Украина – Турция: чьи «байрактары» – настоящие и будущие?
Переговоры по созданию производственных мощностей для выпуска «байрактаров» уже ведутся, сообщил посол Украины в Турции Василий Боднар.
Напомним, первая информация о подобных планах появилась ещё в сентябре, после подписания договора о создании под Киевом учебно-испытательного центра по эксплуатации беспилотников. Договор подписали глава Минобороны Украины Андрей Таран и генеральный директор компании Bayraktar Халук Байрактар. Согласно подписанному соглашению, центр вблизи Василькова будет заниматься обслуживанием и ремонтом беспилотников, а также начнёт обучать операторов и прочий персонал. Планы у Киева грандиозные – обустроить такие центры появятся ав разных регионах страны, а в будущем производить БПЛА.
«Беспилотники Bayraktar заинтересовали сейчас многие страны, и уже есть предварительные контракты с некоторыми европейскими государствами. Кыргызстан, например, также закупает их. И производственные мощности в Турции, мне кажется, достаточно заполнены. Поэтому дополнительные производственные мощности полного цикла также и в интересах турецкой стороны, чтобы осваивать новые рынки и совместно проводить как испытания, так и позже, возможно, обучение некоторых иностранных коллег, чтобы владеть этой технологией и совместно формировать оборонную сферу»,
– рассказал журналистам Боднар.
По его словам, работы уже ведутся, причём очень быстрыми темпами. Но о конкретных сроках дипломат почему-то предпочёл не говорить. Может быть, по той причине, что не всё так однозначно с совместными планами с Турцией в плане «освоения новых рынков» и прочего… Нет, что до «испытаний», то это пожалуйста – на Донбассе. Правда, Турция уже недовольна тем, что «байрактары» называют турецкими, а не украинскими. То есть с совместными испытаниями тоже пока не задаётся.
Не секрет, что Киев возлагает на «байрактары» большие надежды, связанные с силовым захватом Донецка и Луганска. Однако военные эксперты в один голос утверждают – надежды эти призрачны, ведь с точки зрения полезной нагрузки любой беспилотник можно сравнить с истребителями Второй мировой, причём сравнение будет не в пользу дрона, который может нести нагрузку не более 150 килограммов, включая электронное оборудование. Тогда как советский «У-2» поднимал до 300 кг. Да и скорость БПЛА также вполне сравнима с «У-2» – до 200 км в час. Единственное преимущество – он может подниматься на высоту до восьми тысяч метров. С помощью одних «байрактаров», да ещё в степной местности войну точно не выиграть, уверен российский военный эксперт Константин Сивков.
В украинских СМИ тема турецких «байрактаров» весьма популярна, издания наперебой рассказывают о том, какие удары нанёс первый отправленный на Донбасс беспилотник, и какие удары нанесёт в дальнейшем – нет, не один, а целая «стая» БПЛА. Дошло до того, что глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу не выдержал и попросил не употреблять словосочетание «турецкий беспилотник» применительно к вооружённому конфликту на Востоке Украины.
«Возможно, беспилотник был изготовлен в Турции, но он принадлежит Украине. Турцию нельзя обвинять в этом. Украина должна прекратить использовать наше название. Когда страна приобретает любое вооружение у нас или у любой другой страны, оно перестаёт быть турецким, русским или украинским. То есть, как только они купили у нас вооружение, оно перестало быть турецким. Хотя оно и произведено в Турции, теперь оно принадлежит Украине. Украина также должна перестать использовать название нашей страны»,
– заявил глава внешнеполитического турецкого ведомства.
Один нюанс: после окончания войны в Нагорном Карабахе ровно год назад, выяснилось, что беспилотники производства Турции были, конечно, куплены Баку и стали азербайджанскими, вот только направляли их операторы турецкие. А кто направляет украинские беспилотники, купленные у Турции?