Другая Украина в планах украинской Рады
2 февраля 2016 года украинский парламент с пятого раза принял постановление о памятных датах и юбилеях 2016 года. Голосовали трудно, но недолго. За 15 минут и 5 попыток принять документ количество голосов «за» увеличилось чудным образом с 172 до 244.
Демократия на марше.
Из 13 знаменательных дат, которые на Украине собираются отмечать на официальном уровне в нынешнем году, только две связаны с новейшей украинской историей – 28 июня страна празднует 20-летие Конституции, 24 августа – 25-летие независимости.
Еще шесть вех украинской истории – это фактически история Польши, Литвы и Австро-Венгрии. Четыре даты относятся к событиям, которые произошли в Российской империи. Одна – к периоду УССР.
Это география, вопреки которой Украина доказывает свое существование на мировой карте 500, 400, 200, 100 лет назад.
Странно, что ни одного события, возраст которого исчислялся хотя бы тысячелетием, в 2016 году Украина не отмечает. Постановление Верховной рады, очерчивающее круг дат и юбилеев, упирается в рубеж 525 лет, будто прежде никакой украинской истории вовсе не было. Зрада, не иначе. Удар под дых современным украинским летописцам, ведущим исчисление лет государства от Геродота и Тутанхамона.
Если же взглянуть на заявленные парламентом даты сквозь призму политики, несложно понять: пишется совершенно иная история совершенно иной страны. Другой Украины. Той, которую мы не знали.
* * *
Церковная письменность этой другой Украины родом из « великого града Кракова», где «при державе великого короля польского Казимира» 525 лет назад немец из Франконии Фиоль Швайпольт напечатал на церковнославянском языке «Октоих» («Осмогласник») – первую славянскую богослужебную книгу молитв на каждый день недели.
В этом же году «друкарь» Швайпольт издал «Часовник» – книгу суточных молитв, освящающих определенное время суток. Шрифт для инкунабул (так назывались первые образцы книгопечатания в Европе) изготовил немец – Рудольф Борсдорф из Брауншвейга, студент Краковского университета.
Ряд украинских источников «мещанина краковского Швайпольта» именует Святополком из лемков, языком же молитвенных книг назван «древнеукраинский».
Другая Украина определяет себя в прошлом государством, живущим по трем уставам Великого княжества Литовского, и собирается отмечать в 2016 году 450-летие второго из них (1566 год), утвержденного при «великом князе литовском, Сигизмунде II Августе», который также был королем польским, а позднее – учредителем и правителем Речи Посполитой.
Другая Украина в истории казачества особо выделяет восстание гетмана казаков-низовиков Кшиштофа Косинского (1591-1593), происходящего (по современной украинской версии) из богатого рода Великого княжества Литовского герба Равичей. Служил Косинский князьям Острожским, затем подался в казачество, где по рекомендации «гетмана великого коронного» поляка Яна Замойского властями Речи Посполитой был назначен полковником Войска Запорожского реестрового и одарен землями в Киевском воеводстве. Из-за земель этих, собственно, и началось восстание. Прежние хозяева Косинского – Острожские – считали эти земли своими, поскольку получили на них королевскую грамоту, так называемый привилей. Оскорбленный несправедливостью Косинский собрал несколько тысяч казаков и захватил Белую Церковь, резиденцию старосты Януша Острожского. К слову, горожане встретили казаков как освободителей, поскольку сами бунтовали против нежелания Острожских предоставить Белой Церкви права самоуправления.
Земельный спор между Косинским и магнатами Острожскими перерос в масштабное восстание казачества, выражавшего недовольство поляками, желающими покончить с реестром (службой казаков польской короне), не признающими за реестровым казачеством тех же прав, что и у польской шляхты. Восстание запылало сразу в нескольких воеводствах – Киевском, Волынском, Подольском и Брацлавском, вовлекло в процесс крестьянство. Личная обида Косинского стала детонатором взрыва антипольских настроений. Если сначала польские власти расценивали демарш Косинского исключительно как спор за землю и не торопились помогать Острожским, считавшим себя русинами и исповедовавшим православие, то к 1593 году возникла реальная угроза потери мятежных территорий.
В конечном итоге казаков Косинского объявили вне закона, разбили наголову на Волыни, заставили после военного поражения склонить голову перед Острожскими – подписать обязательство не считать Косинского за атамана и в течение четырех недель избрать себе иного гетмана, «находиться в послушании его милости короля», вернуть награбленное, сдать захваченное оружие, «вечно жить у князей их милостей в прежней любви, никогда не приставать ни к одному человеку против их милостей, а напротив служить им». Однако вслед за этим Косинский подготовил нападение на Черкассы, будучи зол на черкасского старосту Александра Вишневецкого, который принимал участие в разгроме его войска. Кроме того, именно Вишневецкий купил и перепродал имение Косинского Острожским. Но планы поднять новое восстание рухнули – по одним источникам, Косинский нашел свою погибель при осаде Черкасс, по другим – был убит в пьяной драке людьми Вишневецкого, по третьим – принял смерть на переговорах с Острожскими.
В украинской версии восстание Кшиштофа Косинского не имеет никакой меркантильной подоплеки, а сам гетман принял мученическую смерть за Украину, будучи заживо замурованным в каком-то неизвестном монастыре.
В 2016 году украинское государство будет праздновать два 400-летия – первого упоминания Умани и основания Суботова. Основал Умань польский шляхтич, брацлавский староста, магнат Валентий Калиновский, который приобрел в 1609 году «пустыню» на востоке Брацлавского воеводства. Суботов же был отдан отцу Богдана Хмельницкого высокопоставленными чиновниками Речи Посполитой в вечное владение.
