Легендарный генерал Александр Горбатов – блестящий полководец и правдоруб

Генерал Александр Васильевич Горбатов был из тех, кому многое довелось пережить в неспокойном XX веке. Первая мировая война, две революции, Гражданская война, репрессии... У выдающегося военачальника были основательные поводы обижаться на советскую власть, однако он нашёл в себе силы забыть про обиды и снова стать защитником Родины. Во главе легендарной 3-й армии генерал прошёл многие дороги войны и оставил о себе добрую память в хрониках Победы.
Будущий советский генерал родился в простой крестьянской семье центральной России. Как и миллионы своих сверстников, он мало учился и много трудился, чтобы заработать на жизнь. Вспоминая о том периоде своей биографии, Горбатов всегда упоминал о клятве, которую дал своему другу. Она заключалась в том, чтобы принципиально отказаться от вредных привычек и стать человеком высоких моральных правил.
Первую мировую войну, вспыхнувшую в 1914 году, Александр встретил уже взрослым человеком. Местом его службы стал 17-й гусарский Черниговский Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича полк, сформированный в конце XIX столетия. Новое подразделение, несмотря на свою недолгую историю, воевало великолепно. Когда вспыхнула февральская революция и многие солдаты начали массово дезертировать, то гусары сохранили боеспособность и продолжали геройски драться с немцами. Вместе с ними прошёл жестокие кампании и Александр Горбатов, которого сослуживцы считали великолепным стрелком и лихим разведчиком. Он был награждён двумя георгиевскими крестами, двумя Георгиевскими медалями и произведен в чин старшего унтер-офицера.
Домой Горбатов вернулся лишь весной 1918 года, когда его подразделение было расформировано. В начавшейся Гражданской войне он изначально принял сторону большевиков и добровольцем вступил в отряд красной гвардии. Последующие годы Александр Васильевич провёл на юге России, где шли ожесточённые бои с белыми и украинскими националистами-петлюровцами. Выдающие боевые качества быстро выдвинули его из среды рядового состава и определили в красные командиры.
Бывший унтер-офицер закончил войну командиром Отдельной Башкирской кавалерийской бригады. С тех пор он так и не вернулся к мирной жизни, избрав своей профессией служение Отечеству. В конце 20-х-начале 30-х гг. Горбатов много учился, чтобы повысить свой профессионализм. За свои заслуги он 26 ноября 1935 года получил звание комбрига и был назначен командиром 2-й кавалерийской дивизии Киевского военного округа. Тогда ему казалось, что карьера сложилась удачно, а впереди ждут только новые назначения и награды.
К сожалению, в конце 30-х гг. на армию обрушились страшные репрессии, которые сломали жизнь многим выдающимся людям. Александр Васильевич также не избежал общей участи. Его «погружение во тьму» происходило постепенно и далеко не сразу завершилось арестом. Сначала комбрига исключили из партии и отстранили от занимаемой должности, а потом целый год держали в состоянии неизвестности. В ночь на 22 октября 1938 года Горбатова всё-таки лишили свободы и отправили на Лубянку. Здесь герой Гражданской войны подвергся жестоким пыткам, которые подробно описал в мемуарах.
Наказание, которое назначили Александру Васильевичу, впечатляло своей жестокостью. Ему дали 15 лет лишения свободы и пять лет поражения в правах по обвинению в контрреволюционной деятельности. Обвинения были абсурдны, комбриг с самого начала Гражданской войны принял красную сторону и никогда ей не изменял. Тем не менее, суд постановил отправить его в исполнительно-трудовой лагерь на Колыме, где Горбатов провёл несколько лет жизни. Здесь он неоднократно и тяжело болел цингой, навсегда отразившейся на его здоровье.
В марте 1941 года дело Горбатова неожиданно пересмотрели и вынесли ему оправдательный приговор. При этом Александра Васильевича сразу восстановили в РККА и отправили в УССР заместителем командира 25-го стрелкового корпуса. В те времена подобные перипетии судьбы не были редкостью. В своих воспоминаниях генерал справедливо сокрушался, что репрессии нанесли огромный вред армии и лишили её накануне большой войны многих талантливых командиров.
