Навеки с авиацией: генерал-майор Фёдор Коробков

Многие Герои Советского Союза, павшие в боях за Родину, были представлены к этому высокому званию посмертно. Жизнь генерал-майора авиации Фёдора Григорьевича Коробкова оборвалась в осаждённом Севастополе, который он защищал вместе с множеством других советских солдат и моряков. Боевой командир, прошедший жестокие войны и благополучно избежавший ранений, стал жертвой случайной бомбы немецкого бомбардировщика, попавшей в ангар. Его тело было с почётом похоронено на кладбище Коммунаров в Севастополе, где легендарному лётчику был воздвигнут простой, но трогательный памятник.
Фёдор Григорьевич родился в Пензенской губернии – уездной глуши России. До начала Первой мировой войны успел закончить городское училище и поступить в услужение к местному купцу. Когда началась Первая мировая война, юноша был призван в императорскую армию и за боевые заслуги получил чин старшего унтер-офицера. Как правило, отличившихся унтеров отправляли на ускоренные курсы военных училищ, чтобы назначить офицерами, однако стать офицером царской армии Коробкову так и не довелось – февральская революция внесла коррективы в его судьбу. Но вряд ли он жалел об этом.
В апреле 1918 года наш герой добровольно оказался в рядах Красной Армии. Вскоре в Сибири вспыхнуло восстание Чехословацкого корпуса и разгорелась Гражданская война. Фёдор Григорьевич принял деятельное участие в сражениях против войск эсеровской Народной Армии и адмирала А.В.Колчака, которые заняли значительную территорию и пытались прорваться на запад. При этом бывший унтер-офицер всего лишь за год прошёл путь от простого солдата до помощника начштаба бригады.
Долгое время будущий авиатор не имел никакого отношения к лётному делу. Лишь в декабре 1932 года, закончив обучение в 1-й Военной школе лётчиков имени А.Ф.Мясникова в посёлке Кача под Севастополем, Коробков влился в ряды советской авиации. Позже, совершенствуя знания, он также окончил Высшую лётно-тактическую школу ВВС в Липецке и стал в лётчиком-профессионалом, командиром эскадрильи.
«Практику» довелось проходить в небе Испании, где он сражался с немецкими и итальянскими лётчиками. После возвращения в СССР опытный командир занимал важные руководящие должности и 4 июня 1940 года стал генерал-майором авиации. Перед войной с Гитлером Коробков был начальником штаба ВВС ВМФ СССР и лично готовил морскую авиацию к предстоящему столкновению. С началом боевых действий его подчинённые оказались на высоте положения и в первых боях нанесли люфтваффе значительные потери.
Фёдор Григорьевич не прятался по штабам и часто рисковал своей жизнью, проверяя боеспособность вверенных ему частей. Когда генерала отправили в осаждённый Севастополь, он ежедневно проводил инспекции и готовил пилотов к вылету. 24 апреля 1942 года, проверяя очередной ангар с самолётами, Коробков попал под налёт немецких бомбардировщиков. В тот день роковая бомба убила не только двух высокопоставленных командиров ВВС, но и многих других опытных командиров.
Коробков погиб на боевом посту. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза и получил другие награды. В апреле 1951 года именем Коробкова была названа одна из улиц в Севастополе, а в ноябре 1986 года в Новочеркасске на доме №3 по Дворцовой улице была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 1933 по 1936 год жил Герой Советского Союза Ф.Г.Коробков».
Заглавное фото. Генерал-майор ВВС Фёдор Коробков на довоенной фотографии