Донецк. Лицей на линии огня
«Два года счастья», «Родной теплый дом» - так отзываются о времени учебы в Республиканском многопрофильном лицее-интернате при Донецком национальном университете его выпускники. В этом учебном году лицей отметил свое 25-летие. Отметил красивым балом в гостинице «Шахтар Плаза», на котором с приветственной речью к юбилярам выступил глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.
Лицей не только выстоял за два года войны в Донбассе, но и обрел второе дыхание. Об этом наш рассказ.
ИСТОРИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
Лицей был создан в первые перестроечные годы как учебное заведение нового типа для одаренных детей. Не исключаю, что высоким образцом для него послужил Царскосельский лицей, давший России великого Пушкина и целую плеяду выдающихся политиков, писателей и общественных деятелей. Для Украины это было первое многопрофильное учебное заведение. Высокий профессиональный уровень преподавательского состава (от учителей-методистов и заслуженных учителей до остепененных преподавателей университета), научная и творческая база, теплая атмосфера привлекают к нему талантливую молодежь Донбасса. Результаты работы впечатляют: практически все его выпускники становятся студентами вузов. За четверть века лицеистами было подготовлено около 3000 научных проектов, их достижения отмечены 597 дипломами всеукраинских и республиканских конференций МАН [Малой академии наук], завоевано 786 дипломов на олимпиадах различного уровня, в том числе международных. На каждый прожитый лицеем год приходится защита шести кандидатских диссертаций его выпускниками. А трое бывших лицеистов стали маститыми докторами наук.
ВОЙНА
Но начало вооруженного конфликта в Донбассе показало, как хрупок окружающий мир. В любой момент тупая болванка, запущенная руками негодяев или дураков, может разрушить то, что создавалось, холилось и лелеялось десятилетиями. Обстрелы города украинскими «освободителями» продолжались не день и не месяц. Забегая вперед, скажу, что они регулярно звучат и сейчас, в дни т.н. минского перемирия, но больше - на линии соприкосновения войск и являются не такими разрушительными для города.
А тогда Донецк опустел. Родители стремились вывезти детей из опасной зоны. Оставшимся в срочном порядке пришлось овладевать новыми навыками: во время обстрелов держаться подальше от окон, выходя из дома, не надевать светлую одежду, потому как, возможно, придется падать на землю, по пути следования искать естественные укрытия и многими другими. Не раз сотрудникам и учащимся приходилось прятаться в бомбоубежище. Бежали сюда и жители окрестных домов.
В самые горячие дни 2014 года, когда город уничтожала тяжелая артиллерия украинских «освободителей», в лицее осталась только пятая часть ребят. Уехали и некоторые преподаватели.
НАФАНЕЦ
Среди стойких оловянных солдатиков, оставшихся в городе и лицее, была и русский филолог, учитель-методист, заместитель директора лицея Елена Нафанец.
Учитель высшей категории, награжденная за достижения медалью им. Н.В.Гоголя, она в течение многих лет является участником международных проектов "Искусство. Наука. Образование" (Краков, Польша). За этими штрихами официальной биографии стоит любовь. Любовь к детям и своему делу. Ее девиз – «Надо жить интересно». Высокий творческий потенциал и желание поделиться им притягивают к ней окружающих. Она держит связь со многими своими выпускниками и может рассказать об их достижениях. «Две мои ученицы, которые изучали в лицее русский язык и литературу, работают сейчас в МГУ, – с гордостью говорит она. – Аня Теличко уже кандидат наук, Катя Сокрута – доктор».
Зная Елену Александровну много лет, смело могу сказать, что она создала в лицее островок русской культуры. И это в то время, когда в русле государственной политики, проводимой на Украине с начала ее образования, с нарастающим усилием из жизни изгонялось все русское, а сами учителя-русисты были отнесены к «преподавателям иностранной литературы». Руководитель и идейный вдохновитель литературного клуба, выходя далеко за рамки чтения и обсуждения книг, выпуска газет и альманахов, она праздновала с ребятами День лицея, наполняла русским содержанием Международный день родного языка, участвовала в мероприятиях Русской общины. С институтом последипломного образования проводила фестивали, которые сразу же перешагнули уровень школьной самодеятельности.
* * *
Говорят, что время выбирает героев и выдвигает лидеров. Так и произошло. Уже год Елена Нафанец – директор лицея.
- В опустевшем Донецке, сама пустота которого морально на тебя давила, в котором каждый день слышны выстрелы и взрывы, было сложно, – говорит Елена Александровна о первом годе директорства. – Хотелось поддержать детей. С выбором не сомневалась ни минуты: я не могу бросить свой дом. Не могу оставить лицей, обманув и выпускников, и тех, кто учится сейчас. Я проработала здесь четверть века, здесь учился мой сын, сюда хочет прийти учиться мой внук. Более того, начиная с развала СССР, мы видели, что на нас надвигается. Мне ведь нельзя было говорить о том, что мой отец в Великую Отечественную войну служил в разведке вместе с Кузнецовым. Горько оттого, что уже два года я не могу съездить на могилу, которая находится на территории, подконтрольной ВСУ. Но сейчас мы продолжаем традиции дедов и отцов.
Надо сказать, что 2015-й был сложным для Елены Нафанец и в личной жизни. Сначала она овдовела. Потом пришлось спасать своих собственных детей, которым поступали угрозы физической расправы. Пришлось научиться водить машину, стрелять. Помогала и своим, и лицейским детям.