С началом немецкого вторжения 25-й стрелковый корпус был переброшен в Белоруссию, где шли тяжёлые оборонительные бои. В атмосфере неразберихи и даже паники Александр Васильевич начал наводить железный порядок. В битве под Ярцево на Смоленщине собранные им части дали сражение гитлеровцам. Здесь талантливый военачальник был тяжело ранен в ногу и оказался вынужден некоторое время провести в госпитале.
После излечения Александр Васильевич оказался на привычном ему южном направлении. Он был назначен командиром 226-й стрелковой дивизии, воевавшей в составе Юго-Западного фронта (С.К.Тимошенко). Войска под командование Горбатова принимали участие в героической обороне Харькова, а также совершали дерзкие рейды по тылам противника. Будучи противником всякой показухи, он постоянно конфликтовал с вышестоящим начальством, которое бросало солдат в бессмысленные лобовые атаки. Особенно серьёзные разногласия у Александра Васильевича возникли с командующим 38-й армии К.С.Москаленко, которого в разговоре с маршалом С.К.Тимошенко Горбатов назвал «бесструнной балалайкой» за тупое следование указаниям начальства и хамское отношение к подчинённым.
В военной среде генерал получил неофициальную репутацию «правдоруба». В те опасные времена за критику вышестоящего командования можно было серьёзно пострадать, однако Александру Васильевичу за успехи на фронте прощали многие жёсткие слова. В начавшейся битве за Сталинград он принял участие в жестоких оборонительных боях и стал одним из героев защиты этого мужественного города. Как и в иных случаях, в бою генерал всё время находился среди своих подчинённых и постоянно рисковал жизнью.
В июне 1943 года Горбатов возглавил 3-ю армию (Брянский, потом 2-й Белорусский фронт). С ней он прошёл всю оставшуюся войну, создав своему подразделению легендарную репутацию. Солдаты знали и любили своего генерала, старавшегося беречь их жизни и тщательно продумывавшего все свои тактические ходы. Под командованием Александра Васильевича бойцы 3-й армии участвовали в занятии Орла, штурмовали вражеские позиции во время Брянской, Гомельско-Речицкой, Рогачёво-Жлобинской операций, а также освобождали Белоруссию. Г.К.Жуков, хорошо знавший Горбатова, позже вспоминал о прямолинейном генерале: «В составе Брянского фронта наиболее энергично наступала 3-я армия под командованием генерала А.В.Горбатова, который на протяжении всей войны превосходно справлялся с ролью командующего армией. И можно сказать: он вполне мог бы успешно справиться и с командованием фронтом. Но за его прямоту, за резкость суждений он не нравился высшему руководству». Ещё более лестный отзыв об Александре Васильевиче оставил маршал А.М.Василевский: «В период командования армией неоднократно проявлялись самобытность и оригинальность полководческого мышления Александра Васильевича. Благодаря проявленной генералом Горбатовым разумной инициативе войска армии сыграли основную роль в освобождении древнего русского города Орла».
За проявленный во время Восточно-Прусской операции талант генералу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это произошло 10 апреля 1945 года. Войну 3-я армия завершила в Берлине, последние боевые операции с её участием шли до восьмого мая, когда советские войска остановились на Эльбе.
После войны Александр Васильевич не только занимал высокие посты в армии, но и взялся за написание мемуаров. Его книга – это настоящий кладезь фактов о реальной войне, увиденной глазами боевого генерала. Мужество и талант Горбатова, отмеченные многими высшими военачальниками, создали ему репутацию одного из лучших полководцев Советского Союза. Не приходится сомневаться, что именно на плечах таких достойных людей была вынесена тяжёлая ноша войны, в которой нашему народу пришлось столько пережить, чтобы приблизить победу.
Заглавное фото. Генерал Александр Горбатов на послевоенной фотографии