«300-летие батуринской резни» как историческая фальшивка (II)
16.10.2008
Напечатать
А
А
А
Итак, если верить официальной украинской версии, солдаты Меньшикова, захватив город, должны были сначала зверски казнить всех жителей, «не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей», а затем собрать в разрушенном городе все трупы, перетащить их к реке Сейм. Параллельно с этим им надо было достать где-то довольно большое количество бревён (примерно, по три бревна на человека), сделать из них плоты, прибить тела умерших к брёвнам и сплавить их вниз по реке.
Очевидно: чтобы эта карательная акция стала возможна, надо было, чтобы у берега брёвна уже были заготовлены и желательно сбиты в плоты. И то на подобную «уборку территории» Меньшиков вынужден был бы потратить не один месяц. А он управился всего за один день: 2 ноября крепость была взята, а 3 ноября русские ушли.
Какой же напрашивается вывод? Конечно, даже при всём желании солдаты Меньшикова не смогли бы осуществить то, что им приписывают. И надо быть весьма некритичным исследователем, чтобы этого не учитывать, и очень наивным, чтобы принимать подобные «объяснения» украинских идеологов за правду. Тем более, если знать, что сплавить плоты вниз по течению было нельзя: по воспоминаниям современников, река Сейм уже была покрыта тонким льдом.
Выходит, что «трупы» батуринцев после взятия крепости русскими убежали с места событий сами. Естественно, такая мысль не может не огорчать «истинных украинских патриотов».
И еще один простой и вполне закономерный вопрос: зачем надо было всех батуринцев убивать? В этом случае обычно слышишь: «Петр сорвал свой гнев на гетманской столице», «если за измену Гетмана, известный своей безумной вспыльчивостью царь предает анафеме весь народ, то что же это, как не слепая месть?», «город уничтожен, чтобы искоренить даже упоминание про Батурин и его защитников» [См.: 2, 3, 4, 7]... Короче, главное – отомстить Мазепе и запугать украинское население.
В качестве аргумента в пользу «резни» используются и ссылки на самого Петра I, якобы свидетельствующие о массовых убийствах. Но в письме Петра I, о котором обычно идёт речь, говорится лишь о том, что надо сделать с Батуриным: «...а Батурин в знак изменникам [понеже боронились] другим на приклад зжечь весь» [5]. И ни слова о людях.
В другом своём послании (к коменданту Белоцерковского замка), написанном после разгрома Батурина, Петр I более подробен. Но опять же царь подчёркивает: убиты были те, кто сопротивлялся ("которые противились"), а из пленных смерти предали зачинщиков ("заводчиков") мятежа. И только. Угрожать всеобщей резнёй монарху и в голову не пришло, хотя предупредить возможную измену среди верхушки казачества он был обязан.
В самом деле: зачем было российскому государю расправляться с населением, если малороссы сохранили ему верность, сразу перейдя на сторону русской армии, и сражались со шведскими оккупантами всеми средствами? Пётр I видел в народе Украины союзника. Об этом говорят и его действия: по приказу царя жители Украины были освобождены от незаконных налогов и поборов гетмана, а при вступлении на Украину за чинимые «черкасам» обиды, если таковые будут, государь угрожал своим офицерам и солдатам смертью [См.: 6]. К тому же известно, что многие из «изменников», кто ушёл к шведам с Мазепой, а потом вернулся обратно, не только не были казнены, но сохранили и свои должности, и поместья. В том числе такие известные полковники, как Д. Апостол, П. Полуботок, И. Галаган.
Что же получается? Жертвы среди батуринцев, скорее всего, были. Война есть война. Но: о спланированном, целенаправленном и тотальном уничтожении всего населения Батурина войсками царя Петра не может быть и речи. А если это так, то кто сочинил «батуринскую» байку? Кто является настоящим творцом «резни», начавшим переносить её в умы людей и сделавшим «фактом» массового сознания?
По всей видимости, автором истории о «резне» был И.С. Мазепа [См.: 6]. В условиях тогдашней информационной войны – «войны перьями» - такой «пиар-ход» был выгоден только ему: лишь «парализовавшей» народ ужасной «резнёй» мог объяснить Мазепа шведам «недружественное» к ним отношение малороссов. Выдумка с «массовыми казнями» могла также сработать против Петра, оттолкнув от него сомневающихся.
К сожалению, сам источник этой исторически долговечной лжи не сохранился. Но до нас дошёл универсал гетмана И. Скоропадского от 8 декабря 1708 г., в котором содержится ответ на клевету И. Мазепы. А несколько позже, 22 декабря 1708 года гетман подписал ещё один универсал на имя батуринского атамана, в котором местным жителям было разрешено снова селиться в районе Батурина, где по описи 1726 года насчитывалось около пятисот дворов.
Анализируя этот универсал, украинский историк А. Лазаревский в своём «Историческом очерке Батурина», выпущенном в конце XIX века, возможно, первым по этому поводу написал: «Город был сожжен и разорен, а жители его разбежались». Что и требовалось доказать.
Итак, мы можем констатировать следующее:
«Летучий отряд» взял Батурин быстро и малой кровью, а отчаянное сопротивление всего гарнизона и рвы, заваленные трупами российских солдат, являются выдумкой.
