Трагедия санитарного транспорта «Композитор Бородин»
В годы Второй мировой войны немцы легко нарушали любые законы человечности, совершая немыслимые прежде преступления. Массовые убийства людей в газовых камерах, голод военнопленных в лагерях, поголовные расстрелы и сожжения заживо гражданского населения были обыденностью для вермахта и СС. Многие из этих зверств фашисты скрывали от общественности, однако в ряде случаев правда настолько бросалась в глаза, что её было невозможно утаить. Особенно часто это относилось к потоплению судов под госпитальным флагом, которые во всём мире считались неприкосновенными.
Судно «Композитор Бородин» было построено ещё до революции и долгое время являлось речным пароходом, ходившим по Волге. В советское время оно сохранило своё назначение, и было мало приспособлено для нужд военного времени. Тем не менее, когда началась война, то многие гражданские суда были переоборудованы в санитарные транспорты, которые перевозили гражданские грузы и раненых. При этом мало кто заботился о защите подобных кораблей с воздуха, ведь часто их сопровождали военные суда. «Композитор Бородин» не стал исключением и представлял собой удобную мишень для люфтваффе.
Главной задачей санитарного транспорта стала перевозка раненых с западного на восточный берег Волги во время Сталинградской битвы. Рейсы производились каждый день, ведь в городе шли бои высокой интенсивности. В июле 1942 года судно в первый раз подверглось большой опасности во время плавания к Астрахани, однако смогло избежать гибели. Впрочем, некоторые члены экипажа и пассажиры погибли от прицельного обстрела немецких лётчиков. Починив небольшие повреждения, транспорт продолжил свою работу и доставил раненых к месту следования.
В ночь с 23 на 24 августа 1942 года капитан Дмитрий Фёдорович Чевес принял на свой борт 700 человек и отправился в Камышин. Казалось, что ничто не предвещает беды, ведь судно было покрашено в тёмный цвет и почти не выделялось в ночное время. Тем не менее, фашисты, которые накануне вышли к Волге, заметили транспорт и открыли по нему ураганный огонь. Одним метким попаданием они оторвали у бывшего парохода руль, а вторым накрыли топливную цистерну. Корабль немедленно потерял управление и налетел на мель, а на его борту вспыхнул пожар. Понимая, что спасти корабль уже не получится, Чевес приказал людям прыгать за борт, однако многие раненые не смогли этого сделать. В результате лишь небольшое количество пассажиров «Композитора Бородина» смогли спастись, а остальные утонули или сгорели на борту судна.
Трагедия госпитального судна получила освещение не только в прессе, но и в художественной литературе. О ней также оставили воспоминания те пассажиры, которые смогли спастись и выбраться на берег. Таким образом, фашисты совершил своё очередное преступление, ведь на борту транспорта были хорошо видны опознавательные знаки «Красного креста». Это ещё раз подтвердило тот факт, что у солдат Гитлера ничего человеческого не осталось, и они превратились в обыкновенных убийц. Впрочем , многие из них нашли в Сталинграде свою смерть, что стало быстрым и справедливым возмездием за содеянное…
Заглавное фото. Пароход «Композитор Бородин» на довоенной фотографии