ссылка

Донецк: фронтовой театр едет в Россию

Увеличить шрифт
А
А
А

Огромные кофры, обшитые металлическим листом и изготовленные в прежние годы для гастролей в Италии, еще до начала спектакля прижались к стене длинного коридора за сценой Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Об их предназначении говорили надписи: «Турандот. Костюмы хора», «Турандот. Головные уборы»… Они терпеливо ждали, пока на сцене выяснят отношения строптивая и жестокая принцесса и влюбившийся в нее принц Калаф.

Зрители, заполнившие зал «Донбасс оперы» (так вот уже несколько лет называют театр, не отказываясь при этом  и от прежнего  официального названия) на протяжении всего спектакля и не подозревали, что уже в середине второго акта в Донецке загромыхали взрывы – начался массированный обстрел северных и западных окраин шахтерской столицы. Впрочем, разрывы ракет, выпущенных украинскими «Градами», продолжались и после окончания спектакля. В тот вечер, как стало известно позже, ВСУ и каратели из так называемых добробатов выпустили по Донецку и расположенной от него на расстоянии вытянутой руки Ясиноватой почти 130 ракет, мин и артиллерийских снарядов.

И поэтому не в память о «расстрельном» для Донецка 2014 годе, а как руководство к действию выглядит табличка с надписью: «Бомбоубежище», вот уже четвертый год не снимаемая со щита для информации у проходной служебного входа в театр.

Но было бы ошибкой подумать, что кофры за сценой – показатель готовности к эвакуации. Театр собирается на гастроли, в программу которых и включена опера Джакомо Пуччини «Турандот».

* * *

Парадоксально, но факт  - театр, три года работающий в осажденном озлобленной нацистской военщиной Донбассе и по праву заслуживший звание фронтового, готовится явить свое искусство в городах России, будто зеркально отражая девиз времен Великой Отечественной «Тыл – фронту!». Донецкие артисты едут с фронта в тыл. Конечно, коротки и маршрут, и афиша гастролей – ценителям оперы Волгограда и Воронежа предстоит увидеть лишь два спектакля - уже упомянутую «Турандот» и оперу Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

Это лишь две из трехсот постановок, осуществленных Донецким театром за 85 лет его работы. На сцене театра в разное время выступали народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко. В репертуаре не только оперы и балеты, но и оперетты, детские музыкальные сказки. В прежние годы коллектив театра гастролировал по всему миру - от Европы до Японии и США.

Все изменилось три года назад, когда в Донбасс пришла война. Настоящая, с постоянными обстрелами из минометов, пушек и РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч». Город все лето 2014-го содрогался от взрывов. Но экзамен на прочность Донецкий оперный театр выдержал с честью, уже осенью 2014 года, несмотря на продолжающиеся боевые действия, возобновив работу. И это притом, что к тому времени ряды коллектива сократились более чем наполовину. Но одновременно война позволила открыть и новые имена, и новые голоса. Остались в Донецке и ветераны, такие, например, как солистка Венской оперы, заслуженная артистка России Людмила Шемчук, отказавшаяся от возможности уехать за рубеж, чтобы поддержать родной театра.

Не стала неразрешимой проблема дирижерской «бригады», в полном составе не  просто дезертировавшей, но и не забывшей во время бегства прихватить с собой партитуры сразу нескольких опер и балетов. Тогда за дирижерский пульт встали артисты  - вокалисты и оркестранты, в том числе и нынешний главный дирижер театра Юрий Парамоненко. И донецкая опера продолжила звучать в полный голос.

В прошлом году состоялись и выездные гастроли,  первые большие гастроли за два военных года. Они словно расширили для творческого коллектива «Донбасс оперы» границы – одновременно и творческие, и культурные, и географические. Труппа в гастрольном туре по Краснодарскому краю и Ростовской области показала соседям оперы «Бал-маскарад» и «Аиду» Джузеппе Верди. Спектакли прошли при полных аншлагах, под  бурные овации зрителей. 

- Гастроли прошли успешно и в Краснодаре, и в Ростове, - делился с журналистами впечатлениями генеральный директор «Донбасс оперы» Евгений Денисенко.Огромная благодарность организаторам этого тура, российскому фонду «Большие гастроли» за поддержку и приглашение. Принимающей стороной все было организовано на высшем уровне. Многие заочно знали донецкий театр, но до этого не видели его и не слышали. А еще не верили, что в столь трудный период опера здесь сохранилась и звучит так, как она должна звучать!

