Бархатный сезон, или Сорок лет спустя
В середине сентября в крымском городе Саки прошел IV Международный фестиваль русской музыки и пения «Бархатный сезон». Участниками его стали учителя музыки общеобразовательных и музыкальных школ. Впрочем, только эта категория педагогов и может быть участником фестиваля. «Бархатный сезон» – это праздник для учителя музыки.
***
А началось всё ещё в прошлом веке. Давным-давно, когда служба в армии считалась священным долгом и восемнадцатилетние мальчишки гордились не тем, что сумели «откосить» от службы в армии, а тем, что смогли попасть в ВДВ или на Флот. Когда ещё существовала великая держава, в которой «Служу Советскому Союзу!» были не просто словами, произносимыми согласно воинскому Уставу, а чем-то значительно большим. Право же произнести эту фразу – надо было ещё заслужить.
Мне повезло. И род войск, в котором довелось служить, был вполне подходящим для удовлетворения амбиций молодого воина, и место службы – Прибалтика, пригород Риги. Место достаточно престижное со многих точек зрения: во-первых, удаленности от дома – как-никак почти полторы тысячи километров; важно было подальше, чтобы прочувствовать в полной мере удаленность от семьи; во-вторых, близость государственной границы, охранять которую в те времена мечтал чуть ли не каждый мальчишка.
Везение на этом закончилось. Дальше начиналась служба со своими суровыми буднями: боевыми дежурствами, нарядами по очереди, нарядами вне очереди и т.п. и редкими праздниками: письмами от родных и близких, увольнительными в город, отпуском на родину. И если частота получения писем зависела от частоты их написания, то на краткосрочные отпуска влияло только качество службы.
Запомнились прежде всего увольнительные в выходные дни.
И тем, что можно было в парадной военной форме пройтись среди штатских. Думалось, что на меня, защитника Отечества, с благодарностью смотрит весь город. Город, сон которого в будни охраняю я.
И тем, что можно целый день бродить (если для военного человека это слово подходит) по «тихим улочкам Риги», напевая знаменитый в то время «Ноктюрн».
И, самое главное, ожиданием возможности зайти в Домский собор и услышать его знаменитый орган. Почему именно Домский собор? Почему именно орган?
***
Информация о Домском органе, вспомнилось, была записана на мою «подкорку» на первом же занятии по сольфеджио в музыкальной школе. Не помню уже, к сожалению, даже имени учителя (он преподавал у нас меньше года), но как сейчас помню и граммофон на учительском столе, и виниловую пластинку, бережно установленную на диск проигрывателя, и волшебные звуки. Звучал орган Домского собора. Это был Бах. Фуги.
Не верилось, что так вот легко можно осуществить мечту детства – увидеть знаменитый собор и услышать удивительный орган.
И ведь не довелось. То собор был на ремонте, то сам орган. Когда же завершились все ремонтные работы, начало представлений назначалось на столь позднее время, что невозможно было даже попасть хотя бы на начало музыкального действия – «труба звала». Воинская часть была достаточно далеко от Риги и выезжать из города приходилось очень рано.
Завершилась служба. Думалось, что уж теперь-то в любой момент смогу выбраться в Прибалтику. Куда ж она денется…
Делась. Стала заграницей. Без визы – никак и никуда.
И вдруг – чудо. Приглашение в Латвию, в Ригу на конференцию, с посещением Домского собора в программе.
Виза есть. Время для поездки – есть. С желанием ехать тоже без проблем.
В итоге были и Латвия, и Рига, и Домский собор. Не было только органа – в тот день он был выходной…
Прошел ещё один год. Очередная оказия в Ригу. Домская площадь. Собор … в строительных лесах.
Вспомнилось всё, что я знаю об этом великолепном творении рук человеческих.
«Дом Бога» – перевод с латинского. Основан в 1211 году.
Первый орган в соборе был установлен в конце XVI века, современный – тот, что я всё никак не могу услышать, – в 1884 году. Высота его 25 метров, труб металлических и деревянных почти семь тысяч, четыре клавиатуры для рук, одна педаль для ног…
***
Что это за листок? На латышском языке, который я вдруг стал понимать, сообщалось, что в 12.00 начало представления, т.е. через 5 минут.
В полдень я услышал орган Домского собора. Вживую. Звучал Бах. Фуги.
С закрытыми глазами слушал волшебную музыку.
