Подвиг парохода «Старый большевик»

Арктические морские конвои, благодаря которым союзники отправляли в борющийся с фашизмом СССР вооружение и продовольствие, стали настоящей «дорогой жизни» для советских фронтов. Корабли покидали шотландские или исландские порты, а потом за две недели прибывали в Мурманск или Архангельск, где и разгружались. В Берлине прекрасно знали об этом маршруте, поэтому каждый вояж конвоя сопровождался мощными атаками люфтваффе. При этом многие суда погибали, а остальные получали значительные повреждения.
Конвой PQ-16 вышел из Рейкьявика 19 мая 1942 года, имея на борту значительное количество снарядов и боевой техники. В составе этой группы следовал построенный в Ленинграде пароход «Старый большевик» под командованием капитана И.И.Афанасьева. Почти неделю корабли двигались в полной безопасности, и у моряков появилась уверенность, что всё обойдётся. К сожалению, оно оказалось обманчивым, вскоре в небе показались немецкие самолёты.
Афанасьев, следовавший в хвосте конвоя, понимал, что его корабль – самая удобная цель для люфтваффе. По воспоминаниям очевидцев, несколько дней он почти не уходил с ходового мостика и внимательно наблюдал за небом. 25 мая немецкие бомбардировщики и торпедоносцы пытались атаковать судно, однако всякий раз благодаря профессионализму капитана корабль избегал попаданий. Утром 26 мая они удвоили свои усилия, и море вокруг закипело от падающих бомб.
Учитывая то обстоятельство, что корабль вёз на борту взрывчатку, любое попадание могло обернуться гибелью судна. Члены экипажа с замиранием сердца следили за своим капитаном, который избегал попаданий люфтваффе, стоя за штурвалом. Позже боцман, описывавший ситуацию, насчитал более 40 атак немецких самолётов, стремившихся потопить пароход. Долгое время их усилия оставались абсолютно бесплодными.
К сожалению, во время одного из нападений немцы смогли попасть бомбой в носовую часть судна, и на корабле возник небольшой пожар. Руководитель конвоя, оценивший масштаб разрушений, предложил Афанасьеву с командой перейти на военные суда и бросить «Старый большевик». Капитан с негодованием отверг эту идею и заявил, что «Мы не собираемся хоронить судно». После этого пароход был оставлен на произвол судьбы в море, а конвой отправился в дальнейшее плавание.
Устранив последствия пожара, Афанасьев немедленно направился на соединение с конвоем. К счастью, в это время немецкие самолёты не кружили в воздухе, и новой опасности удалось избежать. Когда «Старый большевик» догнал PQ-16, то корабли приветствовали его возвращение сигналом «Сделано хорошо», означавшим высшую степень восхищения. Один из высших английских офицеров, сопровождавших конвой, позже попросил передать членам экипажа парохода: «Поздравляю! Так могли поступить только русские».
После возвращения на Родину «Старый большевик» был награждён орденом Ленина, а капитан И.И.Афанасьев, помощник капитана М.П.Петровский и рулевой Б.И.Аказенок удостоены звания Героя Советского Союза. Уже в июне 1942 года пароход отправился в новое опасное плавание, продолжая доставку военных грузов. Поведение экипажа парохода, героически боровшегося с немецкими самолётами и отказавшегося сдаваться, стало легендой советского флота. Впрочем, русские моряки во все времена отличались отчаянным мужеством, поэтому действия «Старого большевика» продолжали славные традиции отечественного мореплавания.
Заглавное фото. Экипаж парохода «Старый большевик» на военной фотографии