Ужасы Львовского погрома

Несмотря на то, что у Холокоста осталось огромное количество свидетелей, описавших его кошмары с ужасающим реализмом, многие страницы истории этого геноцида до сих пор остаются не до конца прояснёнными. К сожалению, в советское время тема участия местного населения в зверствах против евреев сознательно замалчивалась, чтобы не разжигать межнациональные конфликты. Это позволило украинским националистам уже после провозглашения независимой Украины скрыть от общественности многочисленные факты участия украинцев в Холокосте, а также в карательных мероприятиях фашистов. Ярким примером такого геноцида стал Львовский погром 1941 года, сопровождавшийся жестокими издевательствами и убийствами.
До войны евреи столетиями жили в Львове и составляли почти треть населения города. Они приняли участие в создании уникальной субкультуры этого места, которая по сей день чувствуется на его улицах. Никаких причин для этнической ненависти у местных поляков или галичан к иудейской общине не было, ведь она сторонилась политики и жила обособленной жизнью. Когда в 1918 году город стал ареной противостояния польских и украинских националистов, то евреи предпочли остаться в стороне, пассивно наблюдая за происходящим. Тем не менее, они не избежали расправы со стороны польских антисемитов, устроивших в еврейских кварталах Львова погром.
Когда осенью 1939 года Красная Армия заняла Львов, то евреи охотно стали сотрудничать с новой властью. Украинские националисты, ненавидевшие всех, кто не разделял их идеологии, начали обвинять иудеев в предательстве национальных интересов (естественно, украинских) и угрожать расправой. Тем не менее, вплоть до немецкого вторжения руки потенциальных палачей были связаны, поэтому еврейская община продолжала жить спокойно – до июня 1941 года.
Оккупировав Львов, немцы искали силу, которая могла бы способствовать им в уничтожении евреев и поляков. В этой ситуации украинские националисты показались наиболее подходящими союзниками, не брезговавшими жестокими расправами. Фашистская и самостийная пропаганда ещё накануне вторжения начала распространять среди жителей города антисемитские листовки, создававшие негативный и даже отталкивающий образ еврейского обывателя, помешанного на наживе и ущемляющего права местного населения. Эти семена пали на удобренную почву и быстро дали кровавые всходы.
Евреи не успели эвакуироваться из города, когда в него вошла добровольческая дивизия СС «Викинг». Это произошло 30 июня 1941 года. В тот же день были обследованы тюрьмы города, в которых обнаружились тела расстрелянных НКВД националистов. Тяготеющие к театрализации фашисты решили устроить в Львове представление со сценами возмездия местных жителей «большевистским палачам». В этой постановке должно было принять участие всё население города вне зависимости от пола и возраста.
Националисты, уже 30 июня провозгласившие «соборную» республику, охотно подыграли фашистам. Под объективы камер немецких репортёров, снимавших все этапы трагедии, начался двухдневный кошмар, запечатлённый на множестве фотографий.
Еврейское население города было согнано на принудительные работы по уборке трупов и уборных. При этом людей жестоко избивали тяжёлыми предметами, волочили за волосы по грязным улицам, насиловали и грабили. Пик расправ пришёлся на 1 июля 1941 года, когда к акции геноцида присоединилось почти всё галичанское население Львова. Немцы, вначале лишь наблюдавшие за происходящим, подключились к расправам и произвели множество расстрелов во дворах. Людям, попавшим в руки толпы, повезло ещё меньше – их убивали подручными предметами, в том числе досками, тростями и кирпичами. Девушек и женщин раздевали до нижнего белья, а потом гоняли по улицам города. Многие из них были изнасилованы озверевшей толпой и убиты.
Пытаясь спастись от погромщиков, евреи пытались взывать к традиционному «немецкому порядку». В ответ немцы заявляли, что они не могут остановить насилие, так как возмущённое население должно удовлетворить жажду мести. Любопытно, что через несколько дней, когда понадобилось навести в городе порядок, немецкие власти легко обуздали насильников и грабителей.
Оставшиеся от погрома свидетельства заставляют усомниться в том, что убийства и издевательства совершались психически вменяемыми людьми. Впрочем, вспоминая Волынскую резню, можно не сомневаться, что галичане были способны на любые зверства. Немецкие фотографии запечатлели улыбающихся женщин и оскаленные лица мужчин в традиционных вышиванках и парадных костюмах. Складывается ощущение, что погром для этих людей был даже не актом насилия, а радостным праздником.
Тамара Браницкая, уцелевшая во время Холокоста, свидетельствовала: «Никто не пытался помочь. Наоборот, толпа словно получала несказанное удовольствие от всего этого».
В настоящее время сложно посчитать общее количество жертв погрома. Историки сходятся на том, что в бойне погибло несколько тысяч человек, преимущественно мужского пола. Когда 2 июля погром пошёл на спад, то отчаявшееся еврейское население, потрясённое насилием, немцы начали убеждать принять покровительство оккупационной администрации и пройти регистрацию. В конце концов, это закончилось созданием львовского гетто и почти полным уничтожением иудейской общины города.
После войны, когда советские власти начали проводить расследование львовского погрома, то немцы и украинские самостийники постарались обвинить в расправах переодетых поляков и городских люмпенов, ненавидевших евреев по классовому признаку. Тем не менее, правда оказалась слишком страшной, чтобы её скрыть. К сожалению, подавляющему большинству погромщиков удалось избежать возмездия за преступления, ведь в СССР не хотели афишировать зверства «братских народов».
Заглавное фото. Над львовскими евреями издеваются и заставляют чистить улицы от мусора руками