Думал о солдатике, считающем себя защитником Родины, мечтающем услышать творения И.С.Баха и совершенно не ведающем, что, как теперь выясняется, оккупантом он был для той земли…
Думал об учителе. Учителе музыки, который подарил мне удивительную мечту. Мечту, с которой я жил сорок лет. Об Учителе, имени которого я так и не смог вспомнить…
Многие ли из нас могут вспомнить своего учителя музыки, учителя пения?
Наверное, единицы. Дисциплина-то – вроде как и не то что не важная, а, может, даже и вовсе ненужная в школьном курсе. В аттестате даже не обозначенная.
Захотелось сказать спасибо своему Учителю, вернуть, насколько это возможно (если возможно вообще!), долг.
***
Так появился на свет «Бархатный сезон».
Фестиваль-конкурс русской музыки и пения.
Место проведения Фестиваля – музыкальная школа имени Юрия Богатикова – было выбрано неслучайно. В школе замечательный коллектив учителей музыки, который взял на себя миссию разработать идеологию музыкального праздника. Замечательный концертный зал. Великолепные инструменты. Высокопрофессиональные специалисты, обеспечивающие качественное проведения мероприятий фестиваля-конкурса.
Директор школы Наталья Вячеславовна Кравченко взяла на себя все хлопоты технологического характера.
Всё остальное – название, время проведения, сроки, программа и т.п. – было делом техники.
Главной идеей фестиваля было, есть и, надеемся, будет желание подарить учителю музыки праздник.
Начиналось всё с малого. Полсотни участников. В основном – крымчане.
Короткая программа: первый день - открытие и конкурсная программа, второй – подведение итогов, награждение, гала-концерт и закрытие. Была музыка, был конкурс. Было много работы. Некогда было отдохнуть, не оставалось времени для общения.
В этом году, кажется, всё удалось.
Все организаторы фестиваля: Всеукраинская общественная организация «Русская школа», представительство Россотрудничества в Украине, фонд «Русский мир», молодежная организация «Сорок пятая параллель» и Сакский городской совет сработали на славу.
Участниками фестиваля стали сто двадцать музыкантов (всё больше – молодежь, до тридцати) из двадцати регионов Украины и Российской Федерации. География участников, действительно, впечатляет: музыканты приехали из самых восточных регионов – Луганская и Донецкая область, северных – Харьков и Сумская область, центральный регион – Полтавская и Киевская область, западных – Хмельницкая область, южан представляли, конечно, крымчане, а также музыканты из Херсона и Запорожской области.
Дирекция фестиваля создала участникам все необходимые условия для качественной подготовки к выступлению в конкурсной программе, предоставив комфортабельные номера в гостинице на берегу Черного моря, организовав питание и обеспечив транспортное сообщение между местом проведения фестиваля и местом проживания. Традиционно уже, согласно Положению о проведении фестиваля, участники оплачивали только дорогу, остальные расходы взяли на себя организаторы.
Начался «Бархатный сезон» с торжественного открытия, на котором гостей и участников музыкального праздника приветствовали организаторы и учредители фестиваля.
Конкурсная программа музыкального форума включала в себя состязания в четырех номинациях: инструментальная музыка – соло и ансамбли, вокал – академический и эстрадный.
По условиям конкурса каждый участник исполнял по два произведения.
Конкурсному жюри, возглавляемого народной артисткой Украины профессором Херсонского государственного университета Натальей Витальевной Лелеко, выпала нелегкая задача – определить победителей и призеров. Уровень исполнительского мастерства превзошел все ожидания.
Справились. Успешно. Объективно.
Обладателями Гран-при фестиваля стали пианисты А. Шолотов (Харьков) и М. Левандовский (Феодосия), балалаечник Г.Курлов (Ялта) и инструментальный ансамбль «Триумфал» (г. Пологи, Запорожская область).
Гала-концерт, сопровождавший церемонию закрытия фестиваля-конкурса «Бархатный сезон», стал настоящим праздником русской музыки и пения.
Через год, во вторую пятницу сентября, стартует пятый фестиваль.
***
Вроде как и передохнуть можно, расслабиться, но…
Остается какое-то непонятное чувство недосказанности, недо… ещё чего-то или кому-то?
Мальчишке, впервые услышавшего Баха?
Солдатику, мечтавшему о «живом» звуке органа?
Или может Учителю музыки, имя которого так хочется вспомнить…