Почему Конотопская битва не привела Выговского к успеху?
В современной украинской историографии Конотопская битва 1659 года занимает видное место. Как и мелкая стычка под Крутами, она преподносится едва ли не как ключевое событие в «борьбе Украины за независимость».
Разумеется, для подобных суждений нет никаких оснований. Миф о Конотопе – это полностью очищенная от правды легенда, в которой «правильные» казаки противостоят «извечной московской угрозе». При этом другие, «неправильные», казаки, державшие сторону русского царя, предусмотрительно вычеркнуты из истории. Их наличие – прямая угроза мифу о единой и соборной Украине.
Боевые действия, начатые гетманом Выговским против московских войск, были и борьбой против той части казачества, которая сохраняла верность Москве и сразу же поднялась против гетмана после Гадячского договора.
Характерно, что любые попытки вовлечь казачество в бунт против Москвы обычно заканчивались полным провалом даже в тех случаях, когда гетман опирался на казацкую старшину и находился у власти достаточно долго. Наиболее известный пример – Иван Мазепа. Обычно в подобные авантюры вовлекалась лишь та часть малороссийского общества, которая была «прикормлена» мятежником и в случае его победы рассчитывала на благосклонность нового правителя.
Выговский, в отличие от Мазепы, не имел даже того влияния, которое позволяло бы ему надеяться продержаться против Москвы сколь угодно долго. Именно поэтому его победа оказалась пирровой и абсолютно бесполезной с точки зрения дальнейших перспектив.
Действовать против Москвы Выговскому приходилось без всякой подготовки, так как в тылу постоянно полыхали восстания. Этим и объясняется то обстоятельство, что новый гетман был вынужден воевать сразу на несколько фронтов и опираться при этом на помощь абсолютно ненавистного для казаков Крымского ханства.
Главной целью мятежников, разумеется, был Киев. Там находился центр Гетманщины и стоял большой московский гарнизон. Впрочем, шансов взять этот город у Выговского практически не было, учитывая то значение, которое в Москве придавали «матери городов русских».
Уже с самого начала военные дела нового гетмана складывались не лучшим образом. Он мог бы предварительно оценить свои шансы и прийти к трезвым умозаключениям. Очевидно, что, как и в ряде других случае (вполне современных), Выговский переоценил ту помощь, которую ему могли предложить союзники по борьбе. Он в буквальном смысле стал заложником своего польского курса, который в конечном счёте привел его к гибели от польского же оружия. Редко бывает, чтобы судьба издевалась над кем-то так изощрённо.
Боевые действия, начатые гетманом, практически не вышли за пределы территории Гетманщины. При этом Выговский пытался натравить крымских татар на окраины Московского государства.
В Москве на действия нового гетмана изначально смотрели не слишком строго, надеясь умиротворить мятежника с помощью переговоров. Лишь после Гадячского соглашения стало ясно, что впереди маячит перспектива полной утраты Малороссии. Это подвигло царя Алексея Михайловича на спешные сборы войска и переговоры с враждебными Выговскому казаками, верными общерусским интересам. Таким образом, войска, воевавшие с гетманом, были сводными: помимо полков во главе с московскими воеводами, в них присутствовали и казаки.
22 августа 1658 года армия мятежников во главе с Данилой Выговским – братом гетмана – осадила Киев. С дисциплиной были большие проблемы, казаки постоянно разбегались, не желая воевать. С подобным уровнем мотивации успехов достичь было достаточно сложно: все приступы были успешно отбиты. Более того, осада завершилась тем, что осаждённые фактически разбили осаждающую армию.
С этого момента, ещё до Конотопской битвы, судьба мятежа была предрешена. Выговский начал отступать, освобождая территорию Малороссии. В бою под Васильковом, что под Киевом, было наголову разгромлено войско Константина Выговского – ещё одного брата гетмана, а его двоюродный брат Василий был взят в плен. Потери составили более 1000 убитыми, трофеями царского воеводы Юрия Барятинского, побившего наказного гетмана войска Запорожского Константина, был его буздыган (булава) и множество пленных.
Положение Выговского спасло лишь то обстоятельство, что он вступил в переговоры с Москвой и обещал больше не бунтовать. Своё обещание он держал ровно до того момента, пока к нему на помощь не подоспела татарская помощь из Крыма.
Сложно сказать, на что рассчитывал гетман, начиная новый мятеж. У него не было сил, чтобы нанести серьёзное поражение московским воеводам. Вероятнее всего, он надеялся на то, что измотает войска противника мелкими набегами, а потом вынудит заключить выгодный мир. Но судьба не предоставила ему такого шанса.
Город Конотоп, который стал местом большого сражения, в те времена был достаточно крупным населённым пунктом. Именно к его осаде приступили московские воеводы армии под предводительством Алексея Трубецкого – Фёдор Куракин, Григорий Ромодановский и казачий предводитель Иван Беспалый.
Сводная армия казаков и татар, которую Выговский привел на помощь своим сторонникам в Конотопе, изначально не увенчала себя победными лаврами. Более того, московские войска даже смогли нанести ей несколько болезненных уколов. Тем не менее по своей численности рать Выговского намного превосходила московские силы.
К сожалению, московские войска стояли под Конотопом разрозненно, поэтому татарам и мятежным казакам удалось разбить их по частям. Сначала в засаду попал отряд князя Семёна Пожарского, который преследовал ложно отступающих крымчаков. Его окружила огромная толпа татар и практически раздавила своей численностью. Следом пришел черед воеводы Ромодановского. Он сел в крепкую оборону, однако предатель смог выдать гетману дорогу в тыл московскому войску. После этого полки князя Трубецкого отступили от Конотопа, преследуемые татарами и казаками. Отступали, кстати говоря, с честью, организованно отражая атаки и неся минимальные потери.
В некотором смысле татары (а они были основной силой битвы) повторили под Конотопом стратегию, которую в 1223 году использовали монголы на реке Калке. К сожалению, несогласованные действия русских войск привели их к поражению.
Битва под Конотопом 1659 года: история против пропаганды. Видео
Любопытно, что победа при Конотопе, которая должна была укрепить положение Выговского, лишь отсрочила его конец. На Гетманщине полыхали восстания, московские войска готовились к новому наступлению. Гетман так и не смог справиться со своими противниками. Его лишили булавы, а чуть позже окончательно разбили под Хмельниками.
Позже гетманам Дорошенко и Мазепе опять довелось наступить на старые грабли, выводов из поражения Выговского они не сделали.
Сегодня на те же грабли наступил «гетман» Зеленский.
Вопреки уверениям современных украинских националистов, малороссийские казаки не только сохранили верность общерусскому делу, но и приняли решительное участие в разгроме мятежа.
На заглавном фото. Бой под Конотопом. Художник П. Андрусов