Новые санкции против Белоруссии: перейдёт ли ЕС красную линию?
Конфликт Белоруссии и стран Запада выходит на абсолютно новый уровень, аналогов которому во всей истории взаимоотношения сторон не было. В середине июня Евросоюз согласовал возможность введения секторальных санкций против Минска, о чем ранее заявлялось в принятой 10 июня резолюции Европарламента. Они должны затронуть нефтехимическую и банковскую сферы, телекоммуникацию, а также калийное производство. В частности, договорённость включает в себя запрет на выдачу кредитов, торговлю ценными бумагами и инвестиционные услуги, а также на экспорт в Белоруссию любого коммуникационного оборудования, которое может быть использовано властями. Также планируется усилить эмбарго на поставки оружия и наложить ограничения на закупки в республике табачных изделий. Принятие санкций запланировано на 24-25 июня, и они могут стать самыми серьёзными за всю историю независимой Белоруссии.
В то же время, 21 июня на Совете ЕС, на который в качестве «представителя белорусских продемократических сил» была приглашена экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, было официально объявлено о давно готовившемся четвёртом пакете санкций против Белоруссии. Главной причиной ускоренного принятия решения стал инцидент 23 мая с самолётом Ryanair и арест белорусского оппозиционера Романа Протасевича. Официально в чёрный список ЕС внесли 78 физических и 8 юридических лиц, что вызвало в среде белорусской оппозиции определённый восторг. В частности, речь идет об автогигантах МАЗ и БелАЗ, «Белаэронавигации», Bremino Group, Globalcustom, «Новая нефтяная компания», Logex и Sohra. В списке также оказались депутаты Олег Гайдукевич и Геннадий Давыдько, замминистра МВД Николай Карпенков, помощник прокурора Алина Касьянчик, министр обороны Виктор Хренин, журналисты Андрей Муковозчик и Сергей Гусаченко, пресс-секретарь МВД Ольга Чемоданова, бизнесмены Алексей Олексин и Александр Зайцев и т.д. По словам главы Евросовета Шарля Мишеля, «наше послание режиму не может быть понято неправильно: освободите всех политзаключённых, остановите дальнейшие репрессии, начните инклюзивный национальный диалог».
При этом, как отметил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, экономические санкции, которые будут рассмотрены на саммите ЕС 24-25 июня, будут направлены против белорусского экспорта в Евросоюз, хотя о конкретных отраслях говорить рано. Таким образом, в Брюсселе всё ещё нет чёткого решения о том, вводить ли полномасштабную финансово-экономическую блокаду Белоруссии, как того требует белорусская оппозиция, Польша и страны Прибалтики, или пойти на частичные ограничения. При этом стоит отметить, что ряд источников уже сообщили, что санкции, которые Евросоюз готовит в отношении Белоруссии, предполагают запрет на поставки белорусских удобрений в страны ЕС, а также запрет на их экспорт через территорию государств-членов ЕС.
Вместе с тем, если обратить внимание на вводимый 21 июня пакет ограничений, то становится очевидно, что в него попали юридические и физические лица, работающие в нефтеперерабатывающей, калийной, телекоммуникационной и табачной сферах, для которых европейское направление белорусской экономики не является основным. При этом санкции вводятся именно в тех отраслях, против которых планируется ввести секторальные ограничения. В частности, Алексей Олексин занимается продажей топлива, известен в Белоруссии как хозяин сети «Табакерок» и имеет собственное производство табачных изделий, обладая при этом правом экспорта сигарет. Бизнес Сергей Тетерина связан с дистрибуцией алкоголя и продуктов, а также рынком телерекламы. С Александром Шатровым ассоциируется уже находящийся под санкциями бренд «Синезис» и системы интеллектуального видеонаблюдения, способные идентифицировать людей в толпе. Российский бизнесмен Михаил Гуцериев, который известен своими близкими отношениями с Александром Лукашенко, владеет «Славкалием» и строит в Белоруссии Нежинский горно-обогатительный комбинат.
Таким образом, сам по себе четвертый пакет санкций уже можно назвать секторальным, хотя он и не затрагивает отрасли белорусской экономики полностью. Не исключено, что и предполагаемое введение санкций в отношении финансово-экономической сферы Белоруссии будет напрямую связано именно с этими фамилиями и предприятиями, так как в ином случае в республике серьёзным образом пострадает и работающий здесь европейский бизнес. О возможном развитии такого варианта говорит позиция Австрии. Несмотря на то, что министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг в разговоре со Светланой Тихановской 18 июня выразил удовлетворение согласованием секторальных санкций, австрийские финансовые круги сделали всё, чтобы ограничения практически не коснулись банковского сектора. В иных обстоятельствах пострадать может Raiffeisen Bank, который владеет одним из старейших белорусских коммерческих банков «Приорбанк». Аналогичная ситуация наблюдается и в остальных отраслях белорусской экономики, где задействованы многие крупные европейские компании. В этой связи возможное введение экономически санкций в конце июня может стать лишь расширенным вариантом четвёртого пакета ограничений, направленных в первую очередь против Александра Лукашенко и его окружения.
Таким образом, сегодня нет никаких оснований говорить о том, что ЕС будет действовать себе в ущерб и уничтожать экономику Белоруссии в угоду политическим амбициям местной оппозиции. В то же время нынешние и предстоящие ограничения со стороны Евросоюза являются самыми обширными за всю историю сотрудничества и вполне могут осложнить жизнь республике. Одновременно предстоящее объявление отдельного пакета экономических санкций может стать красной линией в отношениях между Минском и Брюсселем, после которой об их нормализации вести речь будет крайне сложно.