Россия напомнила Западу, что такое «Орешник» и почему он оказался в Белоруссии
Ситуация вокруг Белоруссии и России последние несколько лет остаётся крайне напряжённой. Расширение НАТО, рост военной активности у границ Союзного государства, поставки дальнобойного оружия Киеву, обсуждения возможного появления западных военных контингентов на территории Украины и многое другое привели к тому, что для Минска и Москвы вопросы стратегического сдерживания вышли на первый план. В этой связи России в очередной раз пришлось напомнить Западу о том, что такое «Орешник» и для чего он был развёрнут в Белоруссии.
Согласно открытой информации, «Орешник» представляет собой подвижной грунтовый ракетный комплекс с одноимённой баллистической ракетой средней дальности. Максимальная дальность поражения составляет 5500 км, что позволяет уничтожать цели практически на всей территории Европы и даже за её пределами. Причём скорость полёта ракеты достигает 10 Махов, то есть около 12380 километров в час, или 2,5–3 километра в секунду. Это принципиально отличает её от крылатых ракет, которые летят значительно медленнее и могут быть перехвачены современными средствами противовоздушной обороны. С учётом баллистической траектории и гиперзвуковой скорости «Орешника» теоретически сбить его возможно только на начальной стадии полёта. На конечном участке боевые блоки входят в атмосферу на максимальной скорости, и ни одна из существующих систем ПВО или ПРО не способна их перехватить. При этом высокая скорость ракеты обеспечивает крайне малое подлётное время. Например, при запуске с полигона Капустин Яр до базы американской ПРО в польском Редзиково она долетит за 11 минут, а до авиабазы Рамштайн в Германии – за 15. За такой промежуток времени принять эффективные контрмеры практически невозможно.
Технические характеристики новой ракеты также поражают. Её боевая часть весит около 1,5 тонны и может быть как ядерной, так и безъядерной. Причём в ядерном исполнении «Орешник» способен доставлять заряды общей мощностью до 900 килотонн. Однако главная особенность комплекса заключается в том, что он остаётся чрезвычайно опасным даже без ядерной боевой части. Ракета оснащена разделяющейся головной частью с десятками самонаводящихся боевых блоков. Каждый из них несёт поражающие элементы, которые при ударе обладают колоссальной кинетической энергией. На скоростях выше пяти–шести Махов запас энергии в металлической болванке превышает энергию взрывчатки, которую можно разместить в боевой части аналогичного объёма. В момент удара материал боевой части частично переходит в плазму, формируя мощное осколочное и кумулятивное воздействие. Это позволяет поражать даже глубоко защищённые и подземные объекты, включая бункеры и хранилища. По словам президента России Владимира Путина, «температура поражающих элементов “Орешника” достигает четырёх тысяч градусов Цельсия», поэтому всё, что находится в эпицентре взрыва, «разделяется на фракции, на элементарные частицы, превращается, по сути, в пыль». Таким образом, при массированном применении по одной цели кинетический эффект удара может быть сопоставим с использованием ядерного оружия, но без радиоактивного заражения.
Важным является и то, что «Орешник» не подпадает под ограничения прежних договоров между Россией и США. В частности, Договор СНВ регулирует стратегические носители с дальностью свыше 5500 км, тогда как «Орешник» формально относится к классу ракет средней дальности. При этом Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности фактически прекратил существование после выхода из него Соединённых Штатов. Таким образом, Россия юридически не нарушает никаких соглашений, в том числе разместив «Орешник» в Белоруссии.
Об «Орешнике» стало известно лишь в ноябре 2024 года, когда после атак Киева на российские регионы Москва нанесла ответный удар по одному из крупнейших промышленных комплексов Украины, известному ещё со времён Советского Союза, – днепропетровскому заводу «Южмаш», который использовался для производства ракетной техники и других видов вооружений. Причём демонстрация «Орешника» имела и серьёзный политический эффект, в первую очередь на Западе. Там впервые столкнулись с реальным применением гиперзвуковой баллистической ракеты средней дальности в боевых условиях и были вынуждены признать, что существующие системы противоракетной обороны не способны ей противостоять. Проще говоря, Россия показала, что располагает средствами, позволяющими нивелировать все преимущества НАТО на европейском континенте.
