Богородичное кольцо единства
Как же любят наши люди праздник Успения Пресвятой Богородицы! Православный народ сумел проникнуть в самую его суть и назвал Богородичной Пасхой. Свидетельством такой возвышенной любви к Царице Небесной стало множество храмов и монастырей, освященных в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Но совершенно особе место среди них занимают Свято-Успенские лавры: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская, а также Псково-Печерский монастырь, «Печоры» - так с любовью именуют эту славную обитель православные богомольцы. Она не имеет статуса лавры, но неразрывно связана с великими лаврами Русской церкви. Все вместе они образуют Небесное Богородичное кольцо единства во Христе.
+ + +
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра – один из древнейших русских монастырей. Основанная в XI веке на месте непроходимых лесов преподобным Антонием, обитель является свидетельством принесения благодати Святой горы Афон на киевские горы. С пещеры, ископанной в поисках уединенной молитвы, начинается история первой Свято-Успенской лавры. В 1096 году монастырь подвергся разорению от половцев, в 1151 году от торков, причерноморского тюркского племени, в 1169 году от берендеев. В 1300, 1399 и 1482 гг. монастырь претерпевал набеги татар, в том числе крымских.
Но, пожалуй, самыми разорительными и воистину ужасными стали последствия завоевания Киева и всей южной Руси ордами хана Батыя в 1240 году. В страшных мучениях за Веру Христову отошла ко Господу большая часть братии Свято-Успенской обители, уцелевшие монахи в поисках места для молитвы ушли на запад.
Скалистая, покрытая густым лесом гора на Волыни стала прибежищем изгнанных киевских иноков. В память о реке Почайне, притоке Днепра, на берегу которой когда-то располагался их монастырь, называют они свое новое место Почаев. Благословение Пресвятой Богородицы этими исповедниками было получено видимым образом. Сама Пречистая явилась им в огненной неопалимой купине, а от стопы Ее остался след на камне, из которого по сей день истекает святая вода. Так зародилась славная Свято-Успенская Почаевская лавра.
Шли годы, столетия. Восстанавливались и обустраивались монастыри. Но новая беда пришла на Святую Русь – уния. В XV веке начинается новый исход православного монашества, практически истребляемого католиками и униатами на территориях Юго-Западной Руси, ставшей окраиной Речи Посполитой.
По преданию, именно в это время и начинается история Свято-Успенской Святогорской лавры. Некогда дозорный пункт на Северском Донце, граница Московии и Дикого поля, Святые Горы стали новым прибежищем гонимого русского монашества. Здесь также были непроходимые леса и меловые скалы, в которых и были ископаны пещеры. В XVII веке, согласно летописям, здесь уже был монастырь.
Однако и он подвергался разрушительным татарским набегам. И вновь уцелевшая братия была вынуждена бежать. Путь монахов лежал на север, в Псковские земли.
Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Псково-Печерским. Однако еще с конца XIV века местные жители слышали, как из глухого леса близ ручья Каменца раздаются «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощущается благоухание «яко от множества фимиама». По преданию, сюда бежали некоторые из братии разоренной ханом Батыем Киево-Печерской обители.
Ведь что нужно было древнему русскому монаху? Уединение в непроходимых местах и молитва в пещерах.
Сегодня трудно даже себе представить, как жили и подвизались эти Божии угодники. Пещера – это полное уединение, когда они на один с Богом в первозданной тишине и непрестанной молитве.
Самым настоящим комплексом пещер славится Киево-Печерская лавра. Пещеры есть в Почаеве и Святых Горах. В Печорах они нерукотворные, «Богом зданные». Современная наука также делает вывод об их естественном происхождении в отложениях песчаника. Однако невозможно не удивляться, как в таком подвижном грунте могут существовать на протяжении веков не только захоронения, но и самые настоящие храмы! Воистину невозможное человекам возможно Богу. И, конечно же, основными святынями лавр являются храмы, освященные в честь Успения Пресвятой Богородицы.
+ + +
В Печорах – это пещерный храм, ископанный в холме из песчаника преподобным Ионой Псково-Печерским.
Он был освящен в 1473 году. Эта уникальная церковь имеет только передний фасад, а противоположная сторона уходит в гору. Однако в 1758-1759 годах над этим храмом построили еще один – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь оба этих замечательных храма Царицы Небесной имеют общий фасад, а войти можно из дальних пещер. Примечательно, что в XIX веке над Покровским храмом возвели разноцветные купола, по форме напоминающие главы Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры.
История этого собора трагична, как и история самой лавры. Заложенный в 1073 году преподобным Феодосием Печерским, этот храм воспринимался на Руси как некий эталон. И, в самом деле, это был один из самых крупных по размерам древнерусский храм. Его поколебало землетрясение 1230 года, его разграбили татаро-монголы в 1240 году и крымские татары в 1482 году, в 1718 году собор был практически разрушен сильнейшим пожаром. Но восстановленный в 1729 году, расширенный и благоукрашенный Свято-Успенский собор блистал вплоть до скорбной даты 3 ноября 1941 года.
В этот день разграбленный фашистской ордой храм был разрушен взрывом, по свидетельству документов Нюрнбергского трибунала. Так, в руинах, он простоял до 1995 года, когда было принято решение о восстановлении Успенского собора.
Освященный 24 августа 2000 года, главный храм Киево-Печерской лавры продолжает благоукрашаться и сегодня.
+ + +
Нарядный, в стиле позднего барокко, Свято-Успенский собор Почаевской лавры паломник видит, еще только приближаясь к обители. Кажется, что он существует сам по себе: отдельно от земли и почти на небе. Такое впечатление создает особое расположение. Ведь собор возвышается над землей на 56 метров, да еще и стоит на вершине горы высотой 65 метров.
+ + +
Свято-Успенская Святогорская лавра испытала на себе многие перипетии взаимоотношений церкви и государства. Восстановленный после набегов крымских татар, монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II. Монастырские храмы стали приходскими, а земли отошли во владение князя Потемкина. Такой была политика императрицы в отношении монастырей. И только в 1884 году монастырь был восстановлен. Но в 1922 году здесь учреждают дом отдыха для трудящихся. Святогорская обитель была вновь открыта спустя 70 лет, в 1992 году, а в 2004 году получила статус лавры.
Это необычайно живописное место: белые, меловые скалы, окруженные лесом, и на фоне этой благости Божией прекрасные здания обители. Ее главный храм – Свято-Успенский собор – представляет собой грандиозное здание высотой 53 метра и 42 метра в длину. И возведено оно в неоднородной местности, среди меловых скал!
Построенный в 1868 году, этот собор был полностью отреставрирован и вновь освящен приснопамятным Блаженнейшим митрополитом Владимиром 8 сентября 2000 года.
Здесь пребывает чудотворная Святогорская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, ее написал афонский монах, пришедший в обитель на богомолье. Пораженный красотой окружающей местности, строгим уставом монастыря и благочестием насельников, он принял решение украсить обитель тем искусством, которым владел…
Сегодня престольный праздник в великих Свято-Успенских лаврах Русской церкви. Как драгоценные камни сияют они в особом, Богородичном, кольце нашего единства во Христе. Строгий жемчуг Киево-Печерской лавры. Сверкающий бриллиант Почаева. Уникальный топаз Святогорья. Нарядный самоцвет Печор. И не под силу разделить их мироправителям века сего.