ссылка

110 картин архитектора Бекетова

Увеличить шрифт
А
А
А

Не так давно, в канун Нового года, харьковская корпорация «Рубаненко и партнеры» в своем выставочном зале, известном культурному сообществу как «Гостиная на Дворянской», презентовала изысканный календарь на 2012 год, посвященный 135-летию со дня рождения поэта М. Волошина (http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2232.html). И вот новое значительное событие в культурной жизни Харькова - до 30 марта нынешнего года в той же Гостиной экспонируется выставка 110-ти изобразительных произведений зодчего Алексея Николаевича Бекетова (1862—1941), академика, без преувеличений, создавшего на рубеже XIX и XX веков архитектурный облик Харькова.

Именно об этих домах поэт из города на Неве А. Кушнер восторженно заметил во время прогулки по Харькову: «Как Харьков и Питер похожи!» Именно Алексей Бекетов в значительной мере сформировал лицо центра Харькова, особенно Нагорного района, улицы Пушкинской, Мироносицкого переулка (ныне улица Совнаркомовская) и улицы Садово-Куликовской (ныне Дарвина). Бекетов охотно участвовал и в совместной работе со скульпторами, в частности, над известным ныне памятником основателю Харьковского университета В. Н. Каразину (скульптор Андреолетти).
 
Нельзя не отметить, что около 60-ти зданий по проектам Бекетова были построены в Крыму (Симферополь, Алушта), Киеве, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Лубнах, Новочеркасске, Белгороде, Баку, Донецке и городах Донбасса (Горловке, Макеевке и других). Не случайно на бекетовском вернисаже в «Гостиной на Дворянской» присутствовал и выступил с речью директор Дома-музея А. Н. Бекетова в Алуште В. П. Цыганник (он же директор алуштинских Домов-музеев писателей И. С. Шмелева и С. Н. Сергеева-Ценского).
 
Следует подчеркнуть, что «Гостиная на Дворянской» в своей деятельности по изучению и пропаганде творческого наследия знаменитого земляка, архитектора, художника и педагога А. Н. Бекетова отводит особое мес­то.
 
В 2007 г. по инициативе Ассоциации заповедников и музеев Крыма ею была подготовлена и передана в дар Дому-музею академика архитектуры А. Н. Бекетова в Профессорском уголке в Алуште выставка фото­графий «Бекетов в Харькове». Фотосессию бекетовских зданий на улицах и площадях Харькова провел Леонид Рубаненко.
 
 
 
А. Бекетов. Проект церкви Рождества Богородицы (Ново-Каплуновской). 1896 год. Бумага, акварель. Из собрания семьи Рофе-Бекетовых
 
 
 
В 2008 году ко Дню города Харькова состоялась фотовыставка «Бекетов в Харькове» — в Харьковской гимназии № 1. Здание было построено в 1896 году по проекту А. Н. Беке­това и является памятником архитектуры.
 
В 2009 году «Гостиная на Дворянской» совместно с семьей Рофе-Бекетовых и алуштинским Домом-музеем А. Н. Бекетова подготовила и провела выставку «Крым, Харьковщина и Греция конца ХIХ — первой половины ХХ века в художественных произведениях А. Н. Бекетова» — работ из семейно­го собрания Бекетовых, неизвестных широкому зрительскому кругу.
 
В 2010 году председатель «Гостиной на Дворянской», харьковский дизайнер Владимир Скипенко, разработал и передал в дар крымчанам изобразительный уклад Дома-музея академика архитектуры А. Н. Бекетова в Алуште. Отметим, как и вся полиграфическая продукция «Гостиной на Дворянской», буклет нынешней бекетовской выставки столь же мастерски разработан. В нем тонко и деликатно поданы, скажем, рядом с архитектурными акварельными эскизами рисунки цветов, которые мастер использовал потом в своей архитектурной работе.
 
 
 
А. Бекетов. Проект Великокняжеской усыпальницы и Стилизованные глицинии, 1899 год
 
 
 
Все предыдущие выставки и издания, как и нынешняя выставка «Зодчий — художник», смогли быть осуществлены благодаря неоценимому личному вкладу внуков академика архитектуры Бекетова — Ф. С. Рофе-Бекетова и В. С. Рофе-Бекетова.
 
 
 
На бекетовском вернисаже в «Гостиной на Дворянской». 3 марта 2012 года
 
 
 
* * *
 
Гостей на вернисаже в субботний вечер 3 марта собралось много. Выступали деятели культуры, сотрудники Харьковского областного художественного музея, говорившие о духе бекетовской архитектуры, о заслугах «Гостиной» и корпорации «Рубаненко и партнеры» в пропаганде знаменитых земляков, о значении фамилии Бекетовых для Харьковской области, Украины, России. Выступил на вернисаже и харьковчанин Федор Семенович Рофе-Бекетов, внук архитектора, рассказавший о своих выдающихся предках со стороны дворянских родов Бекетовых и Алчевских.
 
Сюрпризом для всех собравшихся стало выступление Ника Броккета – прибывшего из Великобритании правнука А. Н. Бекетова по линии сына, Николая Алексеевича Бекетова (мать Ника – Надя Броккет, в девичестве Бекетова, приходится двоюродной сестрой Федору и Владимиру Рофе-Бекетовым). Господин Броккет не очень хорошо владеет русским языком, но все поняли слова о том, что он счастлив быть потомком великого человека и как важно для каждого знать свои корни. Гость поблагодарил харьковчан за любовь к его прадеду.
 
Конечно, общее оживление вызвало появление потомков Бекетова, представших на фоне изумительного портрета А. Н. Бекетова работы художника М. Р. Пестрикова, расписывавшего интерьеры бекетовского личного жилого дома (ныне Дом ученых), любезно предоставленного для нынешней экспозиции Художественным музеем.
 
