Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…

Когда в 1938 году Австрия в результате аншлюса вошла в состав Третьего рейха, то её столица превратилась в один из главных городов этой фашистской державы. В годы войны Вена почти не подверглась разрушениям и продолжала сохранять свой величественный вид вплоть до 1945 года. Советское командование, желая сохранить историческую застройку, отказалось от больших авиационных обстрелов и артиллерийских ударов при наступлении на город, поэтому австрийскую столицу штурмовали почти исключительно танки и пехота. Это привело к дополнительным потерям, однако принесло Красной Армии заслуженную славу настоящих освободителей Вены.
То, что австрийская столица уцелела, было настоящим чудом, ведь гитлеровцы сделали всё возможное, чтобы превратить её в мощную альпийскую крепость. В ставке Гитлера многие понимали, что сопротивление Вены лишь отсрочит падение рейха, однако всё равно настаивали на том, чтобы остатки войск и фольксштурм (народное ополчение) стояли насмерть. Советское командование, зная о планах фашистов, тщательно спланировало операцию по освобождению города и выделило для этого части 3-го Украинского (Ф.И.Толбухин) и 2-го Украинского (Р.Я Малиновский) фронтов. Большую поддержку наступающим войскам должны была оказывать Дунайская флотилия (Г.Н.Холостяков) и 17-я воздушная армия ( В.А.Судец).
Венская наступательная операция началась 16 марта 1945 года, однако непосредственно в предместьях Вены советские войска оказались лишь пятого апреля. Перед началом битвы Толбухин выпустил обращение к местным жителям, в котором заявил, что Красная Армия «вступила в пределы Австрии не с целью захвата австрийской территории, а исключительно с целью разгрома вражеских немецко-фашистских войск и освобождения Австрии от немецкой зависимости. Красная Армия стоит на точке зрения Московской декларации союзников о независимости Австрии и будет содействовать восстановлению порядка, существовавшего в Австрии до 1938 года».
Поскольку артиллерия и авиация по названным выше причинам практически не применялись, то освобождение города не обещало быть лёгким. С юго-востока Вену брали части 4-й гвардейской армии и 1-го гвардейского механизированного корпуса, а с юго-запада подразделения 6-й гвардейской танковой армии вместе с приданным 18-м танковым корпусом. Штурм в условиях плотной городской застройки проходил тяжело, каждый дом приходилось зачищать с боем, ведь враг оказывал упорное сопротивление.
Самые ожесточённые схватки с врагом шли с седьмого по девятое апреля 1945 года. Когда красноармейцы добрались до центра города, то сила сопротивления противника начала ослабевать. 13 апреля, потеряв всякую надежду отразить штурм и не имея возможности вырваться из окружения, остатки немецких войск сложили оружие. После этого началась расчистка венских улиц от трупов и разбитой техники, а население города было поставлено на довольствие Красной Армии.
Быстрое взятие одного из важнейших город рейха вызвало восторг в СССР. 13 апреля в 21.00 в Москве был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий, а 50 боевых соединений за упорство в сражениях были названы «венскими». Кроме того, советское правительство учредило медаль «За взятие Вены», которой были награждены многие участники битвы за город. Тем не менее, победа дорого досталась нашей армии, около 38 тысяч солдат и офицеров навсегда остались в венской земле. В августе 1945 года на площади Шварценбергплац павшим героям был установлен памятник, который до сих пор напоминает венцам, какой ценой далось им освобождение от фашизма.
Заглавное фото. Советские самоходные орудия в Вене