В сложившейся ситуации решение о размещении «Орешника» в Белоруссии было абсолютно логичным и выверенным. В Минске неоднократно отмечали, что в странах НАТО на восточном направлении резко увеличилась военная активность, а потому «мы должны иметь чем ответить». В декабре 2024 года стало известно, что президент Белоруссии Александр Лукашенко попросил президента России разместить «Орешник» в республике, на что получил положительный ответ. Через год сообщили, что ракетный комплекс не просто прибыл в Белоруссию, но и уже заступил на боевое дежурство. При этом было подчёркнуто, что комплекс не будет размещаться стационарно, а станет перемещаться между несколькими заранее подготовленными позициями, а цели Минск будет выбирать самостоятельно, хотя официально «Орешник» и остаётся в составе Ракетных войск стратегического назначения России.
С точки зрения Минска и Москвы, размещение «Орешника» на территории Белоруссии является оборонительным шагом, направленным на сдерживание возможных угроз извне, включая поставки дальнобойного вооружения Украине и укрепление позиций США и НАТО в Восточной Европе. Как отмечал ранее глава МИД Белоруссии Максим Рыженков, «нам не оставили выбора», и «наш ответ асимметричен, он носит сугубо оборонительный характер». По мнению официальных представителей белорусских и российских властей, присутствие данного комплекса позволяет уменьшить подлётное время к стратегическим объектам потенциального противника и укрепить коллективную безопасность Союзного государства. Например, до Берлина ракета теперь может долететь за 3-4 минуты, до Парижа – за 6-7, до Лондона – менее чем за 8. Это, в свою очередь, уже изменило военно-политическую обстановку в регионе, хотя на Западе некоторые поспешили заявить, что «Орешник», дескать, «одноразовая» ракета, а все сигналы России и Белоруссии можно проигнорировать. Поэтому в январе текущего года Москва решила ещё раз напомнить о том, что никто шутить с НАТО не собирается, всерьёз напугав и Украину, и ЕС.
В ночь с 8 на 9 января 2026 года Россия вновь применила «Орешник» по объектам на территории Украины. Поводом для ответного удара стала атака беспилотниками по одной из резиденций президента России 29 декабря 2025 года. Как заявили в Министерстве обороны РФ, был «нанесён массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного и морского базирования, в том числе подвижным грунтовым ракетным комплексом средней дальности “Орешник”, а также ударными беспилотными летательными аппаратами по критически важным объектам на территории Украины», в том числе «энергетической инфраструктуре, обеспечивающей работу украинского ВПК».
По предварительной информации, целью удара стало крупнейшее на Украине Бильче-Волицко-Угерское подземное хранилище газа (ПХГ) в Стрыйском районе недалеко от Львова с активной ёмкостью более 17 млрд кубометров (более половины от всего объёма хранилищ в стране). И выбор в данном случае не случаен, так как газохранилище находится глубоко под землёй и не может быть уничтожено простым вооружением, в отличие от «Орешника» с его проникающей способностью. Кроме того, данное ПХГ является одним из ключевых объектов для хранения газа не только Украины, но и стран Европы, и расстояние от него до границы с НАТО, противовоздушная оборона которого даже не успела сообразить, что происходит, составляет около 80 км. Появилась и информация о том, что удар мог быть нанесён не только по хранилищу, но и по располагающемуся недалеко от него военному аэродрому, принимающему военные грузы и используемому для запуска дронов.
«По информации, подтверждённой несколькими независимыми источниками, в результате нанесения в ночь на 9 января Вооружёнными Силами РФ удара с применением подвижного грунтового ракетного комплекса «Орешник» выведен из строя Львовский государственный авиационно-ремонтный завод.
На данном предприятии осуществлялся ремонт и обслуживание авиационной техники ВСУ, в том числе переданных западными странами самолетов F-16 и МиГ-29. Также на предприятии производились ударные БПЛА большой и средней дальности, применяемые для ударов по российским гражданским объектам в глубине российской территории.
Ударом ПГРК «Орешник» поражены производственные цеха, складские помещения с готовой продукцией (БПЛА), а также инфраструктура заводского аэродрома», – сообщил 12 января Телеграм-канал Минобороны России.
