«Орешник» в Белоруссии – защита Союзного государства и страшный сон Запада
Белоруссия и Россия на протяжении многих лет совместно работают над обеспечением безопасности Союзного государства (СГ). Стороны проводят различные совместные учения, активно участвуют в проектах военно-промешенного комплекса (ВПК), а несколько лет назад на белорусской территории была размещена региональная группировка войск СГ, главной задачей которой является быстрое реагирование на любую внешнюю агрессию со стороны Запада. Важнейшими элементами союзной системы безопасности является размещение в Белоруссии российского тактического ядерного оружия (ТЯО), а в ближайшее время – и нового ракетного комплекса «Орешник», оснащённого гиперзвуковой баллистической ракетой. Именно последнее сегодня называется и в Минске, и в Москве главными факторами, сдерживающими агрессию НАТО.
Появление в Белоруссии российского ТЯО для многих на Западе стало настоящим сюрпризом, так как там до последнего не верили, что Москва может пойти на подобный шаг. Даже после того, как весной 2023 года о таком решении объявил Владимир Путин, а главы министерств обороны двух стран подписали соответствующие документы, в ЕС и США отказывались принимать новую реальность. Только после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о том, что ядерные боеголовки уже находятся на территории Республики, западные политики всерьёз задумались над необходимостью пересмотра своего отношения к ситуации в Восточной Европе. Более того, в декабре нынешнего года белорусский лидер и вовсе озадачил страны Запада тем, что сообщил о нахождении в стране «десятков» ядерных боеголовок, которые могут быть использованы в случае реальной опасности. Масла в огонь подлило и заявление главы Совбеза Белоруссии Александра Вольфовича о том, что у Минска есть свои «ядерный чемоданчик» и «ядерная кнопка», и решение о применении расположенного в Республике ТЯО будут принимать в белорусской столице, а не в Москве. Возможность ядерного удара по НАТО в случае прямой агрессии в отношении Республики стала абсолютной реальностью, особенно на фоне принятых изменений в ядерной концепции России, которая теперь предполагает возможность использования такого типа оружия практически при любой опасности для СГ.
Вместе с тем в Минске, как и в Москве, неоднократно подчёркивали, что не хотят развития подобного сценария и считают применение ядерного оружия крайней мерой, которая будет нести за собой самые непредсказуемые последствия. Поэтому многие на Западе поспешили себя успокоить, что Белорусия и Россия никогда не пойдут ни на что подобное, а значит можно и дальше продолжать строить агрессивные планы против них, пусть и в некотором скорректированном виде. Однако последние шаги Минска и Москвы, похоже, разбили и эти западные «мечты».
Сначала 21 ноября в ответ на использование киевским режимом ракет ATACMS и Storm Shadow Москва продемонстрировала своё новое оружие – ракетный комплекс «Орешник». Удар по заводу «Южмаш» в Днепре не был ядерным, однако показал, что РФ имеет возможности сильно удивить своих противников. Как отметил позже Путин, в отличие от оружия массового уничтожения, «Орешник» является высокоточным оружием, но в случае группового применения «одного, двух, трёх комплексов» по силе удара оно «является таким же, как ядерное». Более того, согласно техническим характеристикам, данная баллистическая ракета средней дальности может наносить удары на расстоянии до 5,5 тыс. км и развивать скорость до 10 Мах (около 12,4 тыс. км/ч). При этом она может нести боевую часть массой до 1,5 т, а в ядерном оснащении – заряды общей мощностью 900 кт. Более того, сбить ракету можно только на начальной стадии полёта, а на финальной, когда боевые блоки развивают максимальную скорость, перехватить её невозможно, тем более, она оснащена современными технологиями, которые позволяют ей обходить большинство существующих систем противоракетной обороны.
С учётом всех характеристик, расчётное время полёта ракеты «Орешника» с полигона Капустин Яр в России до базы ПРО США в польском Редзиково составляет 11 минут, до авиабазы Рамштайн в Германии – 15 минут, а до штаб-квартиры НАТО в Брюсселе – 17 минут. 28 ноября стало известно, что данный комплекс запущен в серийное производство, а в декабре на Западе заговорили о возможности России производить до 300 ракет в год. Последнее свидетельствует о том, что у противников РФ после демонстрации новой ракеты началась паника, и сегодня они даже не способны трезво оценивать обстановку. Особенно на фоне того, что Москва согласилась поставить «Орешник» в Белоруссию, что ещё больше приблизило его к границам НАТО и, соответственно, сократило время подлёта к военным объектам альянса.
