Польша и страны Прибалтики на границе с Белоруссией идут по пути конфронтации
Сводки с границы Белоруссии и Евросоюза в последние несколько месяцев стали напоминать определённое безумие, инициаторами которого выступают Польша и страны Прибалтики. Варшава, Вильнюс и Рига продолжают делать все, чтобы уровень напряжённости здесь не только не уменьшался, но и постоянно рос. Свои действия польские и прибалтийские политики объясняют некой «гибридной угрозой», исходящей со стороны как Белоруссии, так и России, хотя каких-либо убедительных доказательств этому по-прежнему не приводят.
На белорусско-польской границе очередной виток эскалации начался после того, как премьер-министр Польши Дональд Туск в конце мая заявил о восстановлении здесь так называемой «буферной зоны». По его словам, она должна была заработать с 4 июня и включать в себя 26 населённых пунктов в Гайновском и один в Белостокском поветах. Здесь будет действовать особый режим и запрет на пребывание и приближение лиц к границе ближе чем на 200 метров. Правда, 4 июня «буферная зона» так и не заработала, а глава МВД и администрации Польши Томаш Семоняк объяснил задержку тем, что «необходимо ещё несколько дней для того, чтобы проконсультироваться с местными органами власти, национальным парком и общественными организациями». Примечательно то, что подобный запрет уже вводился с декабря 2021 по июль 2022 года. Причиной возвращения к прошлым мерам в Варшаве объяснили ростом попыток мигрантов проникнуть на территорию Польши и периодические их нападения на представителей пограничных служб. Причём стоит отметить, что сами польские пограничники и военные, которые сегодня находятся на границе с Белоруссией, на протяжении последних лет неоднократно были замечены в крайне жестоком отношении к беженцам, что порой приводило к инцидентам со смертельным исходом.
Одновременно в Варшаве попытались использовать ситуацию на границе с Белоруссией и в своих внутриполитических играх. В частности, 24 мая Туск, заигрывая со своими избирателями, сообщил, что руководство страны рассматривает вопрос о возобновлении работы пункта «Бобровники» (с белорусской стороны «Берестовица»), который был закрыт в феврале 2023 года. Объяснял глава польского правительства это своим желанием разблокировать значительную часть польского малого и среднего бизнеса, связанного с прямым товарооборотом между двумя странами. Правда, как показали дальнейшие события, это заявление было не более чем сотрясением воздуха, так как уже в начале июня глава МИД Польши Радослав Сикорский сообщил, что отношения с Белоруссией не позволяют открыть «Бобровники». Причём объяснил он это не ситуацией с мигрантами, а «самыми большими репрессиями в истории белорусского режима» и якобы ведущейся Александром Лукашенко и Владимиром Путиным «гибридной войной против ЕС». Таким образом, Варшава в очередной раз продемонстрировала, что вся её политика строится на лицемерии и открытой русофобии, в рамках которой даже интересы собственных граждан оттесняются властями на задний план.
Не лучше ситуация наблюдается и на прибалтийском направлении, где Латвия и Литва также продолжают идти по пути эскалации напряжённости. Так, Рига в конце мая сообщила о развертывании разведывательных беспилотников на границе с Россией и Белоруссией. По словам президента Латвии Эдгарса Ринкевичса, создание «стены дронов» призвано повысить эффективность противодействия нелегальной миграции, которую якобы намеренно организовали Минск и Москва. Ещё дальше пошла Литва, где, помимо расширения борьбы с беженцами, приняли решение практически полностью парализовать трансграничное движение, в том числе за счёт введения новых запретов.
В частности, с 3 июня Вильнюс запретил перемещение через границу со стороны Белоруссии более 2800 видов товаров, среди которых практически все продукты питания, табачные изделия и даже вода. Литва намеренно не уточнила, касается ли запрет физических лиц, что породило настоящий коллапс на границе, когда белорусы были вынуждены выбрасывать еду, а в ряде случае и лекарства, которые они везли для личного пользования.
Кроме того, с 4 июня Вильнюс решил ударить и в другом направлении, запретив вывоз из страны в направлении Белоруссии автомобилей возрастом до пяти лет, за исключением случаев, если это делает его хозяин. Теперь автовладельцам нужно предъявить не только документ о покупке, но и свидетельство о конечном получателе и объяснение того, где автомобиль будет использоваться. При этом придётся доказать, что машина не предназначена для России и не будет передана для использования в РФ. Это уже практически полностью остановило ввоз легковых автомобилей в Белоруссию, а их покупатели, которыми являются простые белорусы, а не «представители режима Лукашенко», с которыми якобы борется Вильнюс, вполне могут лишиться своих денег. Но такие «мелочи» литовские власти совершенно не волнуют. Как не интересуют их и потери местных продавцов, которые ранее неплохо зарабатывали на продаже машин в Белоруссию, платя при этом налоги в литовский бюджет.
Варшава, Вильнюс и Рига делают все, чтобы конфликтная ситуация на белорусском направлении продолжала сохраняться, что позволяет польским и прибалтийским политикам спекулировать на некой угрозе со стороны Белоруссии и России. И, как показывают последние события, в Польше, и в Прибалтике ответа на то, каким образом данная ситуация может разрешиться, нет.