Специальная военная операция ВС РФ на Украине и интересы Турции
Турция ждёт, чем закончится операция ВС РФ, предполагающая демилитаризацию и денацификацию Украины. Оказавшись из-за неожиданности ситуации в некой точке бифуркации, Анкара пытается спрогнозировать дальнейшее развитие событий. При этом она печётся исключительно о своих государственных интересах и не входит в союз с противоборствующими сторонами.
Заметной антироссийской деятельности на дипломатическом фронте Турция тоже не ведёт, стараясь сохранить каналы общения с обеими сторонами.
Напрямую осудить действия России Анкара не может, потому что сама проводит похожие операции, только в меньшем масштабе, против курдского сопротивления, в том числе на территории Сирии. И официальных обоснований у России для операции ВС РФ на Украине даже больше, чем у Турции для операций на территории Сирии. Сирийские курды не представляют такой опасности для национальной безопасности турецкого государства, какую представляет Украина под контролем США для России. Курды не имеют планов размещения ядерного оружия на своей территории и не являются частью международной антитурецкой коалиции, да и коалиции такой не существует. Заявки режима Зеленского на возобновление ядерного статуса Украины и готовность отдать украинскую территорию под базы НАТО, нацеленные на Россию, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвы.
Донбасские республики турецкая пресса именует сепаратистами и фразу «признанные Россией» всегда пишет со словом «признанные» в кавычках, показывая, что официальная Анкара не приемлет их государственность. Это опять-таки из-за курдов, которые хотят создать своё государство между Сирией и Турцией. Признай Турция ДНР и ЛНР, возник бы вопрос о таком же признании курдской государственности.
Анкара считает нежелательным для себя переориентацию России на сотрудничество с республиками Закавказья – Арменией и Азербайджаном. Армению турки считают историческим врагом, Азербайджан – историческим союзником. Турецкие аналитики полагают, что из-за сокращения экономического сотрудничества с Европой Москва неизбежно активизирует экономические усилия на азиатском и закавказском направлении. Закавказье Анкара считает своей сферой влияния, но вынуждена учитывать присутствие здесь России.
Азербайджан нужен Турции не только как стратегически выгодный плацдарм в Кавказском регионе, но и как карта в геополитической конкуренции с Ираном. Шиитский Иран претендует на роль лидера мусульманского мира, и на ту же роль претендует суннитская Турция. Есть и третий претендент – ваххабитская Саудовская Аравия. Турция представляет светский ислам, Иран – ислам шиитский, Саудовская Аравия – радикальный суннитский ислам.
В Иране проживает несколько десятков миллионов азербайджанцев, азербайджанский сепаратизм – актуальный для Тегерана вопрос. Сближаясь с Азербайджаном, Анкара работает на ослабление позиций Тегерана в Закавказье и играет роль закулисного опекуна азербайджанского сепаратизма в Иране.
У России вполне дружественные отношения с Ираном, с Турцией Россия тоже не ищет ссор, но Закавказье – узел интересов всех трёх держав, и игра на этом направлении требует дипломатической тонкости от всех её участников. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) признали право России на обеспечение собственной безопасности в украинском вопросе, а ОАЭ – это тоже конкурент Турции в исламском мире. ОАЭ проводят достаточно независимую политику и не спешат признавать за Турцией право на лидерство в исламском мире. Сотрудничая в одних сферах, Турция и ОАЭ конкурируют в других, например, расходятся в вопросе политического устройства Ливии.
Кроме Закавказья, Турция конкурирует с Россией за влияние на Балканах. Россия выступала против насильственного отделения Косово от Сербии. Турция, напротив, развивает сотрудничество с Косово.
На состоявшейся 1 марта пресс-конференции с премьером Косово Вьёсой Османи-Садриу президент Турции Реджеп Эрдоган призвал Москву и Киев к миру и в выгодном для себя ключе обыграл просьбу президента Украины Зеленского о срочном членстве Киева в ЕС.
«Я хочу спросить членов Евросоюза, почему вопрос о принятии Турции в ЕС всё ещё вызывает у вас обеспокоенность? Продемонстрируйте чуткость, которую вы проявляете к членству в ЕС Украины, и в отношении Турции. Или вы включите Турцию в повестку дня, когда кто-нибудь нападёт на неё?» – заявил Эрдоган.
Турция ждёт членства в ЕС уже несколько десятков лет. В последние годы Анкара демонстрирует явное падение интереса к этой теме, но с началом гражданской войны на Украине пытается пристыдить Брюссель за невыполненные обещания перед Турцией и заведомо невыполнимые обещания Украине.
Взаимодействуя одновременно и с Россией, и с Украиной, Турция остаётся важным игроком в Черноморском регионе. Прекращение общения хотя бы с одной из них лишит Турцию заметной части влияния здесь. На Украину и Россию приходится значительная доля импорта пшеницы в Турцию, с Москвой турки сотрудничают в энергетике (участие России в строительстве атомной электростанции «Аккую» в Мерсине, поддержка газопровода «Турецкий поток») и оборонной сфере (покупка российских С-400), с Киевом – в оборонной сфере (экспорт турецких БПЛА для ВСУ), и с обеими странами в туристическом секторе.
Турция боится расширения конфликта и втягивания в него других стран, ибо это чревато наплывом беженцев, срывом туристического сезона (в случае серьёзной войны украинцам будет не до турецких пляжей), угрозой продовольственной безопасности Турции, повышением уровня террористической угрозы в регионе как таковой, контрабандной оружия и другими «прелестями».
Окончание операции ВС РФ на полпути – вот самый выгодный для Анкары результат. Во-первых, у власти в Киеве сохранился бы русофобский режим – гарантия отчуждения Украины от России и преграда для укрепления российского влияния в Черноморском регионе. Во-вторых, за Турцией сохранилась бы возможность договариваться с обеими сторонами и играть на их противоречиях. В-третьих, уровень экономического сотрудничества Анкары с Москвой и Киевом остался бы как минимум на прежнем уровне. В-четвёртых, России было бы не до Закавказья, существенная часть её военных и политических ресурсов тратились бы на украинском направлении, оставляя Турции шанс закрепиться в этой точке Евразии, ещё больше ослабить Армению и ещё больше подмять под себя Азербайджан.
Вот почему турецкие СМИ оказывают киевскому режиму дозированную информационную поддержку: пишут об акции протеста против войны в Стамбуле, публикуют киевские, а не российские данные о потерях ВС РФ, сообщают о российской ракете, «поразившей» многоэтажку в Киеве. И ни слова о том, что нет подтверждений, что ракета была именно российская. Ни слова о распоряжении президента РФ Путина о точечном проведении операции во избежание жертв среди мирного населения. Доказательством крайне бережного отношения ВС РФ к гражданским служит видео-заявление губернатора Николаевской области Владимира Кима о том, что российские подразделения останавливаются на подходах к городам и отходят назад, вызывая ВСУ на бой вне города, и делают так по нескольку раз.
Всё это позволяет сделать вывод, что в украинско-российском конфликте Турция не за Россию и не за Украину, а сама за себя. Она стремится максимально выгодно использовать сложившуюся ситуацию и заведомо готовит для себя дипломатические позиции, с которых ей будет удобно действовать после того, как операция ВС РФ завершится. Никакой существенной и принципиальной поддержки Анкара режиму Зеленского не окажет.
Украина нужна Турции не как Украина, а как фактор сдерживания России. Поэтому Киеву не стоит ожидать солидных турецких госинвестиций в украинскую экономику и поддержки своих действий в политике. Украинская самостийность была и останется разменной монетой для внешних игроков, за счёт Украины решающих свои геополитические проблемы.