"Польский Прометей", аллегория Ораса Верне, 1831 г.
Эти пять дат, все без исключения, призваны донести до современного украинца (жителя Украины) единственный посыл – церковную письменность, свод законов, освоение земель, казачье войско, управление городами и весями Украина получила благодаря польским королям и литовским князьям. Даже восстание казаков было организовано поляком, которого возмутила жадность польских магнатов – управителей Киевского воеводства, присвоивших земли, дарованные Косинскому властями Речи Посполитой. Тоже поляками.
Польский «прометеизм» во всей красе. Польша несет «огонь Прометея» «нерусским» народам, развивая их и мудро управляя их жизнью.
* * *
В списке памятных для Украины дат в период с 1616 по 1816 год – только одна. В 1816 году в Харькове вышел в свет первый выпуск журнала «Украинский вестник». Больше за 200 лет не произошло ни одного события в украинской истории, достойного празднования на государственном уровне в сегодняшней, другой Украине.
Скудны на исторические вехи и следующие 100 лет: украинское государство будет отмечать 150-летие основания Киевской публичной библиотеки и 125-летие Братства «тарасовцев».
«Тарасовцы» – это группа студентов, которые в 1891 году поклялись на могиле Шевченко бороться за Украину «от Сяна до Дона, от Карпат до Кавказа». Сложно представить, каким образом расскажут историю «тарасовцев» в 2016 году – мечтой этих молодых людей, называвших себя «космофилами» и «националами», была федеративная Украина, объединявшая Левобережье, Правобережье, Степь, Кубань и Галичину в одно государство. По нынешним представлениям «тарасовцам» уготован ярлык «федерастов», вне всякого сомнения.
Что же касается юбилея Киевской публичной библиотеки, здесь пропущено одно важное слово. На самом деле 150 лет исполняется Киевской РУССКОЙ публичной библиотеке. Она была создана 3 марта 1866 года по распоряжению правительства Российской империи во времена губернаторства Ивана Фундуклея, победившего в Киеве коррупцию.
На 1916 год приходится сразу два столетних юбилея. Первый – 100-летие основания в Киеве театральной студии выходца из Галичины Леся Курбаса, народного артиста УССР, сосланного на Соловки и расстрелянного в 1937 году. Второй юбилей – разгром Русской армией «усусов» (УСС – украинских сечевых стрельцов), присягнувших на верность Австро-Венгрии, на горе Лысоня на Галичине.
Следуя логике составителей списка памятных украинских дат, следующее празднование военного поражения УСС от Русской армии должно состояться летом 2017-го – исполняется 100 лет Конюховской битве, когда «усусы», как военное формирование, прекратили свое существование.
Советского периода в истории другой Украины просто нет. Никаких достижений, побед и успехов, даты которых стоило бы помнить. Единственная веха приходится на 1976 год, когда была образована Украинская Хельсинская группа.
* * *
Кроме памятных дат, другая Украина отмечает три «дня скорби». На конец июня 1941 года приходится начало расстрелов заключенных, обвиненных в контрреволюционной деятельности, в тюрьмах Галичины и Волыни. На конец сентября 1941 года – массовые расстрелы еврейского населения Киева в урочище Бабий Яр. Третий «день скорби» – убийство Петлюры.
С еврейским вопросом у другой Украины явные проблемы. Хорошо известно, что участниками расстрелов евреев в Бабьем Яру были украинские полицаи из Hilfspolizei (так называемая вспомогательная полиция), а Петлюру застрелил в Париже еврей Шулем Шварцбурд, чьи родственники были уничтожены во время еврейских погромов петлюровцами. Справедливо было бы внести в перечень «скорбных дат» на 2018-2019 годы целую череду петлюровских погромов, которые унесли жизни более 50 тысяч евреев.
Однако скорбь по Петлюре отлично вписывается в якобы подзабытый лозунг украинских нацистов «Геть жыдив и москалив!».
Совершенно укладывается в эту логику и отсутствие в числе трагических для Украины дат Львовского погрома 1941 года – массового уничтожения еврейского населения не только немцами, но и большей частью украинскими националистами ОУН и батальона Nachtigall, а также настроенными против евреев горожанами.
244 депутата Верховной рады поддержали календарь памятных дат Украины, лишенной истории великих побед и великих испытаний в составе Российской империи и СССР.
Целые столетия выпали, будто их и не было вовсе.
* * *
Показательно, что среди «дней скорби» нет ни даты создания Reichskommissariat Ukraine 20 августа 1941 года, ни дат оккупации войсками Третьего рейха и его союзников городов и сел Украины, а ведь в 2016-м исполняется ровно 75 лет с начала Великой Отечественной войны, которая в новейшей украинской истории значится «российско-германской».
Преступлений фашистов на территории УССР в 1941 году, за исключением расстрела евреев в Бабьем Яру, украинские депутаты решили не вспоминать. Словно их и не было вовсе, фашистов. Словно УССР не была оккупирована фашистами 75 лет назад.
Те же люди, которые навязывают Украине новую историю – без фашистской оккупации – и сегодня рассказывают о том, что «на Украине нет никаких фашистов». Аналогии напрашиваются, однако.
Другая Украина, перечеркнув общую историю с Россией, мучительно и бестолково пытается слепить свою собственную историю – без России.
Получается плохо.