Сопротивление могли оказать лишь польские наёмники-сердюки. И основные потери, если таковые были, понесли они.
Меньшиков не истреблял всё население Батурина поголовно, уничтожая всё живое на обратном пути, и не сплавлял трупы на плотах по реке Сейм, хотя сама крепость была сожжена и разрушена, а «заводчики» сопротивления - схвачены и казнены.
Пётр не пытался запугивать население Украины террором, но делал всё от него зависящее, чтобы и старшина, и казаки, и всё остальное население поддержали его, а не Мазепу.
Выдумка о «батуринской резне» является типичной исторической фальсификацией, превращенной с помощью системной манипуляции сознанием в ключевой элемент психологической обработки населения Украины.
Что касается обслуживающих политический заказ современных украинских политиков и историков, пишущих статьи и учебники, делающих фактом массового украинского сознания не подтверждаемую фактами версию «батуринской резни», то им важно затвердить, что в Батурине «с помощью русского оружия и репрессий на некоторое время была подавлена воля украинского народа к независимости», а количество жертв и жестокость, с которой русская власть наказывала "мазепинцев", достигали масштабов «гуманитарной» катастрофы [См.: 7].
Недаром В.А. Ющенко настаивает на том, что «Батуринская трагедия созвучна с Голодомором 30-х». Сопоставление весьма значимое. От предстоящих мероприятий по случаю «300-летия батуринской резни» украинская власть ожидает большого синергетического эффекта. С помощью «батуринской резни» планируется «взорвать украинскую память», чтобы украинцы, по выражению И.Драча, «стрепенулись» [1, с. 29], «чтоб не мелела украинская память» - особенно там, где нужно сформировать образ врага.
«Без Батурина тяжело понять украинцев, - считает известный писатель и журналист С.О. Павленко, на всякий случай оговаривая: «Для Украины и России эта грустная дата общая — она побуждает украинцев проявлять бдительность, применять достаточно мер для обороны страны, не надеяться лишь на союзников; россиян она приглашает к покаянию» [2]. Но эта позиция ещё довольно мирная. По мнению другой части националистически настроенных украинцев, пришло время ответить за Батурин [7].
Да! Мы полностью согласны с этим! Только мы уточним, кто должен ответить и за что. И мы выставим счёт не только за распространение вымыслов о «резне», но и за омерзительную попытку превратить «Батурин» в символ политики Москвы по отношению к народу Украины, за ложь, историческую фальсификацию, за вред, наносимый формированием отрицательного образа России как главного врага украинского народа.
Через «Батурин» Украина националистическая заявляет себя как анти-Россия. Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания одного украинского дипломата о том, что на его отношение к России влияет «воспоминание» о «резне в Батурине». Причём это «воспоминание», по словам дипломата, содержится у него («как и у других украинцев») в «генетической памяти» [См.: 6]. Другими словами, «батуринская резня» выступает как результат целенаправленной системной пропаганды и инструмент в информационной войне.
В основе этой политики - апелляция к иррациональному, спекуляции на любви к свой стране, когда актуализируемые «исторические обиды» используются в корыстных целях отдельных политических группировок. В случае с «батуринской резнёй» речь идёт о попытке выстроить «обиды» в режиме мифоистории, предъявить серьёзные претензии на пустом месте. Здесь всё скроено на основе стандартного набора приёмов мифотворчества: есть и герои-мученики, и злодеи, и предатели, и невинные жертвы. И, конечно же, есть зрители.
Элементарный анализ достоверно известных фактов разваливает эту фальшивку, как карточный домик. Однако логика анализа украинскому «патриоту» и не нужна. Он «мыслит» иначе. Мыслит «по-украински». То есть иррационально. И пытается пропитать этим «мышлением» украинскую науку.
«Батуринская резня» существует в умах людей не по причине её доказанности. Она - факт не истории, а массового сознания, феномен украинской мифоистории, творимой по принципу: не хочешь – не слушай, а врать не мешай.
То, что украинские историки идут на поводу навязанных им политических доктрин и насаждаемой «сверху» идеологии, означает, что история как наука в Украине умерла. Ее место заняла мифоистория, типичный образчик которой - «батуринская резня».
____________
1. Історія Русів / Пер. І. Драча; вступ. ст. В. Шевчука. – К.: Рад. письменник, 1991. – 308 с.
2. Павленко С. «Тот город со всем сожгли». Батуринская трагедия 1708 г.: факты и домыслы // http://www.day.kiev.ua/192545/
3. Коваленко Ю. Последний свидетель Батуринской трагедии // http://www.hlukhiv.com.ua/articles/hetman_capital/poslednii_svidetel_ba…
4. Нові жахливі історичні факти Батуринської трагедії знаходять археологи // http://ictv.ua/ukr/news_culture.php?news_id=71190
5. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т.VIII. (июль-декабрь 1708 г.). – Вып. 1. – Москва-Ленинград, 1948. – с. 274.
6. Каревин А. Выдумка старого гетмана. Необычный взгляд на «Батуринскую резню» // http://www.otechestvo.org.ua/main/200511/817.htm
7. Червак Б. Кто ответит за Батурин? // http://pravda.com.ua/ru/news/2007/12/3/67656.htm
120
Поставить лайк: 180
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/300-letie-baturinskoy-rezni-kak-istoricheskaya-falshivka-ii