Ликвидация бандеровщины: урожайный декабрь 1944-го
Ещё в начале зимы 1944 года, с началом продвижения Красной Армии на Правобережье и Волыни, стало ясно, что советские тылы столкнутся с серьёзной проблемой бандеровского сопротивления.
В этот период подразделения УПА* достигли своего расцвета. Крупные, хорошо подготовленные, структурированные походные группы переходили линию фронта и приступали к активным действиям: подрывали коммуникации, совершали диверсии, убивали актив и даже нападали на гарнизоны. 20 апреля 1944 года УПА даже попыталось участвовать в настоящем полевом сражении с кадровыми подразделениями армии и НКВД под Гурбами. Результат известен – банды покрошили и рассеяли.
В июле 1944 года бандеровцы едва не захватили командующего 2-й воздушной армией 1-го Украинского фронта, маршала авиации Степана Красовского, а после под обстрел попал машина и конвой командующего 38-й армией генерал-полковника Кирилла Москаленко.
Пришло время активных действий, и 9 октября 1944 года был издан совместный приказ НКВД СССР и НКГБ СССР «О мерах по усилению борьбы с оуновским подпольем и ликвидации вооруженных банд ОУН в западных областях УССР». Органам ставились конкретные задачи, для решения которых выделялись войска и специалисты. Началась методическая работа по поиску банд, их агентуры с дальнейшим уничтожением или пленением и перевербовкой.
Успехи оперативной работы стали заметны сразу, когда упор стали ставить на уничтожение командования УПА и Службы безопасности ОУН*. К зиме был ликвидирован десяток известных бандитов.
Опыта борьбы с серьёзным, прекрасно организованным и законспирированным подпольем не хватало, и чекистам приходилась формировать методы и тактику по ходу операций. Наиболее результативным стал декабрь 1944 года.
Так, был ликвидирован майор УПА Мыкола Свистун, он же «Ясень», «Ворон», «Ярбей», начальник штаба УПА-Север. Бандюга был матёрый, колоритный. В конце 30-х годов Свистун входил в состав боевой группы фанатиков-террористов «Волки», нападавшей на польских чиновников. Во время задержания польской контрразведкой, он хотел застрелиться, но остался жив, был схвачен и осужден в 1939 году на пожизненное заключение. Война его освободила.
На Втором Большом съезде ОУН в Кракове Свистун примкнул к бандеровской фракции, со временем возглавил Здолбуновский курень, курировал работу на севере Волыни, в январе 1944 года стал заместителем командира УПА-Север Дмытра Клячкивского и возглавил штаб. В связи с приближением советских войск провёл рейд боевых групп УПА в Киевскую и Винницкую области во главе соединения «Холодный Яр», которое было разгромлено под Гурбами.
Опытный конспиратор, он не раз ускользал из расставленных сетей, пока 8 декабря 1944 года не наткнулся в селе Обгив Дубенского района Ровенщины на спецгруппу НКВД. Окружённый, он взорвал себя гранатой.
В исторической литературе на эту тему часто приводится несколько докладов наркома внутренних дел УССР Василия Рясного от 18 декабря 1944 года о ряде операций которые разрабатывали и курировали начальник 5-го отдела Управления погранвойск НКВД Украинского фронта подполковник Тер-Григорьян и и.о. начальника 2-го погранотряда полковник Сметанин. Среди них выделяются разгром на Львовщине штаба военного округа УПА «Буг» оперативной группы УПА-Запад и ликвидация командира куреня УПА-Север Остапа Качана.
Оуновец со стажем, Остап Качан (кличка «Саблюк») заменил на посту командира тактического направления «Винница» Омельяна Грабца, убитого в июне, однако командовал он недолго, хотя крови пролил много.
18 декабря 1944 года в окрестностях села Залесье Здолбуновского района Ровенщины рейдовая группа НКВД окружила передвигающуюся группу бандитов, среди которых был и Качан «Саблюк», во время короткого боя тот застрелился.