О том, что «Орешник» может появиться в Белоруссии, эксперты и политики заговорили буквально сразу после того, как он был впервые применён. Причём главной причиной этого всегда называлось одно – необходимость усиления обороноспособности СГ на западном направлении. 6 декабря на заседании Высшего госсовета Союзного государства Александр Лукашенко и Владимир Путин пришли к соглашению, что новый ракетный комплекс должен быть в Белоруссии, и появиться на территории Республики он может уже во второй половине 2025 года. При этом важно, что Москва дала возможность Минску самому определять цели для нанесения возможных ударов. Как заявил 10 декабря Лукашенко, в Белоруссии сохранили около трёх десятков площадок от размещения здесь в период СССР стратегических ядерных ракет, и «мы выберем, потому что там минимальное расстояние до объектов поражения должно быть».
«Разместим и нацелим. Вы, наверное, заметили, что моё условие Путину было одно: «Цели определять будем мы в Белоруссии, не россияне. Но эксплуатировать поможете». То есть вместе будем нажимать на кнопку, не дай Бог, если это нужно. Но цели будем определять мы. Согласился», – подчеркнул он.
При этом Лукашенко отметил, что лично он рассчитывает на сдерживающий эффект от размещения «Орешника» точно так же, как и в случае с ТЯО. При этом решительность белорусского лидера в данном случае оказалась ещё более существенной, так как современные ракетные комплексы являются хотя и мощным, но обычным вооружением, принять решение о применении которого будет гораздо проще. По его словам, «если у нас будет обычное такое мощное оружие, прежде чем к нам сунутся с танками, которые поляки закупают там от Кореи до Америки и какими-то другими БМП, ракетами, они крепко подумают, потому что ответ будет серьёзный».
Необходимо отметить, что появления в Белоруссии «Орешника» могло бы и не быть, если бы не действия стран НАТО. Именно они подтолкнули Минск и Москву на такой шаг. Речь идёт о том, что США планируют с 2026 года начать размещать в Германии ракеты SM-6, Tomahawk и гиперзвуковое оружие. По планам Пентагона, данное вооружение будет находиться в ФРГ на постоянной основе. Поэтому Лукашенко ранее подчёркивал, что Белоруссия и Россия в ответ на такое решение США и приняли решение о дислоцировании «Орешника» в Республике. Теперь, если изучить карту, ракета способна долететь до Рамштайна за 6 минут, до базы ВМС США в Польше чуть более чем за 3 минуты, а до Лондона и Парижа – менее чем за 9 минут. Это означает, что поражение заданных целей будет практически стопроцентным.
Немаловажным в ситуации с «Орешником» является и то, что его появление, как и будущее развитие, стало возможным, в том числе благодаря тесному сотрудничеству ВПК Белоруссии и России. Как отметил Лукашенко, белорусская сторона сегодня не ставит вопрос по ракете, хотя компетенций у неё хватает, но «пусковую установку мы произведём – МЗКТ делает». По его словам, Россия и Белоруссия будут вместе двигаться в направлении развития комплекса, что подтвердил и заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Республики Сергей Лагодюк. Согласно его информации, Минобороны Белоруссии уже получило от Лукашенко задачу, согласно которой белорусский ВПК вместе с российскими специалистами будет развивать это оружие, так как «уже сейчас уровень локализации в этом комплексе наших предприятий очень велик». Проще говоря, «Орешник» стал ещё одним прямым свидетельством успешной интеграции России и Белоруссии в военной сфере, на что ранее на Западе не обращали внимания, считая это не имеющим значения. Как оказалось, такое отношение к белорусско-российскому ВПК было крайне опрометчивым, особенно сегодня, когда вся территория ЕС будет находиться под прицелом «Орешника», способного и без ядерного заряда нанести непоправимый урон любому противнику.
Можно с полной уверенностью говорить о том, что Белоруссия и Россия превратились в единое оборонное пространство. Появление на белорусской территории не только российского ТЯО, но и «Орешника», подтверждает тот факт, что уровень доверия межу Минском и Москвой сегодня является беспрецедентным. В ином случае сложно было бы представить, что российское руководство согласилось бы на передачу белорусской стороне своего нового оружия, аналоги которому в мире найти крайне сложно (или их вообще нет). Остаётся только надеяться, что решительные действия Белоруссии и России приведут в чувство Запад, и там начнут относиться к посылаемым из Москвы и Минска сигналам с полной серьёзностью и ответственностью. В ином случае «страшный сон» НАТО вполне может стать для альянса реальностью.
Заглавное фото: РИА Новости/ Министерство обороны РФ