Александр Беляев – Ариэль навсегда
16 марта родился основоположник русской и советской фантастики, снискавший мировое признание, писатель с необычной, загадочной судьбой.
Его называли советским Жюлем Верном. В созданных произведениях (17 законченных романов и около сотни рассказов) Беляев опирался на реальные научные достижения, но в то же время умел заглянуть на много лет вперед в будущее.
Трансплантация органов, клонирование, подводные фермы, подводные съёмки, полет на Луну, действующие орбитальные станции, выход человека в открытое космическое пространство, беспилотники, психотропное оружие… Вот далеко не полный перечень фантастических прозрений Беляева, которые уже нашли воплощение в сегодняшней жизни.
Особый интерес представляют описанные Беляевым новые человеческие возможности – умение летать, жить в подводном мире, прочитывать мысли… Он наделял человека сверхспособностями, показывал фантастический выход его за собственные пределы, стремление превзойти самого себя. Наверняка это было связано с трагическими событиями его собственной жизни, что заставило Беляева взяться за перо и не отпустило до последнего вздоха.
Александр Романович Беляев происходил из семьи священника, появился на свет в Смоленске в 1884 году. Кроме Александра, у родителей было ещё двое детей, но, к сожалению, Василий и Нина не дожили до взрослого возраста.
В детстве мальчик любил приключения. Он вспоминает, как с братом они, путешествуя, «добрались» до центра Земли. «…Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути…»
А ещё Александр сильно хотел летать, даже верил, что если подпрыгнет высоко, то полетит, подобно птицам. Эти детские мечты особенно захватили впечатлительного ребенка после неординарного события: жители города стали свидетелями полёта на воздушном шаре, а бесстрашная гимнастка приземлилась на Землю с помощью парашюта...
Желая взлететь, Александр взбирался на крышу сарая с «парашютом», сделанным из простыней, привязывал к рукам веники, заменявшие крылья, и прыгал в небо. Разумеется, подобные попытки заканчивались неудачами, ударами, ушибами. Более того, последствия детских травм сказались в будущем.
Отец хотел видеть сына священником. Поэтому в 10-летнем возрасте Александр Беляев начал обучение в духовном училище, потом была семинария. Беляев-семинарист был известен выступлениями на вечерах, где он прекрасно читал стихи…
Но, вопреки желанию отца, юноша поступает в юридический лицей. В то же время круг его увлечений и интересов был поистине обширен. Он отлично музицировал, играл на скрипке и рояле, рисовал, делал необычные фотоснимки, но более всего запомнился жителям родного Смоленска своей театральной деятельностью. Александр прекрасно перевоплощался в образы на сцене, писал сценарии, режиссировал, был заводилой и душой молодёжного общества.
Он довольно успешно начал юридическую практику в качестве помощника присяжного. Полученные большие гонорары за выигранное серьёзное дело даже позволили ему отправиться в путешествие. В автобиографии писатель сообщает: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции».
В Италии сбылась детская мечта – Беляев поднялся в небо на гидроплане… Он с восхищением описывал впечатления от путешествия в «Смоленском вестнике». В очерках Беляева уже тогда проявился его писательский талант. Впоследствии эти впечатления «оживут» на страницах его книг, ведь поездка за границу оказалась первой и последней в его жизни…
Путешествие помогло молодому человеку сделать очередной жизненный выбор – в пользу журналистики. Обаятельный, талантливый, успешный… Казалось, его ждет блестящее и безоблачное будущее.
Но наступил страшный и трагичный в его судьбе 1915 год. Тяжелая травма (последствие детской мечты) привела к заболеванию – туберкулёз позвоночника. Болезнь, осложнённая частичным параличом, приковала его к постели на долгих шесть лет. Молодая жена ушла от Александра.
По рекомендации врачей Беляев с матерью переехал в Крым. Три года он провел в гипсовом корсете. Много читал, в том числе переводную зарубежную фантастику, медицинскую литературу, изучал иностранные языки… Тогда же на свет появился известный персонаж из рассказа «Голова профессора Доуэля».
Вначале, в 1925-м, был опубликован именно рассказ с таким названием. «Могу сообщить, что произведение «Голова профессора Доуэля» – произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал – полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать «голова без тела»…
Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля» по книге А. Беляева (СССР, 1984 год)
Развитие фантастических идей и предсказаний автор продолжил в произведениях «Остров погибших кораблей» (подобный «остров» он поместил в Саргассово море), «Властелин мира» (здесь уже поднят вопрос катастрофических последствий изобретений), «Последний человек из Атлантиды».
В 1923 году Беляев с новой женой, которая помогла ему встать на ноги в жизни и творчестве, перебрался в Москву.
Литературная деятельность Беляева-писателя оказалась успешной. Захватывающую фантастику публиковали известные журналы «Вокруг света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт»… А когда в журнале «Вокруг света» появились главы романа «Человек-амфибия» имя писателя, без преувеличения, узнал весь Советский Союз.
В течение двух лет роман, в котором соединились фантастика, мелодрама, социальные аспекты, трижды выходил отдельной книгой. Он был переведён на многие языки. Забегая вперёд, можно сказать о том, что уже после смерти автора, в 50-е годы в СССР, пожалуй, не было человека, не читавшего «Человека-амфибию», а в 1961 году роман был экранизирован (впрочем, как и многие другие произведения фантаста). И вновь успех превзошёл все ожидания – фильм посмотрели больше 65 миллионов зрителей!
Кадр из фильма «Человек-амфибия» по книге А. Беляева (СССР, 1961 год)
Освоение космоса – ещё одна тема, воплощённая в произведениях Беляева. Чтобы создать миры произведений «Воздушный корабль» и «Прыжок в ничто» автор посвятил немало часов изучению передовых разработок в этой области, трудов Циолковского. «Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии», – написал в отзыве на «Воздушный корабль» известный учёный. Рассказ о космическом путешествии на Венеру «Прыжок в ничто» вышел с предисловием К.Э. Циолковского. Переписка двух неординарных личностей продолжалась до смерти ученого. Основоположнику космонавтики писатель посвятил произведение «Звезда КЭЦ», назвав его инициалами звезду.
В конце 20-х годов Беляевы ненадолго обосновалась в Ленинграде, после нескольких переездов, в 1931-м, они возвратились и семь лет прожили в «северной столице». Болезнь писателя обострилась, он практически не вставал с постели. И словно в ответ суровым жизненным обстоятельствам написал роман «Ариэль» – о человеке, способном взлететь, подняться в небо как птица. Много позже, после войны и возвращения из немецкого плена, жена писателя обнаружит обращённую к ней записку: «Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».
Последним местом жительства писателя-фантаста стал город Пушкин в пригороде Ленинграда. Здесь Беляевых застала Великая Отечественная война. Болезнь не позволила Александру Романовичу эвакуироваться, с ним остались его родные.
А. Беляев, «Ариэль», цифровая аудиокнига
В январе 1942-го писатель в возрасте 58 лет умер от голода в оккупированном городе. Его точное место захоронения неизвестно, вместе с другими погибшими он был погребён в общей могиле. Архив Беляева оказался безвозвратно утерян из-за попадания в дом снаряда. Так закончился его земной путь, но не литературный.
…Биографы говорят о трёх жизнях замечательного писателя. Первая – с рождения до публикации «Головы профессора Доуэля», вторая вместила годы его плодотворного литературного труда, третья не прекращающаяся и поныне – жизнь в его книгах.