В декабре удалось ликвидировать одного из самых дерзких и жестоких бандеровских командиров Дмытра Карпенко по кличке «Яструб», кстати, одного из немногих деятелей УПА – выходцев с Левобережной Украины. Карпенко родился на Полтавщине. Бывший лейтенант РККА, он попадает в плен, но бежит и присоединяется к бандитам и начинает воевать с красными партизанами. «Яструб» блестяще владел бандеровской тактикой засад и налётов и был назначен командиром сотни «Сироманци» в составе военного округа УПА «Лысоня».
На счету – масса кровавых операций, среди которых засада в с. Зализница Кременецкого района, где погибла рота новобранцев НКВД, бой у села Пирятин Жовкивського района и бой возле Уневской лавры 30 сентября 1944 года против 208-го батальона 19-ой бригады войск НКВД и оперативниками Перемышлянского райотдела НКВД. Карпенко грамотно организовал засаду на маршруте передвижения колонны, которую атаковал, используя трофейные фаустпатроны. После суточного боя, бандеровцы отошли, хотя историографии УПА этот бой называют «победным», а Карпенко приписывают один подбитый танк.
Последний бой Карпенко тоже был кровавым. 17 декабря «Сироманци» атаковали село Новые Стрелища под городком Жидачов.. Им удалось сжечь административные здания, освободить из управления НКВД 40 арестованных бандюков. Официально: «… в ходе нападения были ранены начальник райотдела НКВД Васин, завсектором учёта райкома ДКСМУ Головина, старший оперуполномоченный райотдела НКВД Щербаков, начальник 3-й части райвоенкомата Дяков, неназванные старший лейтенант и 2 гражданских лица (всего 7), убиты заведующий военным отделом райкома КП(б)У Зацаринный, районный судья Топчиева, заведующий райторготделом Ситченко В.Л., секретарь райотдела НКВД Нарицена, жена оперуполномоченного НКВД райветврач Кацогурова, инспектор райфинотдела Божко, боец райвоенкомата Силко и 6 неназванных военнослужащих (всего 13)».
Бандеровцы потеряли с десяток бойцов, однако среди них был и Карпенко-«Яструб».
Разумеется, сразу после такого нападения на Львовщине началась так называемая войсково-чекистская операция, которая продолжалась до 28 декабря. В результате оперативных мероприятий, облав и засад были уничтожены десятки бандитов.
22 декабря в селе Юшкивцы у Жидачева в бункере была окружена группа полковника УПА Йосипа Позычанюка («Шаблюк», «Шугай»), руководителя отдела информации и пропаганды, политического руководителя УПА. Вместе с ним были ликвидированы руководитель ОУН Стрыйшины Константин Цмоць («Модест»), командир военного округа «Макивка» Богдан Вильшинский («Яструб»).
23 декабря 1944 года вблизи Перемышля в бою с оперативниками НКВД погиб командир 6-м военным округом УПА-Запад «Сан», Яков Черный («Ударник»).
Довольно значимой фигурой среди бандитов Волыни был Олекса Громадюк с кличкой «Голубенко». Как куренной военного округа «Туров» он прославился под Ковелем, где воевал против отрядов советских партизан, совершал рейды и карательные акции в Полесье. Согласно приказу штаба УПА в январе 1944 года он перешёл с куренем через линию фронта для боевых действий в тылу Красной армии. Отличившегося в боях Громадюка командир округа «Туров», Юрко Стельмащук «Рудый», назначает своим заместителем.
27 декабря 1944 года, когда Стельмащук, Громадюк и охрана возвращалась после встречи с Климом Савуром, они наткнулась на опергруппу НКВД и попыталась укрыться на хуторе Ямы. Рафаливского уезда. Здесь и был убит Олекса Громадюк.
В декабре 1944 года дошла очередь и до буковинской бандеровщины. Здесь интерес чекистов вызывал Мирослав Киндзерский «Боевир», референт Буковинского провода ОУН, один из тех, кто курировал попытки ОУН закрепиться в Одессе.
Изворотливый Киндзерский, который смог сбежать после ареста румынской Сигуранцы, долго петлял в горах, пока не был блокирован в бункере под Редковцами 29 декабря. Сдаваться он не собирался, а потому был пристрелен оперативниками.
1944-й заканчивался, а война с бандеровщиной только начиналась.