ИЗЛОМ
Испытанием для лицея стали не только обстрелы и ощущение опасности. В нем, как в капле воды, отразились процессы, характерные для украинского общества. Четверть века пропаганда утюжила граждан утверждением об исключительности украинской нации, одурманивала мифами и науськивала на Россию. А на финальном этапе, закрепив урок силовыми методами, киевская власть решила сделать Донбасс безлюдным. Так появился фейковый Донецкий национальный университет в Виннице, куда переехала часть преподавателей и студентов, наиболее оголтелые из которых, такие как историк Елена Стяжкина, стали требовать для Донбасса чуть ли не полного уничтожения. Мы оставим в стороне медицинскую сторону этого явления, заметив, что подавляющая часть профессорско-преподавательского состава ДонНУ и лицея остались верны малой родине.
Правда, и здесь попадаются те, кто ждет возвращения Украины. Одни банально стали жертвой пропаганды, другие комфортно обустроились при украинской власти, пели ей осанну, а пагубные явления и процессы прикрывали «свидомостью» и «национальной идеей». Для таких назначение Елены Нафанец – человека убежденного и принципиального, проработавшей в лицее практически с момента его создания и знающего всю подноготную, стало настоящим ударом.
- На меня за этот год, – говорит директор, – было написано восемь доносов. Начиная с марта с проверками сюда приходили представители всех силовых структур – и все уходили со словами поддержки. Потому что увидели, что поклепы не имеют под собой основания, что я не позволяю разрушить лицей изнутри и готова публично отчитаться о своей работе по сохранению и процветанию лицея.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Было всякое. Был момент, когда у руководителей системы образования возникла идея объединить все четыре донецких лицея, в т.ч. военный и медицинский. Пришлось убеждать в том, что это делать нельзя.
Это тяжелое время стало для многих моментом истины, выявления недругов и обретения новых настоящих друзей.
- Мои бывшие ученики, – говорит Елена Нафанец, – помогли отремонтировать крышу, которая пострадала во время обстрелов, восстановить Интернет, отремонтировать бомбоубежище. И самое главное, мы провели огромную работу по набору учащихся, что сохранило рабочие места для преподавателей и сотрудников лицея. Набор 2015 года, невзирая на войну, прошел успешно, хотя на довоенный уровень, когда на место претендовали пять человек, еще не вышли.
А вот общее число лицеистов в этом году уже приблизилось к довоенному уровню. Большую роль в этом сыграло внедрение дистанционной формы обучения, что позволило не прерывать учебу тем ребятам, которых родители увезли в Россию или к родственникам на Украину. Отрадно заметить, что выпуск военного 2015 года украсили шесть медалистов.
Все выпускники получили аттестаты ДНР, и подавляющее большинство из них стали студентами Донецкого университета. А для тех, кто изъявил желание учиться в России, была предоставлена возможность сдать ЕГЭ, по результатам которого почти все были зачислены в вузы РФ.
Жизнь в городе продолжается.
ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ
Сегодня лицей обрел новый, республиканский, статус. Учитывая потребности молодой ДНР, в следующем учебном году к 10 существующим профилям добавятся новые, где будут изучать английский, арабский, китайский, немецкий, новогреческий, французский языки и иврит. И если раньше выпускники филологических классов заканчивали лицей с двумя языками, то теперь будут владеть четырьмя. Качество обучения повышают и 36 элективных курсов, т.е. спецкурсов. Надо сказать, что организация обучения в лицее, равно как и в университете, ориентирована на российское образование.
В проекте – открытие экономических специальностей.
Планы у коллектива, возглавляемого инициативным директором, большие. Учитывая высокий интерес школьников к лицею, здесь планируют вернуть дистанционное обучение для тех, кто хочет поступить в лицей. А для абитуриентов вместе с конкурсом аттестатов проводить творческий конкурс.
Планируют обустроить систему радиовещания, выпускать радиогазету, которую будут делать будущие журналисты и культурологи. Уже сейчас ребята совместно с университетом делают телепередачи, участвуют в пресс-конференциях. Во время бала в «Шахтар Плазе» будущие журналисты взяли интервью у главы ДНР Александра Захарченко.
- Сейчас родители и дети, – говорит Елена Нафанец, – просят ввести начальную военную (и как часть ее - медицинскую) подготовку. Для воюющего Донбасса это очень злободневная тема, ведь в любой момент каждый может столкнуться с необходимостью защитить себя и близких или оказать помощь раненому.
Как оказалось, наличие НВП в советской школе было обоснованно. Теперь жизнь заставляет вернуться к этой форме. Кабинет НВП решено разместить в бомбоубежище, что в случае необходимости не помешает использовать его по прямому назначению. В штат зачислены два преподавателя начальной военной подготовки, ознакомительные лекции с ребятами проводят сотрудники силовых структур.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Несмотря на военное лихолетье, лицей продолжает оставаться центром детского научного и эстетического творчества. Как и везде, говорят педагоги, у нас есть и негативные явления. В этом вопросе главная задача – создать для них неблагоприятную почву.
Хорошо, если дети овладевают естественными науками. Но если они, кроме этого, прекрасно знают литературу, пишут стихи и картины, то это уже приметы гармонической личности.
Весь 2015 год прошел в лицее под знаком празднования 70-летия Великой Победы.
- Мы проводили праздники ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, – говорит директор, – совместно с военным лицеем делали рыцарский турнир, отмечали День Флага в Донецком военном училище. Фотографировались с почетными гостями – бойцами ополчения ДНР, руководителями республики. В холле лицея организовали фотовыставку, рассказывающую об этом.
Выставка оказалась интересна не только участникам события, педагогам, родителям, друзьям, но и… сайту «Миротворец». На этом гнусном интернет-ресурсе, по доносам публикующем имена противников киевского режима, размещена одна из фотографий. А имя Елены Нафанец пополнило список «сепаратистов» и «ватников».
Что в глазах тех, кто защищает республику от укронацизма, сохраняет и развивает ее потенциал, является не чем иным, как признанием ее заслуг перед Отечеством.