На дне? Стоит ли ставить крест на украинских ВМС
Несколько дней назад ряд российских патриотических ресурсов предложили назвать 29 мая последним днём украинского военно-морского флота.
Повод прост – в ночь на 29 мая во время ракетного удара ВКС РФ по порту Южный средний десантный корабль ВМС Украины «Юрий Олифиренко» получил поражение, которое вызвало детонацию боекомплекта. Агония была короткой, и корабль лёг на дно, присоединившись к себе подобным. Количество погибших неизвестно.
Как предполагают, сдетонировали заряды, предназначенные для установленных на палубе установок РЗСО «Град», с помощью которых с борта корабля велись обстрелы российской армии на территории Херсонщины.
Министерство обороны РФ в своём Telegram-канале сообщило: «29 мая в результате удара высокоточным оружием ВКС России по месту стоянки военных кораблей в порту Одесса уничтожен последний боевой корабль военно-морских сил Украины "Юрий Олефиренко"».
Судя по информации украинских источников, заход в порт и стоянка корабля осуществлялись в режиме секретности. В ведомстве вице-адмирала Неижпапы СДК реально берегли, а потому о его потере решили не сообщать, и по сей день украинская сторона гибель «Юрия Олифиренко» не признала. Как, собственно, не признала и сдачу Бахмута. Власти отказались признавать гибель СДК, даже когда на одесском ТВ рассказали проблеме разлившегося топлива – с намёками о его происхождении.
Признавать поражение всегда тяжело, тем более что СДК действительно выполнял весьма важные боевые функции и на самом деле удивительно, что корабль так долго удавалось скрывать от российской авиации, истребившей большую половину плавсостава ВМСУ.
При этом напомним, что впервые о полной ликвидации ВМСУ российские генералы доложили 25 марта 2022 года. Однако, как оказалось, на плаву осталось ещё достаточное количество судов, которые продолжали оказывать сопротивление и проводить боевые операции в Бугско-Днестровском лимане и вокруг острова Змеиный. Часть функций как раз осуществлял СДК «Юрий Олифиренко» для ликвидации которого понадобился целый год.
Действительно, из находящихся в Чёрном море кораблей это был последний крупный корабль, и теперь у Украины кроме речных катеров остались малый разведывательный корабль «Переяслав» А512 (бывший ГС-13), поисково-спасательное судно «Александр Охрименко» (бывший «Светломор-4»). Неизвестна судьба пятого катера типа «Айленд» «Вячеслав Кубрак». А самой большой надеждой остаётся ракетный катер «Прилуки» Р153, на который таки планируют установить дальнобойные ракеты «Нептун». Катер старый, еще 1979 года постройки. Его первым отдала Россия после событий 2014 года, и «Прилуки» был единственным судном, которое прошло настоящий капитальный ремонт и частичную модернизацию в Николаеве.
Если забыть спущенный на воду, но недостроенный турками корвет «Иван Мазепа», то у ВМС Украины остаются ещё два тральщика «Черкассы» M311 и «Чернигов» M310, которые были переданы британцами и сегодня находятся в Шотландии. Судьба этих судов находится в секрете, информации о них практически никакой.
Кстати, вице-адмирал Неижпапа буквально не вылезает из Британии. За последние месяцы он провёл встречи с командующим 6-м флотом США Томасом Иши, первым морским лордом адмиралом Беном Ки, командующим флотом вице-адмиралом Энди Бернсом, недавно назначенным командующим Морским командованием НАТО вице-адмиралом Майком Атли.
Пока кто-то готовит похороны украинского флота, в Киеве вовсю царит оптимизм. Министр Минобороны Резников не так давно заявил, что ВМСУ переписали мировую историю, намекая на потопление крейсера «Москва», а украинские военморы горят желанием найти и обследовать российский флагман.
Известно о закупке киевским режимом 5000 подводных буксировщиков для дайвинга, чтобы использовать их при десантных операциях, в Киеве хвастают, что дорабатывают новый дрон-торпеду «Толока».
Тем временем в начале июня в сети появилось видео пересечения Босфора грузовым кораблем Gaja, на борту которого перевозят переданные украинские катера FPB 98 Мк.I В «Твиттере» турецкого морского споттера Yörük Işık указано: «Грузовое судно Gaja прошло через Босфор в направлении Чёрного моря, на пути от Сен-Назера до Констанцы с двумя 32-метровыми патрульными катерами FPB 98 построенными в Les Sables-d’Olonne для Государственной пограничной службы Украины».
Патрульные катера имеют бортовые номера BG 202 і BG 203. Напомним, что летом 2020 года на территории судоремонтного завода «Нибулон» был подписан контракт о поставке 20 патрульных катеров OCEA FPB 98 MKI для морской погранохраны. Контракт стал частью договора 19 ноября 2019 года между правительствами Франции и Украины, который подписал тогдашний глава погранслужбы Сергей Дейнеко и гендиректор компании ОСЕА Ролан Жосар. 9 декабря 2021 года первый катер с бортовым номером BG 201 был спущен на воду.
Согласно договору, «доводить до ума» катера должны были в Николаеве, теперь ситуация непонятна, но три доставленных катера (и ещё три) полностью сделаны во Франции.
Не стоит недооценивать и поставку 20 скоростных речных катеров Sea Ark Dauntless, которыми уже управляют силы спецопераций.
Кроме того, ВМСУ сообщили, что в мае 2023 года в состав принят новый малый бронированный катер (МБАК), который получил название «Буча» и будет нести патрулирование в ближней морской зоне, лиманах и речках. «Буча» станет флагманом Киевской речной флотилии. Корабль спустили на воду ещё зимой 2021 года, но доделали на заводе «Кузня на Рыбальском» к маю 2023 года.