* * *

Донецкий театр оперы и балета – один из шести, существовавших до войны на Украине. Впрочем, работать в военные годы донецким артистам не привыкать. Есть какая-то символичность в том, что новоселье в нынешнем здании ранее базировавшийся в Луганске театр отметил премьерой оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» всего за два с небольшим месяца до начала Великой Отечественной войны - 12 апреля 1941 года. 

Первый «донецкий» сезон театра досрочно завершила война - коллектив был эвакуирован в Киргизию, где продолжал работать над созданием новых спектаклей,  параллельно выступая с концертами в воинских частях и госпиталях.

Освободившие  областной центр красноармейцы водрузили первый алый штурмовой флаг 7 сентября 1943 года именно над зданием оперного театра, возвышавшимся тогда над руинами и одноэтажными постройками.   

Вернувшийся в апреле 1944 года в родные стены коллектив, «прибравшись» за незваными «зарубежными гостями» и их местными пособниками, приступил к работе. Выбор репертуара продиктовала продолжающаяся война, уже подходившая к границам Советского Союза. В  сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь». С этой постановки и начался отсчет мирного творческого периода театра, за послевоенные годы ставшего фактически бессменным центром музыкальной культуры Донбасса, популяризатором классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.

* * *

В наши дни, снова прозвучав в России, донецкая опера открыла дверь в большое культурное пространство, получив многочисленные предложения о сотрудничестве от коллег в российских культурных центрах. Рассказывая о гастролях донецкой оперы, нельзя не обратить внимания на еще одну особенность – оперы итальянских композиторов идут на языке оригинала, но с русским переводом на электронном табло. Это продиктовано тем, что «Донбасс опера» на протяжении ряда лет активно контактировала  с коллегами из Италии, куда почти постоянно выезжала на гастроли. Поэтому произведения Джузеппе Верди и других итальянских композиторов здесь ставили часто в сотрудничестве с приезжавшими  профессионалами. Например, ставший два года назад «выездным» «Бал-маскарад» должен был режиссировать Итало Нунциато, но эту работу итальянского маэстро прервала начавшаяся война, он вернулся домой. Осуществить постановку согласился принявший предложение дончан народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, ведущий солист и режиссер Мариинского театра Юрий Лаптев. Ученицей которого, кстати, является главный режиссер «Донбасс оперы» Оксана Антоненко.

Сам режиссер, вспоминая работу над спектаклем, отметил, что работать с донецкими актерами ему было очень легко, потому что все были объединены одной целью. «Сказать, что я совсем не волновался, когда ехал в Донецк, значит, сказать неправду, - подчеркнул Юрий Лаптев. - Но я знал, что делаю. Я сам родом из Ленинграда, который в Великую Отечественную войну 900 дней находился в блокаде, и у меня между тем событием и нынешней ситуацией в Донбассе возникают четкие параллели. Я считаю, что актерский труд в данном случае - подвиг не меньше подвига ратного! Остались те, кто, зная все риски, продолжает дарить людям радость и возможность ощутить, что, кроме окопов, есть еще нормальная, мирная жизнь!»

* * *

Нынешнему турне в Россию, как и прошлогоднему,  предшествовала большая подготовительная работа как технического состава, так и творческого. «Конечно, работа нелегкая, – отмечает заведующая литературно-драматической частью театра Татьяна Мельникова. – Во-первых, в командировку отправляются сразу полторы сотни человек – вокалисты, оркестр, балетная группа, технические работники. А еще почти девять тонн декораций и костюмов! И все это нужно перевезти чрез границу. Кстати, не могу не отметить: в прежние годы оформлять наш «багаж» для гастрольной поездки в ту же, скажем, Италию было гораздо легче, чем сейчас, выезжая на гастроли в соседнюю Россию».

Но она убеждена, что неприятный осадок от крючкотворства таможенников обязательно развеется шквалом оваций, которыми непременно наградят донецких артистов волгоградские и воронежские любители оперного искусства.

96
Поставить лайк: 190
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Андрей Иванов: «С Освободительным походом Красной армии пришло спасение нашего генофонда»

Апостол печатного слова Иван Фёдоров и его «Апостол»

24 мая – день в нашей истории

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

Даниил Апостол и его «Решительные пункты»

Самоубийственная политика Польши и восстание Наливайко

https://odnarodyna.org/content/doneck-frontovoy-teatr-edet-v-rossiyu