно-Прусской наступательной операции, которая проводилась силами 2-го (К.К.Рокоссовский) и 3-го (И.Д. Черняховский, позже А.М.Василевский) Белорусских фронтов, стало занятие города Кёнигсберга, ещё до войны превращённого гитлеровцами в мощную крепость. Немцы считали эту твердыню настолько неприступной, что хвастливо сравнивали её оборону с защитой Севастополя в годы Крымской войны. Комендант Кёнигсберга Отто фон Ляш, гораздо трезвее оценивал ситуацию, однако оказался заложником фашистской пропаганды, требовавшей стоять насмерть. Ему даже не позволили своевременно провести эвакуацию мирных жителей, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения в ходе боёв.
Несмотря на три кольца обороны, защита Кёнигсберга имела много уязвимых мест. Во-первых, город стал заложником общей катастрофической ситуации вермахта в Восточной Пруссии, когда его лучшие подразделения были выбиты в боях. Во-вторых, ничто не мешало советским войскам окружить Кёнигсберг, а потом штурмовать его, не опасаясь немецких контрударов. В-третьих, сложной оставалась ситуация с продовольствием, ведь на иждивении фон Ляша находились жители города, не успевшие уехать. Таким образом, столица Восточной Пруссии в любом случае была обречена, её падение было лишь вопросом времени.
Советское командование предложило Василевскому взять немецкий гарнизон в окружение одновременной атакой с севера (43-я и 50-я армии) и юга (11-я гвардейская армия). В то же время 39-й армии предписывалось полностью перерезать железную дорогу Кёнигсберг-Пиллау, чтобы отрезать фон Ляша от внешнего мира. Шестого апреля начались бои за город с массированным применением артиллерии. Последняя, по воспоминаниям очевидцев, сыграла решающую роль при штурме, так как основательно разрушила немецкие форты и оказала деморализующее воздействие на части вермахта и ополчения.
Достаточно быстро ситуация показала, что заявления немецкой пропаганды о несокрушимости Кёнигсберга оказались блефом. Уже восьмого апреля советские войска заняли порт и перерезали железную дорогу, полностью предоставив город его судьбе. Кроме того, гвардейцы 11-й армии и бойцы 43-й замкнули кольцо окружения, не позволяя вермахту выбраться из Кёнигсберга. Тем не менее, фон Ляш отверг все предложения о капитуляции и продолжил оборонительные бои. Одновременно он начал подготовку большого прорыва в сторону Земландской группировки вермахта, которая пыталась оказать помощь гарнизону. Девятого апреля немцы всеми наличными силами пытались вырваться из окружённого города, однако потерпели поражение. После этого начались ожесточённые бои на городских улицах, которые продолжались до позднего вечера.
Лишь осознав полную бессмысленность дальнейшей борьбы, фон Ляш прислал парламентёров для переговоров. К тому времени многие здания города были разрушены, а часть мирных жителей погибла под завалами. В общей сложности штурм длился 81 час, но и этого времени хватило, чтобы тысячи людей с обеих сторон были убиты. Падение Кёнигсберга стало вершиной Восточно-Прусской операции и показало, что никаких реальных препятствий для Красной Армии Рейх уже создать не может. Уже 30 сентября 1945 в городе был открыт памятник 1200 гвардейцам 11-й армии, доблестно дравшимся за каждую улицу и не щадившим свои жизни ради приближения Победы.
Заглавное фото. Бойцы 3-го Белорусского фронта ведут бой на улицах Кёнигсберга