ссылка

Бандеровцы в Белоруссии и их ликвидация

Увеличить шрифт
А
А
А

В Белоруссии деятельность боевиков УПА (Украинской повстанческой армии)*, более известных под народным именем «бандеровцы», – не слишком известный эпизод истории Второй мировой войны. И это при том, что зверств, совершенных ими в отношении мирных жителей, ненамного меньше, чем во время Волынской резни.

В настоящий момент достаточно сложно отделить преступления непосредственных членов УПА от «подвигов» прочих украинских карателей, находившихся на службе у немцев. Впрочем, своя специфика присутствует и здесь. Как правило, бандеровцы – это выходцы из Западной Украины, не говорившие на русском языке и никогда не служившие в Красной армии.

Главный белорусский регион, в котором протекала деятельность бандеровцев, – это Брестчина, традиционно воспринимаемая украинскими националистами в качестве части исторической Украины. Подобные претензии часто подкреплялись местной этнической спецификой и языком полешуков, напоминающим украинский. В 1918 году белорусское Полесье входило в состав Украинской народной республики. После 42-го года операции УПА, как правило, не выходили за пределы данной территории.

Карта УНР, на которой помечены белорусские территории, в неё входившие
Карта УНР, на которой помечены белорусские территории, в неё входившие

1939 год стал звездным часом для бандеровщины. Немцы, захватившие часть территории Польши, нуждались в помощниках для установления своей власти на местах.

Одновременно немцы были заинтересованы в том, чтобы украинские националисты оказались максимально рассредоточены и не пытались создавать местные государственные структуры. Это и предопределило создание украинских вооружённых отрядов для действий в соседней Белоруссии

201-й Schutzmanschaft (спецбатальон) в составе 201-й дивизии, подчинённой генералу СС Эриху фон дем Бах-Залевскому, - это то боевое подразделение украинских националистов, которое осуществляло непосредственные карательные операции на территории Белоруссии. В его составе воевал будущий глава УПА Роман Шухевич, занимавший должность заместителя командира.

В общей сложности 201-й батальон провел в Белоруссии девять месяцев. По виду эта часть ничем не отличалась от остальных подразделений. Бойцы были одеты в немецкую форму и не имели знаков отличия специфических украинских частей. Среди офицеров были как немцы, так и украинцы.

Соотношение потерь личного состава батальона (49) и «партизан» (2000 человек) однозначно говорит о том, что в первую очередь националисты уничтожали не вооружённых противников, а мирных жителей. Среди карательных операций, в которых отметились будущие члены УПА, наиболее значимыми были «Болотная лихорадка» в Витебской области и «Треугольник» в Брестской области.

Впрочем, 201-й батальон был частью специфической, отличной от иных полицейских батальонов. Националисты достаточно быстро осознали, что их просто используют в немецких интересах и отказались от дальнейшей службы в батальоне. В результате часть была расформирована, а видные украинские деятели переместились обратно на Украину, где приступили к непосредственной деятельности по созданию УПА.

Отныне и до конца войны украинские националисты воевали уже за собственные интересы. В том числе и на Брестчине.

Всей деятельностью в Белоруссии руководил Брестский окружной провод ОУН («Кричевский», «100») во главе которого стоял Зиновий Савчук. В 1948 году он получил общее название «Белорусский».

Что касается армейский подразделений при ОУН, то на Брестчине действовала так называемая Северная группа УПА под командованием Юрия Стельмащука (Рудый). Из белорусских регионов, примыкающих к Западной Украине, она создала военный округ «Туров», куда входила также Волынь.

В общей сложности численность украинских националистов в регионе составляла примерно 12-14 тысяч человек.

Основой деятельности УПА на Брестчине был всё тот же пресловутый террор, который уносил жизни прежде всего мирных жителей. Ни о каких серьёзных войсковых операциях против вооружённых противников бандеровцы не помышляли.

Главную ненависть у националистов вызывали поляки и евреи, проживавшие в данной местности. Как и на Волыни, их уничтожали самым зверским образом.

Читая военные сводки, сложно не усомниться в психической вменяемости членов УПА. Они совершали немыслимые и абсолютно бесполезные с точки зрения военной необходимости жестокости, включая убийство малолетних детей и беременных женщин. К сожалению, эти действия так и не были признаны мировым сообществом геноцидом, что свидетельствует о двойных стандартах.

До того момента, пока Красная армия не заняла территорию Западной Белоруссии, положение бандеровцев было достаточно прочным. Освобождение БССР поставило перед советскими спецслужбами задачу полного уничтожения всех структур УПА. С этого момента началась беспощадная борьба с бандеровцами.

Из наиболее известных операций спецслужб в Белоруссии стоит назвать ликвидацию отряда «Орлика» в августе 44-го, формирований УПА И. Юркевича в Логишинском районе Пинской области. Последним эпизодом борьбы с бандеровцами в Белоруссии был разгром отряда «Грица» в 1952 году.

К сожалению, бандеровцы так и не были зачищены полностью, а после амнистии во времена Хрущёва многие вернулись домой. Разумеется, они передали свою ненависть потомкам.

В отличие от Западной Украины, белорусские поклонники УПА в настоящий момент не имеют на Брестчине своих представителей. Начиная с 41-го года, бандеровцы убили тысячи белорусов и уничтожили множество деревень. Тот факт, что в последующем они отказались от сотрудничества с немцами, никоим образом не снимает с них вины за преступления в пользу нацистов. Впрочем, у УПА достаточно и собственных злодеяний уже в период самостоятельной деятельности.

К сожалению, политическая ангажированность западных политиков не позволяет надеяться, что в ближайшее время ОУН* и УПА* будут признаны преступными организациями повсеместно.

1306
Поставить лайк: 436
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/banderovcy-v-belorussii-i-ikh-likvidaciya