 
 
Потомки А. Бекетова на вернисаже. В центре у портрета — внуки Владимир и Федор. Слева и справа — праправнуки. 3 марта 2012 года
 
 
 
С вернисажа с подарками ушли не только Бекетовы. Каждый гость унес с собой прекрасный полноцветный буклет «Зодчий—художник. Живопись и графика в творчестве академика архитектуры А. Н. Бекетова».
 
Во вступительной статье к буклету Н. Вольпе отмечает: «…когда разговор заходит об архитектурной визитке первой столицы, А. Н. Бекетов и в наше время является несомненным лидером. Его талант — своеобразная нить, связующая время многих поколений в культурном контексте страны и, в первую оче­редь, Харькова. … Но хочется пристальное внимание обратить на другой, не менее значительный дар наше­го славного соотечественника,— живописно-графическое наследие. В каждом архитекторе скрыт художник. Зачастую эти оба таланта явственно реализуются, преображая мир, утончая души, обостряя взгляд и формируя вкус. Дарят нам зафиксированные мгновения гармонии, красоты, цвета, графических философских обобщений, способствуют проникновению в тай­ны мироздания».
 
На протяжении всей жизни Бекетова своими солнцем, теплом, пронзительно-звонкими сочетаниями красок привлекала Алушта. С 1889 года, после женитьбы на дочери  выдающейся  деятельницы  народного  образования Христины Алчевской — Анне Алексеевне, — Бекетов ежегодно проводил лето с семьей на юге. В Алуште, а именно в Профессорском уголке (поселок с советских времен называется Рабочий), архитектор построил и свою дачу, и нынешний пансионат «Алушта», и другие здания.
 
А. Н. Бекетов создал немало живописных и графических пейзажей Крыма: окрестностей Чуфут-Кале, Гурзуфа, этюдов алуштинских гор Кастель, Бабуган, Парагильмен. 
 
 
 
Алуштинские этюды А. Бекетова
 
 
 
Бекетов прекрасно знал Крым. По мнению искусствоведа М. Черновой, «он стал для художника школой познания пленэрной живописи.  Крым  приобщил Бекетова к звучному насыщенному цвету, яркому солнцу, приучил улавливать едва заметные оттенки, тонкое взаимопроникновение одного цвета в другой под влиянием световоздушной среды. Бекетов научился передавать прозрачность воздуха, влажное дыхание ветерка, густую соленую волну всегда изменчивого моря».
 
Исследователи отмечают, что уже в ранних, юношеских рисунках и акварелях Бекетова чувствуется очень зоркий глаз, детальная точность и хоро­шая базовая школа, полученная от замечательного педагога, ученика Карла Брюллова — Д. И. Безперчего.
 
 
 
А. Бекетов. Проект беседки и Стилизованные барвинки, 1899 год
 
 
 
Искусствовед М. Чернова писала в харьковском журнале «Прапор» в 1977 году, к 115-летию со дня рождения архитектора: «Всего Бекетов спроектировал в Харькове более 50 строений, и все они тесно связаны с окружающим городским ландшафтом, полные света и пространства. И в этом значительную роль сыграло второе увлечение Бекетова — живопись. Неяркая, но такая разнообразная природа Украины, бархатно-зеленые окрестности города, окутанные дымкой бирюзово-синие степные дали, вдохновляют художника. Они подсказывают колористическое решение его зданий, всегда выдержанных в светлых, радостных тонах. Выставка демонстрирует этюды — мотивы украинской природы. Здесь и белая хата, вобравшая золотистый мягкий свет, и красные мальвы, что выглядывают из-за плетня, и четкие очертания ветряка на оранжевом фоне неба, когда потемки вот-вот укроют уставшую от дневной жары землю».
 
Отметим также, что в доме Алчевских у молодой четы Бекетовых бывали известные деятели отечественной культуры, пел Шаляпин. Окружение оказывало благотворное влияние на художественную натуру мастера, на его отношение к работе. Несколько зданий (например, знаменитую ныне республиканскую научную библиотеку имени В. Короленко) Бекетов строил на общественных началах, принимал активное участие в культурной жизни города, в деятельности «Общества грамотности».
 
 
 
А. Н. Бекетов на пленэре в 1905 году
 
 
 
А.Н. Бекетов до революции неоднократно участвовал в выставках Товарищества харьковских художников вме­сте с ныне признанными классиками С. И. Васильковским, Н. С. Самокишем, М. А. Берко­сом и другими художниками. После революции регулярно выставлял свои работы на ежегодных выставках «Рисунок и акварель архитекто­ра» в Харьковском Доме архитектора.
 
 
 
На бекетовском вернисаже поэты, гости Международного фестиваля памяти Б. Чичибабина Е. Каминский (Санкт-Петербург) и И. Каренина (Минск). 3 марта 2012 года
 
 
 
В юбилейный каталог работ мастера, приуроченный к 50-летию творческой деятельно­сти, в 1939 году на выставке, организованной Харьковским областным отделением Союза архитекторов СССР и Харьковским институтом коммунального строительства, были вклю­чены 135 произведений, — всего лишь часть из огромного его наследия.
 
Нынешняя выставка — вторая в истории бекетовская по объему представленного материала.
 
Интерес к художественному наследию выдающегося харьковского зодчего не иссякает и сегодня, и не только на Украине. Известный московский историко-культурный журнал «Наше наследие» опубликовал репродукции крым­ских этюдов А. Бекетова. 

Значит, связь времен не нарушена, а наше общее культурное наследие обязывает нас помнить и о своих корнях и о том, что мы – одна семья.

375
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/110-kartin-arhitektora-beketova