Выбор целей имел демонстративный характер. Россия показала, что способна поражать критически важные объекты на западе Украины в непосредственной близости от границ ЕС и НАТО, не прибегая к применению ядерного оружия.
Несмотря на то что ракета несла инертные боеголовки, то есть не была оснащена боевой частью, последствия удара оказались серьёзными. Взрывы были слышны за десятки километров, а над местом прилёта возникло багровое зарево.
Все попытки украинских «экспертов» и СМИ заговорить бреднями последствия удара перечеркнуло заявление мэра Львова Андрея Садового.
По его словам, «если бы эта баллистическая ракета имела боевую [видимо, ядерную, не совсем понятно, что именно имел в виду перепуганный львовский градоначальник – «ОР»] часть, то последствия были бы просто несоразмерны», а те повреждения, которые есть, «ужасны, но это не то, что могло бы быть». Он также отметил, что ракета не была зафиксирована на радарах, а время на реагирование составляло менее 10 минут.
Реакция Запада и официального Киева на второе применение «Орешника» была весьма нервной, а в некоторых случаях и вовсе оказалась близка к истерии, так как в этот раз удар был нанесён в непосредственной близости от границ ЕС, а не где-то далеко у Днепра. Так, министр иностранных дел Украины Андрей Сибига назвал пуск ракеты «серьёзной угрозой безопасности Европы» и потребовал срочного созыва Совета Безопасности ООН и заседания Совета Украина – НАТО. Его поддержали страны Прибалтики, а лидеры Великобритании, Франции и Германии заявили, что удар «Орешником» является «эскалационным и неприемлемым». В Еврокомиссии (ЕК) посчитали, что произошедшее представляет собой прямое предупреждение западным союзникам, а её представитель Анита Хиппер отметила, что использование баллистического вооружения свидетельствует о дальнейшей эскалации конфликта со стороны России, полностью проигнорировав причины произошедшего. Самой странной оказалась реакция верховного представителя ЕС Каи Каллас, которая срочно призвала страны Евросоюза «нарастить свои запасы средств ПВО» и немедленно поставить их Украине. В ответ на это спецпредставитель президента России, глава РФПИ Кирилл Дмитриев, отметил, что «Кая не отличается особым умом или знаниями, но даже она должна понимать, что против гиперзвуковой ракеты “Орешник”, развивающей скорость в 10 Махов, противовоздушной обороны не существует».
Западные СМИ также расценили удар как серьёзный сигнал России в адрес НАТО. Bloomberg назвал его напоминанием о готовности Москвы использовать самые мощные вооружения. Издание The New York Times написало о «зловещем предупреждении» для союзников Киева. При этом многие СМИ подчёркивали, что ракета была применена с инертными боеголовками, что указывает на демонстративный характер удара, в первую очередь для США и членов так называемой «Коалиции желающих», которые ранее договорились о направлении войск на Украину в случае достижения мирного соглашения. Таким образом, после второго удара «Орешником» на Западе вдруг вспомнили, что у Москвы есть уникальное оружие, которое она может применить в любой момент, в том числе и по западным военным, которые в случае появления на украинской территории будут считаться «легитимными целями». При этом западные политики в официальном дискурсе всё ещё отказываются принимать тот факт, что применение «Орешника» не было направлено на эскалацию ситуации, а являлось лишь инструментом, призванным напомнить и Киеву, и его западным кураторам о границах допустимого.
В целом же появление «Орешника» в Белоруссии и его второе применение на Украине можно назвать важным маркером нынешнего этапа конфликта. Минск и Москва дали понять, что располагают средствами, способными гарантировать их безопасность и предотвратить не только прямое вмешательство Запада в украинский конфликт, но и любую агрессию по отношению к Союзному государству. При этом очередное использование ракеты при ударе по Львовской области является свидетельством того, что Россия стремится избежать катастрофических последствий и оставляет пространство для дипломатии. Именно поэтому сигнал, посланный Москвой Западу через «Орешник», следует рассматривать не как подготовку к нападению, а как попытку заставить страны НАТО и Украину сесть за стол переговоров. Диалог с Россией необходим не только Киеву, но и Европейскому союзу, и Соединённым Штатам, так как игнорирование новой реальности и попытки усилить давление на Москву и Минск лишь увеличивают риск того, что демонстрационные удары однажды перестанут быть таковыми.